Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Category:

Калнциемский кирпич в Риге или история одного мастера-каменщика

Прежде чем рассказывать о Калнциемсе, городе, который не-город, надо проследовать по дороге, в переносном смысле вымощенной желтым кирпичом, где Изумрудным городом будет Рига! Мы уже говорили о том, что вокруг Калнциемса издавна существовало кирпичное производство, говорили о фабрикантах Нестеровых. Но один из крупнейших кирпичных заводов в Калнциемсе принадлежал человеку, в буквальном смысле сделавшему себя самому и возвысившемуся если не до мировых высот, то до вершин империи, где он жил и творил. Рижане, глядя на картинку-заставку, уже начинают догадываться, о ком пойдет речь. О человеке по имени Кришьянис Кергалвис или Христиан Кергалв, как его называли в те времена. Талантливый и предприимчивый мастер-каменщик и предприниматель (1856-1936), построивший в общей сложности более 60 строений, в том числе в Риге. Построенных из калнциемского кирпича! Рассказ иллюстрирован как старинными изображениями, так и моими фото разных лет.





Кришьянис Кергалвис родился 25 октября 1856 г. в крестьянской семье в Курземе, под Яунпилсом. Был младшим, четвертым ребенком у родителей. Детские игры с детьми помещика научили его немецкому языку, что очень помогло подростку, когда родители направили его учиться в Ригу. Он получил образование в школе Яунпилса и в Рижской ремесленной школе. Кергалвис, будучи юношей, начал работать учеником каменщика в Риге и к 1890 г., в 34 года, стал мастером каменных дел. По роду деятельности числился как Bauunternehmer - предприниматель - строитель. В конце XIX в. на всю Ригу работали всего 18 профессионалов - каменных дел мастеров, настолько сложным было это ремесло. При строительном буме того времени эти 18 человек вели все строительные работы и подряды в Риге, правда, каждый имел в подчинении около 100 работников разного строительного профиля.

На фото - имение Нойенбург, как тогда назывался Яунпилс. (Примечание от меня: поскольку Яунпилсский замок пострадал во время революционных волнений в декабре 1905 г., восстанавливать замок было поручено известному архитектору Вильгельму Людвигу Николаю Бокслафу - мог ли он заняться замком по просьбе Кергалвиса, с которым у него уже было сотрудничество?)




Одной из первых больших работ Кергалвиса была церковь в Юрмале, в Кемери (A. Upīša iela 18). Там он был еще просто каменщиком, т.к. строительными работами руководил Др. Ф. фон Берг, руководитель Кемерского источника серных вод, и Р. Полманис. Проект Генриха Шела предусматривал стрельчатые оконные и дверные проемы, контрфорсы выполненные в стиле неоготики, напоминая средневековые сооружения. Стоимость строительства составила 17000 руб. Кемерская евангелическо-лютеранская церковь освящена 2 июня 1897 г. и была тогда первым каменным зданием в Кемери. Идея о строительстве церкви появилась еще раньше. Но царь разрешил построить лютеранскую церковь только в 1895 г., до этого, в 1891 г., просьба о строительстве лютеранской церкви была отклонена, т.к. в Кемери не было православной церкви. В 1893 г. была построена деревянная Петропавловская церковь.




В 1902 г. Кергалвиса назначили старейшиной скамьи каменщиков Гильдии св. Иоанна (Малая Гильдия). Кришьянис Кергалвис был выдающимся каменщиком и одним из ведущих стройподрядчиков, мастером, чья работа высоко ценилась как в Латвии, так и за границей. Будучи профессионалом, он не допускал в своей работе аварийных ситуаций. Еще одной причиной удивительной прочности зданий Кергалвиса было использование собственных материалов. Для их производства он построил кирпичный завод в Калнциемсе. И ни одного кирпича не продал на сторону.
Здание Малой Гильдии в Риге:




В том же знаковом для себя 1902 г. К. Кергалвис для своего участка заказал строительство деревянного дома по проекту Карла Иоганна Фелско на улице Авоту № 74, тогда еще Sprenkstrasse. В те годы нумерация домов была иной и дом тогда значился под №60. На фото видно, что здание стоит на кирпичном основании:




Известны и другие доходные дома Кришьяниса Кергалвиса. В 1909 г. мастер-каменщик провел конкурс на лучший проект доходного дома на нынешней улице Кр. Валдемара, 33. И на собственные деньги мастера был построен П-образный комплекс жилых домов, где в одной из пятикомнатных квартир и проживала семья Кергалвисов. Комплекс состоит из 4 зданий, возведенных в 1912, 1914, 1926 и 1927 годах и прекрасно недавно отремонтированных правнуком мастера Андрисом Пебо, единственным наследником этой собственности. Во дворе - 9 подъездов (все с лифтами) с разнообразными квартирами - от маленьких для холостяков до апартаментов для солидных рижан. Квартиры сразу имели все удобства, а в дворике зданий высаживались специальные цветы из личных теплиц Кергалвиса в Лиелупе. Мастер планировал построить и пятое здание, замыкающее двор, но не успел.
А что самое интересное - этот дом расположен рядом с мастерской Августа Фольца, скульптора и предпринимателя, работы которого украшают большинство рижских фасадов в центре города! Несомненно, что у этих обоих выдающихся людей было тесное сотрудничество.




Одним из лучших образцов сотрудничества Кергалвиса и Фольца является старое здание завода ВЭФ, построенное еще в 1899 г. по проекту Генриха Шела. Прочная кирпичная кладка Кергалвиса и декор Фольца. Это была также не первая совместная работа Шела и Кергалвиса. Эта работа получила признание среди латвийских и зарубежных архитекторов и застройщиков. Согласно легенде, во время церемонии открытия главного здания завода ВЭФ (бывший завод "Унион") на Бривибас 214, российский император Николай II выразил неподдельную похвалу предпринимателю и пригласил строить такой же "промышленный модерн" в других губерниях огромной России, в частности, построить похожее здание в Гомеле. К сожалению, начало I мировой войны помешало воплотить эту задумку.




И немного о скульптуре Зевса работы Фольца на фасаде завода:




В старину архитекторы, начертив фасад здания и общую и поэтажную планировку, передавали все остальные заботы о проекте каменных дел мастеру. В задачу которого входили расчеты прочности, детальное проектирование инженерных коммуникаций, выбор конструкционных материалов, составление сметы и плана-графика работ, а также технический надзор. Кергалвис зачастую консультировал архитекторов еще на стадии проектирования.
Самое маленькое детище мастера - ажурная каменная беседка около Дома Конгрессов спроектирована в бюро Флориана Вигановского и установлена в год 700-летия Риги в 1901 г.




Эта беседка по праву носит имя ее создателя и до сих пользуется большой популярностью в Риге. Здесь часто устраивают различные мероприятия, художественные акции, беседка служит фестивальным объектом, будь то Путь Рождественской ёлки или Фестиваль Света. А на заглавном фото к статье - рядом с беседкой рзместилась планета Земля в рамках художественного фестиваля "Белая Ночь" в 2019 г.




Здание экономического факультета Латвийского университета (бывшее Почтово-Телеграфное Управление на бульваре Аспазии, 5 - одно из самых современно-оснащенных служб в те времена в Российской Империи). План здания разрабатывал петербургский инженер Новиков. Здание построено в 1901 г.




Театральное здание на бульваре Кронвалда - один из самых сложных заказов мастера. Был построен для Рижского городского Русского театра, ныне здесь Латвийский Национальный Театр. Открыт 15 сентября 1902 г.




Кергалвис воплотил в камне и кирпиче сложный проект архитектора В. Бокслафа - нынешнюю Академию Художеств (бывшее биржевое коммерческое училище) - всего за 10,5 месяцев, с 1902 по 1904 г.




Самым большим объектом мастера были здания Центральной тюрьмы, возведенные в 1904 г. В 1900 г. в России издали закон, по которому ограничили массовую высылку арестантов в Сибирь, и город Рига выделил в 1901 г. большой участок земли для строительства современной тюрьмы. За три года выросло 15 зданий с центральным отоплением, церквями трех основных конфессий, современной больницей с операционным залом и мастерскими для заключенных. Сумма, потраченная на строительство комплекса, была невероятной для того времени - 1 341 287 золотых российских рублей.




Следующим больничным объектом Кергалвиса стало центральное здание Первой городской больницы на ул. Бруниниеку, 5, построенное в 1905 г. по проекту архитектора Рейнхолда Шмелинга.




Не могу сказать, консультировал ли Кергалвис всех архитекторов, с которыми имел дело, но особо удачный творческий союз у него сложился с Вильгельмом Бокслафом и Эдгаром Фризендорфом, с которыми он построил две церкви - церковь в Дуббельне (Дубулты, Юрмала, 1905-1909) и в Риге (церковь Креста, 1908-1909).
О рижской церкви Креста писала тут: https://renatar.livejournal.com/102175.html Там, кстати, есть информация, что каменщиком был Рудсиньш, хотя в литературе значится Кергалвис.
Относительно этих двух церквей более-менее известно об участии Кергалвиса, но гораздо меньше знают о том, что была еще и третья церковь - тоже в Юрмале, в Кемери (см. выше).




Еще одна больница в списке объектов Кергалвиса. Главное здание больницы Красного Креста на ул. Я. Асара 3 было построено в 1909-1912 гг. по проекту Ф. Шеффеля, а боковые корпуса построены в 1933 г. по проекту А. Клинклавса. Здания были построены на средства предоставленные Красным Крестом и правительством царской России. Для пациентов была открыта в 1919 г. Больница первоначально предусматривалась для хирургии и обучения сестер милосердия. Сначала она работала как российская больница Красного Креста, в годы независимости, как латвийская больница Красного Креста, а позже была переименована в Рижскую 4-ую больницу. В больнице также работала первая в Латвии школа сестер милосердия. Выпускниц школы направляли в Лондон, чтобы пополнить свои знания. Начиная с 1920 г., в больнице проходило клиническое обучение студентов.




Фундамент под памятник Петру I в Риге также закладывал Кергалвис. Открытие памятника состоялось 4 июля 1910 г. О памятнике я писала в своем ЖЖ: https://renatar.livejournal.com/133012.html и https://renatar.livejournal.com/137644.html а завершение было уже на фейсбуке: https://www.facebook.com/renata.rimsha/posts/1047435059043240




Фото постамента без памятника. Сам петровский памятник простоял пять лет, а фундамент - двадцать пять лет, и был разобран под строительство памятника Свободы.




В заключение еще об одном объекте Кергалвиса. В настоящее время в этом здании расположены службы акционерного общества Латвийской железной дороги и Министерство сообщений республики. Здание т.н. бывшего управления Риго-Орловской и Рига-Псковской железной дороги в стиле неоклассицизм по проекту петербургского инженера А. Верховского построено в 1910-1913 гг. Место для его строительства было выбрано не случайно. До I мировой войны фасад Рижского железнодорожного вокзала выходил на улицу Гоголя (улица так названа в 1902 г.). Перед вокзалом располагалась площадь, на которой делали кольцо нескольких трамвайных маршрутов, тут же была стоянка пролеток. Фасадом именно на эту площадь и строилось главное здание железной дороги. После I мировой войны у Латвийской железной дороги не было потребности в таких больших площадях, поэтому здание частично предоставили в распоряжение Академии Художеств (с 1922 по 1940 г.). Во время II мировой войны здесь работала Генеральная дирекция техники и сообщений. После включения республики в состав СССР здесь размещалось Управление Прибалтийской железной дороги, управление железной дороги Прибалтийского военного округа, железнодорожная поликлиника, издательство "Transports".




Кришьянис Кергалвис работал также директором сберкассы Рижского Латышского общества, которую позже переименовали в Латышский банк акций, а также был членом Дисконтного комитета Латвийского Банка. Долгое время Кергалвис являлся представителем Рижского Латышского общества, членом Распорядительного комитета Праздника песни, а также участвовал в управлении издательством "Вестник родины" ("Dzimtenes vēstnesis"). Кришьянис Кергалвис интересовался искусством и приобретал множество работ латвийских художников, т.о. способствуя развитию латышского искусства. Кергалвис умер 29 марта 1936 г. в Риге и похоронен на Большом кладбище, где сохранилась его могила.
На фото - старое и новое здание Рижского Латышского общества. Участвовал ли Кергалвис в строительство нового здания взамен сгоревшего? Эту информацию я пока не смогла найти.



Tags: Архитектура, История архитектуры, Кемери, Культовые сооружения, Медицина, Остзейский край, Памятники, Персоналии, Рига, Югендстиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments