Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Записки из Каунаса, часть 8-я

Уже по этому фото можно догадаться, где я на сей раз побывала. Это монастырь Пажайслис, а вообще писать надо так: ПАЖАЙСЛИС. Я видела немало культовых сооружений Европы, но интерьеры церкви в Пажайслисе - одни из лучших. Уходила оттуда под сильнейшим впечатлением от увиденного. Пажайслисский монастырь - это крупнейший монастырский комплекс в Литве, построенный в стиле итальянского барокко.




2. Туда добраться в зимнее время, когда нет организованных туров, автобусов "хоп-он-хофф" или хотя бы своей машины, непросто. Остается лишь 5-й маршрут местного троллейбуса. 15 остановок из центра до конечной остановки. И это ещё не всё! Я только удивляюсь муниципалитету Каунаса - неужели так сложно продлить маршрут на еще одну остановку до Пажайслиса?




3. На остановке нашлось вот такое граффити. Вообще Каунас превосходен в плане настенной живописи.




4. На остановке и вообще по дороге нет никаких указателей в сторону Пажайслиса. Поскольку по солнцу ориентироваться в этот день не получалось, сверилась с навигатором в смартфоне. Предстояла длинная дорога, на фото лишь ее небольшая часть вдоль кромки Пажайслисского лесопарка:




5. Прохожу под виадуком. Тут тоже граффити с философским содержанием. Размышляя о ключиках и замочках, двигаюсь дальше. Очень холодно и заматываю пол-лица шарфом.




6. На стенде - карта полуострова Пажайслис (Pažaislis) у Каунаского водохранилища, называемого также Каунасским морем. Тут рядом располагается яхтклуб и причал для прогулочных катеров. Сам полуостров превращен в некий природный резерват, где не разрешается ставить палатки, разводить костры и вообще предаваться "некультурному" отдыху:




7. А вот впереди уже показались строения монастыря. Пажайслисский монастырь был основан в 1662 г. канцлером Великого княжества Литовского Христофором Сигизмундом Пацем для отшельников-камальдулов. Интенсивное строительство велось до 1674 г., затем возобновилось в 1712 г., когда состоялось освящение Пажайслисского костела Вознесения Пресвятой девы Марии. По некоторым данным, архитектором монастыря был Людовико Фредо, монах из монастыря Сан-Микеле ди Мурано. Костел и поздние постройки спроектировали Карло и Пьетро Путтини и Джованни Баттиста Фредиани.




8. Первыми путника встречают Великие ворота монастыря, латинская надпись на которых говорит, что женщинам вход в монастырь воспрещен. Но я тут далеко не первая нарушаю, здесь уже давно расположен женский монастырь Конгрегации сестер св. Казимира, хотя первоначально здесь был мужской монастырь ордена камальдулов. Этот монашеский орден был изгнан из Пажайслиса после польского восстания 1831 г., сам монастырь был передан православным монахам для устройства Пожайского Успенского монастыря. Во время I мировой войны немецкое командование разместило здесь военный госпиталь. С 1920 г. тут женский монастырь. В советские годы здесь были поочередно дом престарелых, архив, психиатрическая лечебница на 600 коек, и филиал музея Чюрлёниса. В 1990 г. монастырь вернули казимиркам.




9. Прямо по курсу гостиница и ресторан. Олени остались, видимо после новогодних праздников:




10. И на ресепшене гостиницы и ранее в центре туристической информации говорили, что вход на территорию монастыря справа от основной оси ансамбля. Но справа ворота были заперты, и я пошла вокруг забора, фотографируя виды и ракурсы. Показываю один из них:




11. С обратной стороны комплекса видна колокольня эремитория (характерного для монахов камальдулов закрытого пространства для отшельников). Колокольню часто называют Пажайслисским бельведером из-за прекрасного вида, открывающегося на Каунасское водохранилище (до 1959 г. Неман). Финансировали строительство колокольни в 18 в. Сапеги. В 1812 г. солдаты наполеоновской армии сняли и увезли колокола башни:




12. Двигаюсь вдоль забора, огораживающего монастырский комплекс. Впереди идет парочка литовцев, занимающихся тем же, что и я - высматривая виды в дырах в заборе:




13. Вот, например, что было видно в одной из щелей:




14. Для примера покажу фото всего комплекса с птичьего полета (взято из интернета), чтобы оценить масштаб. Общая площадь территории 70943 кв.м. Я обошла весь комплекс по периметру:




15. И вышла с левой стороны (относительно главных ворот):




16. И оказалось, что вход-то на территорию слева, а не справа! Но дверь заперта. Как я не люблю эти кнопки с домофонами. Вот сейчас нажму, кто-нибудь ответит по-литовски, я не пойму их, они меня, и придется возвращаться несолоно хлебавши. Вот почему я не люблю где-то бывать в неорганизованном порядке. Вот шла бы группа и никаких проблем с дверями...




17. К счастью, после того, как я нажала кнопку, раздался просто щелчок двери, я толкнула ее и она открылась! В здании кассы мне дали карту комплекса на русском языке и рассказали, как и куда идти. Я еще купила там книжку и заметила еще одну книгу с церковными интерьерами, но она не продавалась. И не знаю уж почему, но мне ее просто подарили! Помните, я в музее Чюрлениса переживала, что не могу купить книгу, а тут меня нашла другая, пусть и попроще, но все равно. И главное - подарили просто так, я ничем себя не позиционировала и эрудицией не щеголяла. Была до того такая замерзшая и расстроенная, а тут прямо обрадовалась и весело поскакала смотреть церковь:




18. Но сначала сделала круг по двору. Там два таких колодца и оба среди трех могучих деревьев:




19. Сквозь решетку клуатра посмотрела на территорию, которая недоступна для посетителей. Это как раз тот самый эремиторий, чью колокольню я показала выше. По первоначальному замыслу тут должно было быть 24 монашеских домика, но до 19 в. было построено лишь 12 домиков для отцов-камальдулов и один для отшельников особого строгого затворничества. Der Eremit; The Hermit; L'Hermite - в переводе и означает "отшельник".




20. А войдя в церковь, потеряла дар речи, одно дело фото, а другое - видеть своими глазами. Это своды на входом в крипту камальдулов:




21. Теперь в помещении капитула, где некогда монахи собирались каждую пятницу, чтобы каяться и исповедоваться Богу:




22. И наконец вступаю под своды храма. Помещение столь огромно, что полностью сфотографировать никак не получается...




23. По договору с Казимиром Михаилом Пацем, подписанным в 1692 г., итальянский художник Джованни Росси расписал купол и фонарь в монастырском костеле Вознесения Пресвятой Девы Марии. Росси уехал в 1719 году, не закончив писать фигуры апостолов над центральными арками, как предполагается, в связи со смертью своего покровителя и мецената Паца. В куполе храма сохранилась многофигурная фреска с изображением коронования Пресвятой Девы Марии, выполненная Росси в 1712-1719 годах.




24. Это лишь малая часть 12-угольного в плане помещения с венцом капелл, с видом на центральный неф и алтарную часть:




25. Вот еще попытки сфотографировать. Но низ без верха - красиво, конечно, но не то:




26. Мраморная отделка, фрески...




27. В общем, вы меня понимаете:





28. Поискала фото в интернете - у всех та же проблема, что и у меня - невозможно передать интерьер целиком. Но вот пара фото, где видно сразу побольше деталей. Представляете, каково это видеть своими глазами?




29. План монастырского комплекса из музея при монастыре (реализовано тут не все):




30. Музей там удивительно красивый и информационно насыщенный, причем регулировать степень получения информации можно самому, открывая разные ящички и дверки в стенах. Потом покажу отдельно.




31. Местами просто сказочно. Красиво сделано. Финансировали норвежцы, кстати, о чем есть табличка в музее.




32. Вот еще примеры из экспозиции музея:




33. И пора уходить. Несколько часов пролетели как в волшебном сне...



Tags: Выставки, Интерьеры, Искусство, История, История архитектуры, Каунас, Культовые сооружения, Литва, Экспедиции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments