Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Путешествие по эстонским замкам. Часть 1-я: Рига - Пярну - Виртсу - Муху.

О подготовке к путешествию см. здесь: http://renatar.livejournal.com/9600.html
Ссылки на остальные части:
Часть 2-я: Муху - Сааремаа - Лихула
Часть 3-я: Лихула
Часть 4-я: Колувере
Часть 5-я: Колувере - Хаапсалу - Падизе - Кейла
Часть 6-я: Таллин, день первый
Часть 7-я: Таллин, день второй

И вот столь планируемый день настал. Выехали мы из Риги по дороге Via Baltica в сторону Пярну, трое человек в одной (нет, не лодке, а машине). И собаки у нас не было. :-)

Накануне этого дня я ознакомилась в Интернете с прогнозом погоды на польском метеосайте http://weather.icm.edu.pl/index2eng.php?ver= - по мнению всех, кто им пользовался, он наиболее точно прогнозирует изменчивую прибалтийскую погоду. Могу подтвердить: с точностью до часа дает время осадков, что позволяло мне уже не раз даже в самый дождливый день "вклиниваться" в сухие просветы.

Так вот, метеосайт обещал небольшой дождь в течение дня с многочисленными просветами. Поэтому, выезжая из Риги под серым облачным небом, с тревогой думалось о том, как сложится дальнейшее путешествие. Все-таки это была наша первая самостоятельная экспедиция на несколько дней. Это совсем не то, как когда приобретаешь билет в турагентстве и дальнейшие организационные проблемы уже не твои.

Монотонно шуршат колеса по новому дорожному покрытию, буквально несколько месяцев назад возведенному по евростандартам, мелькают сосновые леса за окном под пасмурным небом. Впереди более 200 км пути до латвийско-эстонской границы. Около Саулкрастов появившиеся солнечные проблески придавали некоторый оптимизм. В районе Салацгривы строительство дороги еще продолжалось и пришлось стоять в очереди, пока по единственной свободной полосе прошла встречная колонна автомобилей.

Но вот позади Салацгрива, где мэром мой бывший однокурсник Дагнис Страубергс, чья церковь, построенная по его проекту, встречает всех у въезда в город, позади утопающие в кустах Айнажи, знаменитые ветряные вышки - и граница. Последняя автозаправка недалеко от границы - заправляемся и газом и бензином. Бензин в Латвии дешевле, чем в Эстонии, а вот автогаза как топлива там практически нет - на всю Эстонию чуть ли не три такие заправки (в Таллинне, Йыхви и Вильянди) - но на тот момент мы этого еще не знали.

Контроль на границе свелся к формальному листанию паспортов - и мы уже в Эстонии. Светит солнышко, дорога отличная, ровная, немного непривычные пропорции разметок, иные дорожные таблички. Снова сосновые леса, чем-то напоминающие юрмальские, с дороги почти не видно населенных пунктов, и мы в самом хорошем расположении духа доезжаем без остановок до города Пярну.



Пярну как город интересен многим, но наш осмотр мы начинаем со старых бастионов, которые выполнены были в виде семиконечной звезды, известной как Звезда Магов, и получили названия планет септенера - семи видимых в древности невооруженным глазом планет. Подробнее об этих укреплениях Пярну можно прочесть здесь: http://www.parnuexpress.ee/arts/arts_1709.html

Мы прогулялись по одному из бастионов, где ныне расположена открытая концертная эстрада, где в течение всего лета проходят концерты и фестивали.
Как архитектору, мне понравилась легкость ажурных конструкций навеса:



Все заросло деревьями и кустарниками, и за этой системой парковых насаждений и дорожек уже сложно прочувствовать, как именно здесь располагались фортификационные укрепления. Чувство того, что это все-таки крепость, возникло лишь у городских ворот Пярну:



Однако главной нашей целью в Пярну была Красная башня - все, что осталось от ливонского средневекового замка Пернау. К сожалению, ни в Интернете, ни в доступных мне на тот момент путеводителях не было указано ее местоположения. Все, что у нас было - это старая открытка советских времен, по которой хотя бы можно было понять, как она выглядит. Покрутившись по Старому городу, и оценив его тихую провинциальность, мы приобрели буклет в киоске и сразу поняли, почему нашу башню не удалось сразу обнаружить - она притаилась в глубине квартала, не видимая с улиц.



По-эстонски "Красная башня" звучит как "Пунане торн". Как странно, что без буквы "р"... В немецком, английском, французском, латышском с "р": Rote, red, rouge, sarkans... Но punane! Дают знать о себе финно-угорские корни эстонского языка, столь отличного от привычных романских языков Европы.

В тенечке перед башней продают изделия народных промыслов: носки, платочки. На радость туристам возвышается деревянная дама трехметрового роста, с которой не грех и сфотографироваться. Башня открыта для осмотра. На первом этаже магазинчик изделий народных промыслов и буклеты, на втором - художественная экспозиция с элементами модерновых инсталляций. Беленый интерьер излишне аскетичен, служа фоном для художественных идей.

К сожалению, во время прогулки я натерла ногу босоножкой и пришлось завершать знакомство с Пярну, переобуваясь уже в машине, следующей в сторону местечка Виртсу.

Отсюда идет паром на остров Муху. Но мало кто знает, что там же есть развалины средневекового замка с чудесным видом на архипелаг из 500 (кажется) островов и островков.



Замок весь порос кустарником, а у его подножия крестьяне косили траву неподалеку от каких-то сарайчиков. О том, каким был замок, можно посмотреть многочисленные гравюры и макеты здесь: http://www.virtsu.ee/ajalugu/linnus.html



В наши же дни развалины кажутся неким непонятным нагромождением камня, щебенки и растительности, их покрывающей:



К тому времени, когда мы собрались уезжать из Виртсу, пошел дождик, полностью совпав по времени с предсказанным на польском метеосайте. Но впереди нас ждал паром! Длинная вереница автомобилей выстроилась, ожидая, когда откроют ворота на палубу. С правой стороны (на этом кадре не видно) стоит какой-то памятный камень. Поскольку время еще было, я подошла посмотреть - насколько я поняла, это был камень в честь какой-то дивизии советской армии, героически сражавшейся здесь во время 2-й мировой войны. Удивительно, что эстонцы его оставили. В Латвии почти все, что напоминало об этих временах, было выкорчевано и уничтожено.



Впервые в жизни мы на машине заехали на паром, оставили ее на нижней палубе и поднялись наверх, в салон с баром. Заняв места за столиком, мы имели возможность наблюдать за последними машинами, заезжавшими на паром. После чего он развернулся и не спеша двинулся вперед, к залитому лучами солнца острову Муху. Полчаса пути, и мы съезжаем с парома на шоссе. Наш путь лежит сквозь остров Муху и остров Сааремаа к самой дальней точке первого дня нашего путешествия - Курессааре, который один из членов нашей экспедиции упорно называл "Курвасара". Меня всегда интересовал вопрос, что же на карте соединяло эти два острова - Муху и Курессааре. Представлялось что-то вроде моста. Оказалась дамба, на которой мы пока и остановимся в своем повествовании. Об остальном - в следующий раз.
Tags: Замки, Ливония, Остзейский край, Эстония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments