?

Log in

No account? Create an account
Этот удивительный мир...
Остзейский род Лёвенвольде. Часть 1-я: до 1769 года 
30-янв-2006 01:01 am
books
Задали мне вопрос об этом роде и его судьбе в 1-й половине 20 века, а поскольку меня интересовала еще и средневековая часть истории рода, то материала получилось достаточно много, и придется его разбивать на 2 части.



На тему происхождения рода Левенвольде сведения достаточно противоречивы.

Известно, например, что немецкие графы Шверинские еще до 12 века имели в своих землях поселение, называвшееся "Loewenwolde" или впоследствии Уллезен (Ullessen), но имело ли это место отношение к возникновению фамилии, неизвестно.

На генеалогических сайтах приводится обычно один из двух вариантов:
- графский и баронский род, происходит из графства Маркского и переселившийся в начале XIV в. в Ливонию.

- род происходит из Вестфалии. В XIII в. переселились из нижнесаксонского городка Люнебурга в Ливонию.

В примечаниях к «Рифмованной хронике» на латышском языке есть любопытная информация (перевод с латышского мой):

Генрих из Франгена (Heinrîch von Frangen; lat. Hinricus de Wrangele), вассал рижского архиепископа, в 1277 г. которому присвоен лен на территории Рижского архиепископства. Принадлежал к древнему благородному роду с другим, пока не доказанным именем (Левенвольде?), которые прибыли из Северной Германии и новое имя – Врангели (Wrangele) получили от какого-то своего земельного владения Варанга в округе Виру (ныне в Эстонии).

То есть возможно, что фамилии Левенвольде и Врангель происходят из одного и того же рода? Интересно, что в собрании И.К. Бротце генеалогия Генриха Врангеля находится среди бумаг, относящихся к роду Левенвольде. http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05089Bm.htm

Мыза Варангу на территории нынешней Эстонии http://www.mois.ee/jarva/varangu.shtml а вот мыза Лиигвалла (по-видимому, искаженное Левенвольде) в Эстонии была собственностью и Врангелей, и Левенвольде: http://www.mois.ee/jarva/liigvalla.shtml




Современный вид имения Лиигвалла



У Брокгауза и Ефрона сказано, что Врангели – это графы, бароны и дворяне датского происхождения. Сведения о них восходят к началу XII в. Родоначальник рода Врангелей принадлежал к числу вассалов короля Вальдемара II, оставленных им в Эстляндии, после первого ее завоевания. В Ревельском замке (ныне - Таллинн) в 1219 г. был датский гарнизон, во главе которого находилось известное число «мужей короля» (viri regis) и между ними значится некий Dominus Tuki Wrang, потомки которого назывались сначала de Wranghele, Wrangele, а затем Врангель. Немцы, или датчане? Это вопрос для исследователей.

Участником шестого крестового похода (1228-1229), предпринятого германским императором Фридрихом II Штауфеном, был некий Генрих Левенвольде (?-1238). Вполне вероятно, что он вступил вместе с императором 18 марта 1229 г. в Иерусалим.

В военных столкновениях с эстами и псковичами отличился рыцарь Ливонского ордена Иоганн фон Левенвольде, живший в первой половине XIV в. Его гибель близ Оденпе (ныне – Отепяя в Эстонии) в 1343 г. описана в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Во времена шведского владычества в Ливонии XVII в. Маргарита, дочь Антона Левенвольде, вышла замуж за Германа Беллинсгаузена - от него пошли и русские Беллинсгаузены.

По-видимому, внучатым племянником Маргариты был Герхард Иоганн Левенвольде († в 1721 г.) – первый из этого рода, оставивший заметный след в российской истории.

Герхард Иоганн состоял на шведской военной службе, дослужился до майора (в 1686 г.) Однако он сочувствовал идеям Иоганна Рейнгольда Паткуля и передавал вместе с ним данные о шведской армии русским. В 1695 г. был разоблачен, предстал перед военным трибуналом и был приговорен к смертной казни, замененной каторжными работами. Однако три года спустя был замечен при польском дворе, был гофмаршалом герцога Курляндского, затем участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. С 1708 г. состоял на русской службе. В 1710 г. занял пост российского пленипотенциария (главного уполномоченного) в Лифляндии и Эстляндии, став, таким образом, «первым лицом» на своей «малой родине». А.С. Пушкин упоминает его в своей «Истории Петра I» и «Записках бригадира Моро-де-Бразе». В 1711-21 Герхард Иоганн состоял обер-гофмейстером супруги царевича Алексея Петровича Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбютельской. Этот эпизод из жизни нашел отражение в «Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьева, а также в романе Д.С. Мережковского «Петр и Алексей». В антипетровских заговорах замешан не был и умер в собственной постели в окружении безутешной вдовы и трех сыновей.

Все трое его отпрысков состояли на русской службе, получив в 1726 г. благодаря близости к российской императрице Екатерине I графский титул.


Рейнгольд Густав Левенвольде в 30-е гг. 18 в., работа неизв. художника


Екатерина I, - тот ее портрет, который мне нравится больше всего


Один из братьев, Рейнгольд Густав Левенвольде (1693, по др. сведениям, 1698, Лифляндия – 22.07.1758, Соликамск), граф (1726), государственный деятель, обер-гофмаршал (1730). После вступления на престол Екатерины I (1725) стал камер-юнкером и одним из ближайших к ней людей. Отличался красивой внешностью и с большой вероятностью был фаворитом императрицы Екатерины. Особой склонностью к государственной деятельности не обладал и большой роли в политической жизни страны не играл, выполнял поручения дипломатического характера, принимая, например, китайских послов (1732 г.). После смерти императрицы (1727) удалился от двора, жил в своем лифляндском имении. При Анне Иоанновне возвратился ко двору. Переворот, осуществленный Елизаветой Петровной, положил конец "карьере" Лёвенвольде. Он был приговорен к смерти, но затем казнь заменили ссылкой в Соликамск, где он тихо угас. Об этом, в частности, говорится в письмах маркиза де Шетарди.

Кстати, эти китайские послы, похоже, изображены на гравюре Б. Чорикова «Императрица Анна Иоанновна» (18 в.):



Возможно, что мужчина, представляющий их императрице, может быть Рейнгольдом Левенвольде!

Еще один брат Карл Густав Левенвольде (16?? - 30.04.1735.) — известный дипломат. По ряду источников, был генерал-адъютантом при императоре Петре I. Благодаря поддержке брата занял видное положение при дворе. С 25.5.1727 камергер при дворе императора Петра II. Уведомил через своего брата Рейнгольда Анну Иоанновну о решении верховного совета, передававшем российский престол в ее руки. В 1730 г. командир лейб-гвардии Измайловского полка. В 1731 г. был отправлен полномочным министром в Вену, откуда переведен в Берлин; в 1732 г. заключил тайный договор с прусским и цесарским правительствами касательно избрания польского короля и курляндского герцога. С 1731 г. в чине генерал-поручика, с 1732 - обер-шталмейстер. В середине 1734 тяжело заболел и уехал в свое имение, мызу Раппин, в Лифляндии, участия в политической жизни не принимал. По некоторым свидетельствам был фаворитом Анны Иоанновны и до самой своей смерти делил это положение с Э.И. Бироном. Отличался пристрастием к карточным играм.




Местоположение мызы Раппин или Ряппин



Еще один сын Герхарда Иоганна - Фридрих Казимир Левенвольде (1692-1769) служил по внешнеполитическому ведомству Российской империи, состоял полномочным министром в Варшаве (1730-1733 гг.). В 1735 перешел на австрийскую службу, дослужившись до тайного советника и генерала от кавалерии. Незадолго до смерти смог добиться, чтобы за его незаконнорожденным сыном Христианом Фридрихом Нордхофеном были признаны наследственные права и титул графа Священной Римской империи.

Отсюда, видимо, и происходит ошибочная версия, распространенная на многих сайтах, что род Левенвольде пресекся. Вот так иногда и бывает, что трое мужчин не могут после себя оставить наследников, и титул переходит к незаконнорожденным.

Несколько ссылок по теме:

Несколько представителей рода названы на этом сайте:
Levenuol'd, Löwenwold 45 1766-68
Löwenwolde, Count Frederick Casimir 34 1730s
Löwenwolde, Count Karl Gustav 34 1730s
Löwenwolde, Count Reinhold 34 1730s
http://www.ai-press.com/SolclPNI-P.html

История и генеалогия Левенвольде на немецком, готическим шрифтом http://mdz1.bib-bvb.de/cocoon/baltlex/Blatt_bsb00000600,00623.html и далее.

Из 5-го тома собрания Бротце
Stammbaum Carl Gustavs Grafen von Löwenwolde [die Wappen] http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05082Am.htm
http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05083Am.htm
http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05084Am.htm
http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05085Am.htm
http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05086Am.htm
http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05087Am.htm
http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05088Am.htm
http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05089Am.htm
http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05090Am.htm

Документ, в котором упомянуты Карл Густав и Рейнгольд Левенвольде: http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05081Bm.htm

Документ, в котором упомянут Карл Густав и есть его герб http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05092Am.htm


Документ, в котором упомянут Кристоф Бернхард Левенвольде http://www3.acadlib.lv/lielbildes/sejums_NR5/BM05092Bm.htm


Продолжение моей темы о роде Левенвольде:

Остзейский род Левенвольде. Часть 2-я: 19-20 вв. http://renatar.livejournal.com/8341.html
Остзейский род Левенвольде. Часть 3-я: Ливонские поместья http://renatar.livejournal.com/9323.html

Если у кого-то есть желание использовать материал для чего-то, сначала спросите в комментах здесь.
Comments 
30-янв-2006 06:36 am
Спасибо Вам огромное! Вот, кстати, странно, все источники говорят о том, что Рейнгольд Левенвольде был "писаным красавцем". Неужели врут?!
...А от чего умер Густав? Читала самые разные сведения - одни пишут, что от чахотки, другие, что от проказы, третьи, что от...сифилиса.
Кстаи герб удивительно красивый.
30-янв-2006 09:47 am
А разве не красавец? :-)



Живые умные глаза, чувственный рот, и, судя по всему, веселый нрав и умение нравиться. Видимо и мимика придавала свой шарм. Ну и в каждую эпоху были свои эталоны красоты.

Что касается Карла Густава, то там дело вообще странное, и я пока что не разобралась до конца.

Есть немецкий текст в Интернете на двух страницах, но он в виде картинок, отсканированных из старой книги, и я не могу его отправить в программу-переводчик. :-( А там много интересного.

Например, Карл Густав, судя по всему, был женат на Шарлотте фон Розен и похоронен не в своем имении, но в родовом имении жены.
30-янв-2006 09:52 am
Я ни в коей мере не соотношу современный "тип мужской красоты" (который таковым не считаю в силу его далёкости от классических пропороций).
Дело в том, что у Рейнгольда было именно классически-красивое лицо (я читала именно это), то есть тип лица, близкий к античному. А так как он, в силу происхождения, принадлежит к нордическому типу, то должна быть массивная челюсть.
30-янв-2006 10:50 am
Позвольте не согласиться. Если античный канон красоты, то не нордический - все-таки регионы разные. В античных статуях массивных челюстей не было. Вот, например, признанный эталон мужской красоты, Аполлон:



Здесь более крупное изображение другого Аполлона: http://www.lan.krasu.ru/studies/culture/antic/1/3/13.JPG
30-янв-2006 10:54 am
Я и написала, что по идее это должнен быть античный тип с некоторыми признаками северной расы.
...Кстати у Рейнгольда были дети?
30-янв-2006 11:02 am
Нет, потому многие и считают, что на братьях Левенвольде род пресекся. Более того, по-видимому, Рейнгольд даже и женат не был, в отличие от своих братьев.
30-янв-2006 12:14 pm
Кстати странно, что его не женили в России. Есть сведения, что он неудачно сватался к Варваре Черкасской.
1-окт-2008 11:07 am
Добрый день!:)
Какое счастье, что я почти случайно (Зина-корзина дала ссылку на Ваш ЖЖ, когда я интересовалась вопросом о Р.Левенвольде)нашла эту тему в Вашем журнале (перелопатила его весь, нашла помимо много интересного:)
Я работаю в педагогическом университете Герцена, занимаюсь истоией университета и его историко-архитектурного комплекса. Известно, что на месте нынешнего нашего главного корпуса (прежде дворца графа Разумовского) было поместье Рейнгольда Левенвольде, посторенное Растрелли. Мы на наших экскурсиях рассказываем студентам об этом и даже показываем рисунок этого самого поместья. А вот портрета самого владельца у нас не было:) И тут такая находка! Можно ли портрет из Ваших материалов использовать для иллюстрации рассказа о Р. Левенвольде?:)
1-окт-2008 02:06 pm
Конечно, можно! :-) Вы из Петербурга, как я понимаю? Я в этом году в начале лета впервые побывала в ваших краях, кстати.
Жаль, что Вам пришлось потратить много времени, прежде чем нашли этот старый пост 2,5-летней давности... Могли спросить у меня в комментах, я бы Вам сразу нашла.
2-окт-2008 06:14 pm
спасибо, Рената! Да, я из Петербурга:)
Очень понравился Ваш журнал, он у Вас замечательный, включила Вас во френды, всегда интересно почитать увлечённых, интересных людей!
This page was loaded дек 10 2018, 12:52 am GMT.