?

Log in

No account? Create an account
Этот удивительный мир...
Женщина в белом в Царицыне и в Латвии 
14-ноя-2017 04:16 am
atos
Расскажу об одной из причин, сподвигнувшей меня на последний российский вояж, и имя ей - Царицыно. И не только из-за историко-архитектурной ценности этого места. Но и потому что здесь снимался фильм "Женщина в белом" по одноименному произведению Уилки Коллинза. Этот фильм меня в свое время заинтересовал тем, что в нем снято немало латвийских мест и заняты среди прочих и актеры Рижской киностудии. Но самые первые кадры фильма начинаются именно в Царицыно. Фильм был снят в 1981 году, как же выглядят эти места в 2017-м?




Краткая справка о фильме:
«Женщина в белом» - двухсерийный фильм режиссёра Вадима Дербенёва по мотивам одноимённого романа Уилки Коллинза. "Молдова-фильм", 1981 г.
Англия. Молодой художник Уолтер направляется в имение эсквайра Фэрли, где получил место учителя рисования. По дороге он встречает странную женщину, одетую во всё белое. Уолтер провожает девушку на окраину Лондона, где узнаёт, что она сбежала из сумасшедшего дома. Попав в имение мистера Фэрли, Уолтер работает с гравюрами хозяина и даёт уроки рисования его племяннице Лоре Фэрли и её сводной сестре Мэриан Хэлком. Между ним и Лорой возникают чувства, которым не суждено развиться — девушка обручена с баронетом Персивалем Глайдом. Уолтер вынужден уехать из имения и отправляется в экспедицию в Центральную Америку. Лора выходит замуж за Персиваля, которого совершенно не любит. На кону приданое супруги — 50 тыс. фунтов стерлингов. Глайд и граф Фоско (муж тётушки Лоры) убивают сбежавшую из сумасшедшего дома женщину в белом, которая как две капли воды похожа на Лору, и хоронят ее как жену баронета. В то же время саму Лору помещают в сумасшедший дом. Художник, вернувшись в Англию, разоблачает преступников и освобождает девушку. Женщина в белом, как выясняется по ходу фильма, оказалась сестрой Лоры по отцу.



2. Буквально первые кадры фильма повествуют, как возвращаясь домой поздним вечером, молодой художник неожиданно встречает на пустынной дороге странную женщину, с головы до ног одетую в белое. На скриншоте художник Уолтер Хартрайт, которого играет Александр Абдулов, как раз шагает к месту встречи:




3. Здесь на моих фото из поездки 2017 года виден тот самый островок, заросший деревьями, что выше на кадре из фильма. Все течет, все изменяется, в том числе и высота деревьев:




4. Вот как этот эпизод описан у Коллинза от имени Хартрайта: "Я медленно шел через рощу, упиваясь глубокой тишиной. Легкие лунные тени играли вокруг, то появляясь, то исчезая. Пока я проходил первую и красивейшую часть моего ночного пути, я пассивно воспринимал впечатления от окружающего, мысли мои ни на чем не задерживались; могу сказать, что я ни о чем не думал. Но когда кустарник кончился и я вышел на проезжую дорогу, где было уже менее красиво, на меня нахлынули мысли об ожидавшей меня перемене. Мало-помалу я всецело погрузился в радужные мечты о поместье Лиммеридж, мистере Фэрли и о моих будущих ученицах, которых вскоре мне надлежало обучать искусству акварели".




5. На предыдущем фото изображено, как Хартрайт поднимается по какой-то лестнице к каким-то развалинам. Нынче же развалин тут нет - все отреставрировано и приведено в порядок. Еще несколько видов того, как это место выглядит в наши дни. В романе Коллинза, конечно же, ни о каких таких красотах не упомянуто. Любопытно, на чем основывался режиссерский выбор - хотел ли он добавить некоей готической романтичности для передачи той самой таинственной атмосферы, что была присуща старинным "готическим" романам?
Вот что пишется об этом мосте: "Его красивая арка, облепленная деревьями и эффектно перекинутая через дорогу, кажется отзвуком тревожных рыцарских времён; Фигурный мост — самая убедительная часть Царицына: здесь становится понятной неосуществившаяся мечта Баженова о романтичном замке над озером среди вечных деревьев, замке с цепью старых легенд, грезящихся в детских сказках о спящих красавицах, о злых королях и юных принцах…"




6. Кстати, лестницы, по которой поднимался Хартрайт, в таком виде и месте больше не существует:




7. Правда по этому фото кажется, что она лишь обзавелась перилами:




8. Но на самом деле лестница стала вот такой, как ниже на фото. Небольшая справка о Фигурном мосте: построен в 1776-1778 гг. по проекту Баженова, является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части. С западной стороны парка, при движении по Аллее через плотину между прудами, мост воспринимается как въездные ворота. Сейчас это главная аллея, ведущая к дворцовому комплексу; в XVIII в. - второй парадный въезд на территорию Царицына. Баженов выбрал необычайно выигрышное местоположение для постройки: мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом. Со стороны дворцовой площади благодаря рельефу местности от моста видна лишь его верхняя часть: постройка, казавшаяся монументальной со стороны прудов, отсюда воспринимается лёгкой декорацией с башенками.

Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам — белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором "ласточкин хвост" на мотив стен Московского Кремля. При создании Фигурного моста Баженов проявил себя как глубокий знаток допетровской московской архитектуры и яркий стилизатор: все детали разнообразного и красочного убранства моста находят аналогии в постройках XVI-XVII вв. Кажущиеся мощными снаружи, башни моста изнутри теряют вид боевого сооружения; разрезанные проходом, они представляют собой декоративные экседры.
Мост не перестраивался и, в отличие от многих других царицынских объектов, неплохо сохранился к началу реставрационных работ в 1980-х годах. Реставрация, длившаяся пять лет, полностью завершилась к 1992 году; в 2006 г. проводилась повторно.




9. И вот Хартрайт вступает на Фигурный мост в Царицыне:




10. На моих скриншотах не очень понятно, с какой стороны моста он идет. По предыдущим кадрам предполагаю, что все-таки со стороны дворца. И что "башенки", а фактически имитация готических пинаклей с фиалами (см. вдали) с другой стороны моста также были восстановлены позднее, во время реставрации 1980-х годов:




11. На этом скриншоте, найденном на просторах интернета, кажется, версия со стороны дворца подтверждается:




12. Хартрайт 1981-го года конечно не мог видеть в проемах моста променад 2017-го года:




13. А вот экседра на мосту, где скрывалась Анна Катерик, она же Женщина в белом. Экседра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) - полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом:




14. Здесь лучше виден круглый проем за фигурой Анны:




15. Почти такой же ракурс ниши, как в фильме:




16. Еще немного дополнительных деталей как в фильме, так и в реальном Царицыно:




17. А вот Хартрайт вместе с Анной идут уже под мостом. Как видите, дорожка тут еще не приведена в порядок, как нынче, ни намека на декоративную плитку (сравните с фото 2017 года справа):




18. Еще один скриншот.




19. Озадаченный взгляд Хартрайта, еще не знающего, как эта встреча навсегда изменит его жизнь:




20. А вот это сооружение на скриншоте из фильма - уже не Фигурный мост. Это т.н. Фигурные (Виноградные) ворота. Они акцентируют условную границу между дворцовой и пейзажной частями парка. Свое второе название ворота получили благодаря украшению в виде виноградной грозди, которая завершает причудливый и загадочный белокаменный узор, вписанный в проем арки. Благодаря своему уникальному художественному решению стали своеобразным символом царицынского ансамбля




21. К сожалению, мы туда не дошли во время посещения Царицына в 2017 году, поэтому привожу фото из Википедии. Баженову здесь удалось соединить трудно сочетаемые вещи: торжественность триумфальной арки и лиричность парковой "затеи". Изначально Виноградные ворота имели богатое скульптурное убранство: по описи 1825 г. известно, что декор ворот включал в себя 4 вазы, 2 фигуры купидонов и 2 изваяния мопсов. Но уже к середине XIX в. убранство было полностью утрачено, хотя архитектурный облик самих ворот сохранился:




22. Именно отсюда Хартрайт смотрит на преследователей Анны Катерик, которой в этот раз удается благополучно скрыться:




И небольшие анонсы к предполагаемым постам про места съемки этого фильма в Латвии и вообще про "латвийский след".

23. Про латвийских актеров, игравших в фильме "Женщина в белом", стоит упомянуть. Пока посмотреть на них можно тут: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2202/titr/
В частности, здесь на скриншоте известный латышский актер Арнис Лицитис в роли лесничего Бакстера:




24. Самое узнаваемое латвийское место из фильма - Лиелстраупский замок:




25. Мое фото этого замка в 2013 году:




25. А вот это место и последующие называть пока не стану.




26. Предполагаю, что этот рижский вид довольно узнаваем:




27. А если кто не узнал, то вот два фото советского времени с чуть иными ракурсами этого места:




28. Об этой церкви я, кстати, когда-то упоминала, среди прочего, в 2014 году, там и скриншоты из фильма есть: https://renatar.livejournal.com/581730.html
То самое место, где погиб баронет Глайд. И та самая церковь, где согласно фильму, Персиваль Глайд подделал запись в церковной книге о своем происхождении:



Comments 
14-ноя-2017 04:06 am
Ой как с погодой не повезло. Жаль так поздно были, осенью с желтой листвой в солнечную погоду, тут настоящая сказка!
14-ноя-2017 07:13 am
С позиции оптимиста: хорошо, хоть снегопада не было! За два дня до приезда в ваши края уже были снежные бури...
14-ноя-2017 06:50 am
Мопсов жалко!

Спасибо за рассказ.
14-ноя-2017 07:13 am
И Вам спасибо за интерес к этой теме!
14-ноя-2017 07:42 am
Ух, ты!
После того, как побывала в месте, где снимали Лиммеридж-хаус всё гадала, а где же снимали начальные Лондонские кадры. И в Царицыно с тех пор была и по мостику этому гуляла, но не сопоставила картинки. А в интернете погуглить не догадалась.
14-ноя-2017 07:44 am
О, а кстати, где снимали Лиммеридж-хаус? Я пока не нашла, хотя кадры самой усадьбы и парка у меня на скриншотах имеются.
14-ноя-2017 08:25 am
Фильм красивый, но скучный.
14-ноя-2017 08:27 am
Раньше снимали в более медленном темпе, при нынешних скоростях жизни может казаться скучновато.
14-ноя-2017 09:20 am
Мне в Царицине не повезло - доступна была только дальняя часть парка. А фильм как-то совсем неудачный, кроме пейзажей и белых мышей, ничего запоминающегося.
14-ноя-2017 11:48 am
А я вот белых мышей даже и не помню... 8-0
В Царицыне сейчас мост над оврагом недоступен, реставрируется.
14-ноя-2017 09:27 am
была когда то одна из любимых книг, где то лежит в коробках:)))Перечитывала несколько раз, а вот фильм не видела, что странно. Но сравнивать картинки интересно, как все изменилось. Теперь, пожалуй, это место не подходит для съемок:)
14-ноя-2017 11:51 am
Я эту книгу в детстве читала, но мне тогда "Лунный камень" этого автора больше нравился. Теперь-то можно читать не только бумажные книги...
Для съемок точно не подходит, надо искать живописные руины. В Латвии этого добра пока хватает :-))
14-ноя-2017 03:09 pm
Роман "Женщина в белом" когда-то читала, но уже не помню. Возможно, стоит посмотреть фильм.
14-ноя-2017 03:23 pm
Только стоит учитывать, что по современным меркам фильм не настолько быстрый и зрелищный...
14-ноя-2017 07:01 pm
Очень мне нравятся твои посты, связанные с распознаванием "латвийского следа" ( и не только латвийского). И сама всегда радуюсь, когда узнаю знакомые места, хотя не так часто получается. А вот фильм практически не помню - очень давно смотрела
14-ноя-2017 07:05 pm
Я даже в Третьяковской галерее нафотографировала этих самых "следов". Это интереснее, чем стандартные записи и фото.
14-ноя-2017 10:50 pm
Недострой Царицыно прекрасно изображал графские развалины :)
14-ноя-2017 11:53 pm
Кстати, есть же торт с таким названием - "Графские развалины" :-)
15-ноя-2017 10:28 am
Любопытное сравнение. Думаю, много времени ушло на эту работу.
К слову, о "латвийском следе". В Ратуше города Торунь обратили внимание на картину неизвестного художника под названием "Осада Риги". Полезла смотреть даты, кто против кого ))), и чего-то запуталась.Надо будет Вам картинку отправить для исторической разборки )))
15-ноя-2017 01:52 pm
Времени не так много ушло, просто потому, что просмотр фильма и скриншотов я сделала еще 4 года назад. У меня много разных незаконченных записей так и лежит в запасниках, дожидается своего часа. Вот поездка в Царицыно позволило добавить недостающий штрих и стало возможным это опубликовать.

Присылайте. :-) А почему путаница с датами?
15-ноя-2017 03:26 pm
ЗдОрово! Очень интересное сопоставление, а я-то про себя удивлялась - зачем туда ехать? Ибо помню парк скорее таким, как на скриншотах, по настроению тоже.
15-ноя-2017 05:55 pm
А сейчас даже в такое пасмурное время года том волшебно. И это одно из тех мест, что достойно соперничать с лучшими архитектурными ансамблями Европы.
Кстати, наше совместное фото у Сергея в ЖЖ видела?
17-ноя-2017 06:48 pm
Отлично. С удовольствием читала Ваш рассказ и рассматривала фотографии. Спасибо.
17-ноя-2017 10:42 pm
Я рада, что Вам понравилось, спасибо!
24-ноя-2017 10:53 pm
Так вот как оно раньше выглядело..
5-дек-2017 09:07 am
Очень интересно сделано, хоть и не имеет ничего общего с настоящим место действия:))
И да, "Лунный камень" и мне всегда нравился больше
5-дек-2017 06:22 pm
Я понимаю, что ничего общего :-)) Любопытно, как настоящее место выглядело бы.
"Лунный камень" я читала еще в детстве, точно до 1982 года, может даже и раньше... Даже помню день, когда я эту книгу читала.
This page was loaded ноя 12 2018, 8:59 pm GMT.