?

Log in

No account? Create an account
Этот удивительный мир...
Заметки из Иберии, день 6 
3-ноя-2017 12:59 pm
kuressaare
Надо завершить цикл путевых заметок рассказом о шестом дне, проведенном в Лиссабоне. Столица Португалии - город контрастов, после чинной лакированной прочей Европы это особенно сильно ощущается. И опять же я в этом усматриваю сходство с Россией, где также могут соседствовать роскошные памятники и тут же здания, требующие реставрации. Сами португальцы относятся к этому весьма философски. Под катом далеко не все достопримечательности Лиссабона, здесь больше попытка передать калейдоскоп впечатлений. И да - творения Эйфеля там не будет, предупреждаю сразу.




2. Но сначала мы еще только въезжаем в Лиссабон. Впереди - железный подвесной мост 60-х гг. XX в. До 1974 года конструкция носила имя Антониу Салазара, однако после Революции красных гвоздик 25 апреля она была переименована в мост 25 апреля (это примерно то же, что 7 ноября в Советском Союзе). Моделью ему послужил мост "Голден Гейт" в Сан-Франциско. Двухэтажный, длиной 2,22 км, высотой 70 м, он связал в узкой части эстуария реки Тежу оба берега, и и дал возможность городу развиваться дальше. Считается одним из самых длинных подвесных мостов в мире. Справа высится огромная фигура Христа - реплика знаменитой скульптуры в Бразилии, в Рио-де-Жанейро. Только в меньшем масштабе из-за нехватки средств:




3. Въезд на мост платный. Христос, стоя спиной, явно это не поощряет...




4. Вид с моста. В отличие от многих европейских городов, Лиссабон не может похвастаться изысканностью силуэта, панорамы, есть определенное чувство хаоса, архитектурной неупорядоченности:




5. Главное здесь - порт:




6. Как нам сказали, это самое длинное здание Европы, 380 м длиной. К сожалению, на ходу из автобуса можно сфотографировать лишь его фрагмент. Не удивительно, что здесь обосновались динозавры:




7. Недалеко от башни Белем в старом форте Bom Sucesso находится один из Военных музеев Лиссабона (Museu do Combatente), который принадлежит "Лиге воевавших" - португальской ветеранской организации, основанной после Первой мировой войны, и с тех пор занимающейся помощью ветеранам разных войн и их семьям, а также поддержанием памяти о войнах и их участниках. В связи с тем, что Португалия избежала участия во Второй Мировой войне, для этой страны война, являющаяся "главной" для почти всей остальной Европы, здесь особенно не упоминается. Основная часть экспозиции посвящена Первой Мировой и Колониальной войне, когда Португалия пыталась удержать колонии, стремящиеся к независимости. Сайт музея: http://www.ligacombatentes.org.pt/
Слева виден памятник погибшим португальским воинам:




8. В этом месте нас выпустили из автобуса и дали полчаса на знакомство с местом. Между очередью в Башню Белем и очередью в туалет - понятно, что многие выбирают. Башня Белем - архитектурный памятник XVI в., внесенный в список ЮНЕСКО. Была возведена в честь открытия Васко да Гамой пути в Индию. В разное время в ней располагались оборонительный форт, пороховой склад, тюрьма, таможенный пункт. Сооружение возведено в уникальном португальском стиле мануэлино. Фасад и интерьер башни украшены памятниками эпохи Великих географических открытий. А на переднем плане реплика самолета, совершившего трансатлантический перелет:




9 Вид на эстуарий реки Тежу, вдали слева направо памятник Первооткрывателям, мост 25 апреля и фигура Христа, а на переднем плане автолавочка в ретроавтомобиле:




10. Памятник Первооткрывателям удачно вписывается своим объемом в комплекс этого здания:




11. Перед памятником в плитке выложена карта мира, позволяющая экскурсоводам красочно рассказывать о португальских географических открытиях:




12. Табличка рядом с картой:




13. Памятник первооткрывателям был в 1960 году возведен в честь деятелей эпохи Великих географических открытий и по случаю 500-летия со дня смерти Генриха Мореплавателя. Этот внушительный памятник в виде каравеллы с многофигурным барельефом главных героев этой эпопеи был построен во время правления диктатора Салазара. Его отличает величественный стиль и огромные размеры, в высоту памятник достигает 50 м. Сравните масштаб фигур с человеком внизу. Наверху монумента расположена панорамная смотровая площадка, но при нас никто туда не поднимался.




14. Одна из ключевых достопримечательностей Португалии с 1983 г. включенная в список наследия ЮНЕСКО - собор и монастырь Душ Жеронимуш - грандиозное творение средневекового зодчества. Возведены к концу XVI в. на доходы, полученные с вновь открытых земель. Историю Жеронимуш тесно связывают с грандиозным периодом Великих географических открытий и могуществом Португалии. Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, а также Камоэнс - поэт и преобразователь португальского языка, похоронены в соборе монастыря Душ Жеронимуш в Белеме. К сожалению, из-за свадьбы в соборе нам не удалось посмотреть их саркофаги. Монастырь до сих пор является местом проведения важнейших государственных и межгосударственных встреч. Например, здесь состоялось подписание нового реформированного Европейского договора государствами - членами Европейского Союза, заменившего отвергнутую Францией и Голландией европейскую конституцию.




15. К сожалению, нигде не нашла, что это такое. По стилю очень похоже на творения Сантьяго Калатравы:




16. В отделке домов в Португалии часто используются изразцы. Иногда это мелкая плитка с однообразным рисунком, в некоторых местах в стены включаются большие керамические панно с рисунками. Традиция этих работ идет из средних веков. Лучшие образцы сохраняются в Национальном музее керамики. Есть известная художница, которая оформляет город своими панно, это как раз одно из ее творений:




17. В Лиссабоне долгое время не было парков, город был буквально раскаленным от солнца. Это первый парк, открытый в городе, он не настолько стар, как знаменитые парковые ансамбли Европы:




18. Чем Лиссабон не понравился - город буквально заполонен граффити, которые оккупировали даже ярусы многоэтажных домов...




19. Наш автобус проехал несколько городских площадей, которые являются скорее продуктом поспешной расчистки пространства от завалов землетрясения, чем необходимыми акцентами в городской застройке. Местом высадки стала площадь Росиу, которая возникла на месте древнеримского ипподрома, ее история насчитывает не одну сотню лет. Площадь расположена в районе Байша – одном из самых колоритных и интересных мест в Лиссабоне. До 1755 г. ее окружали роскошные здания в стиле мануэлино. После землетрясения весь район и площадь были отстроены заново. На переднем плане - фонтан Четырех океанов:




20. На вершине холма расположена крепость - замок св. Георгия (Сан Жорже), основанная римлянами в V веке н.э., неоднократно перестраиваемая вестготами, арабами (в XII в. здесь располагалась резиденция мавританского правителя), крестоносцами, вернувшими Лиссабон в русло христианской истории. До XVI в. в замке жили португальские монархи. В 1755 г. сооружение было разрушено землетрясением до самого основания и было восстановлено только в первой половине XX века. Но обратите внимание на очередь из неких транспортных средств справа внизу, это т.н. тук-туки:




21. На фейсбуке всполошились, когда я, находясь в Лиссабоне, написала фразу "Если город почему-то не нравится, самый лучший способ исправить это - взять рикшу и прокатиться с ветерком". Но ведь из этого совсем не следует, что Лиссабон не понравился! Не понравилась 28-градусная жара, многочисленные строительные заборы, перегораживающие путь, нахальные румынские цыгане, сующие товар прямо в лицо, изматывающие улочки, идущие то вверх, то вниз. И лучше действительно снять этот негатив покатушкой. У этого водителя была карта с маршрутами, отчего я обратилась именно к нему. Общение с ним было весьма приятным, под конец он меня завез в ресторанчик к своему приятелю, где мне дали возможность зарядить батарею от фотоаппарата.




22. Прокатилась я по красному маршруту. Трясет при этом, конечно, знатно. Не зря там даже пристяжные ремни и поручни есть. Но я еще в Амстердаме научилась притормаживать коленями. :-)) И даже что-то фотографировать на ходу получалось при немаленькой скорости:




23. Например, интересные декоративные решения фасадов:




24. Типичные улицы района Алфама. Это единственный городской район, от которого хоть что-то осталось после землетрясения 1755 г. Его архитектура с хаотично расположенными улицами соответствует представлению о средневековых городах. Район располагается на холме, люди передвигаются по нему при помощи многочисленных лестниц. Между старинными домами с обшарпанными стенами едва ли разъедутся автомобили, однако есть место для трамвайных линий. Кстати говоря, становится понятно, почему многие дома облицованы плиткой - такой фасад не только более красив, но и выглядит приличнее:




25. Также по соседству есть крышесносящие новостройки:




26. Там был длинный забор с росписями на самые разные темы. Мимо Дарта Вейдера я проехать никак не могла:




27. Привезли меня к красивому панорамному виду. В старину такого не было - Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 г. изменило облик города. Первый министр короля маркиз де Помбал отдал распоряжение: "Мертвых похоронить. Живых накормить". Дальнейшая его деятельность была направлена на реконструкцию города - создание генерального плана с прямыми широкими улицами, застроенными домами в соответствии с архитектурной модой 18 века. Маркизу де Помбалу жизнь уготовила роль, аналогичную роли барона Ж.Э. Османа, преобразовавшего Париж, правда значительно позже, уже в 19 веке.




28. Мы промчались мимо этой скульптуры, не останавливаясь, но почерк Фернандо Ботеро узнаваем издалека. Очень приятно, что не только худощавость вдохновляет художников и скульпторов в наши дни:




29. Успела заметить забавную скульптуру на балконе. Что бы она значила, интересно:




30. В Лиссабоне с недавних пор начали делать тротуары красного цвета!




31. Туристов отсылают обычно к "Мирадорам" - смотровым площадкам, откуда с высоты можно осмотреть ту или иную часть города. Привезли и меня к еще одной. Заглавное фото сделано как раз там:




32. В городе немало образцов в стиле модерн, но цельного ансамбля они не составляют, будучи единичными вкраплениями в городских кварталах:




33. Кадр, включивший в себя почти все виды местного транспорта - машины, тук-туки, сегвеи и, конечно, знаменитый желтый лиссабонский трамвай. По узким и неровным улицам центральной части Лиссабона проложены трамвайные маршруты, которые обслуживаются уже более ста лет. Особенно популярен маршрут №28. Он проходит через все исторические районы города, делает множество крутых поворотов и заезжает в очень колоритные места. Трамвай №28 постоянно забит туристами, бывает, что приходится стоять в очереди по полчаса, чтобы туда попасть:




34. Церковь св. Энграсии (де Санта Энграсиа), величественное и монументальное сооружение из розового мрамора в стиле португальского барокко, которое имеет второе название – Национальный пантеон Португалии. Церковь начали возводить в XVII в., а закончили только в XX - строилась почти триста лет и была завершена только в 1966 г. Для населения она стала "притчей во языцех" долгостроя. Роль пантеона досталась храму при диктаторе А. Салазаре. В церкви захоронены политические деятели, известные писатели и другие представители культуры:




35. Вот еще пример перепада уровней улиц:




36. И строительные заборы повсюду... Пять лет назад мэрия города приняла решение о глобальной реконструкции Лиссабона и с тех пор много где стало не пройти и не проехать, при том, что темпы работ, мягко говоря, не быстрые:




37. Эти музыканты и певица в витрине магазина - всего лишь большие двигающиеся автоматы, но впечатление производят сильное!




38. Памятник Холокосту еврейского народа недалеко от центральной улицы района Байха:




39. На бульваре там немало разных памятников, покажу лишь три из них. Этот памятник Мануэлю Пиньейру-Шагасу меня подкупил прекрасной дамой, только не знаю, супруга ли это или прекрасный образ из его творений. Pinheiro Chagas - португальский писатель и политический деятель (1842-1895). Состоял на португальской военной службе; приобрел известность как один из наиболее талантливых фельетонистов лиссабонской прессы. Выбранный в 1871 г. в палату, он занял в ней влиятельное положение В 1883-86 гг. был морским министром и министром колоний. Состоял профессором классических литератур в лиссабонской высшей школе. За резкую статью о Луизе Мишель П. сделался жертвой покушения, от которого скончался. Первые более крупные произведения П. — две поэмы: "Poema da Mocidade" и "Anjo do Lar"(1865). Написанные в стиле романтизма, они не имели большого успеха. Лучший роман П. - "Tristezas à beiramar" (1866). Очень популярны его рассказы из истории Португалии и Бразилии: "Novelas historicas" (1869), "Educacao Popular" (1874). http://geonetia.ru/%D0%9F%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B9%D1%80%D1%83-%D0%A8%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%81_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%8D%D0%BB%D1%8C/464032/
https://pt.wikipedia.org/wiki/Manuel_Pinheiro_Chagas




40. Еще один памятник Симону Боливару - освободителю Америки! Я уже показывала бюст ему в Портимау:




41. Кому этот памятник - я угадала еще издали, по общему силуэту, но не поверила глазам своим. Фредерик Шопен в Лиссабоне!




42. Кстати, в городе много архитектуры стиля функционализм, господствовавшего в Европе в 1920-30-х годах:




43. На бульваре по случаю какого-то особого дня развернули торговые палатки:




44. Бульвар, а вернее, проспект да Либердаде, красив, удобен как для транспорта, так и для пешеходов. Он начинается памятником Реставраторам - тем, кто помогал стране обрести свободу от испанской колонизации, и кончается памятником маркизу де Помбалу. Почти весь город вымощен мелкой брусчаткой из белого и темного мраморизованного известняка. Из него часто выложены разнообразные орнаменты. Но именно эта улица считается второй по красоте в Европе:




45. И уже на ходу из автобуса последние впечатления от Лиссабона. Площадь Праса-ду-Комерсиу считается одной из самых красивых в Европе. Она находится на берегу реки, где раньше стоял дворец Рибейра, разрушенный землетрясением (именно поэтому второе название места – Дворцовая площадь). Несколько столетий назад Праса-ду-Комерсиу была парадными воротами Лиссабона. Сюда приставали корабли с богатствами, вывезенными из португальских колоний, и прибывали королевские делегации. О былой славе свидетельствуют величественные монументы и строгие административные здания. Только вот спутанные провода несколько портят общий вид:




46. Еще пример городских контрастов - суперсовременная архитектура и тут же развалюхи. Это была территория всемирной международной выставки 1998 г. под девизом "Мировой океан - достояние будущего". Вокзал Ориенте с его изящными сводами и застекленной крышей стал настоящим украшением Лиссабона. Он был построен к проведению в городе «Экспо-98»; автор проекта — испанский архитектор и инженер Сантьяго Калатрава, источником вдохновения для которого всегда была природа. Его выразительные творения имеют очертания растений или животных. Вокзал в Лиссабоне не стал исключением - навес над платформами напоминает лес, а само здание вокзала скелет огромной рыбы. Вокзал включает в себя железнодорожную и автобусную станции, а также одноименную станцию метро. Мне удалось только на ходу из автобуса сфотографировать, а как там устроено внутри, смотрите тут: https://varlamov.ru/386986.html
И кому интересно, прочие архитектурные шедевры от Сантьяго Калатравы: http://tourismnews.by/post-3850/




47. Мост Васко да Гама, самый длинный мост Европы (включая и виадуки) над рекой Тежу, протянувшийся на 17,2 км. Грандиозная конструкция была возведена всего за 3 года, несмотря на невероятные масштабы проекта. Мост был пущен в эксплуатацию 29 марта 1998 г. Дата была выбрана не случайно - в 1498 г. Васко да Гама отправился в плавание из Европы в Индию. Мост был построен на средства частной компании «Lusoponte».




48. Едем по мосту Васко да Гама, невольно вспоминаю проезд по Эресуннскому мосту между Швецией и Данией в 2012 году...




49. Оглядываюсь назад - и перед глазами предстает панорама Лиссабона в лучах закатного солнца:




50. По дороге завезли на кофе-паузу в некое заведение, где косят трын-траву прыгают зайцы!




51. Вдали наш белый автобус. Фактически на этом знакомство с Португалией завершилось. Был еще день в Портимау без экскурсий, а потом в три часа ночи сбор группы, 260 км ночной дороги до аэропорта в испанской Севилье и возвращение в Ригу.




А теперь я через несколько часов уезжаю в Россию. Как там будет с интернетом и возможностью писать заметки, пока не знаю.

Comments 
3-ноя-2017 01:10 pm
Красные тротуары со стрелками, скорее всего - для велосипедистов.
3-ноя-2017 01:43 pm
Побывала на краю света.
3-ноя-2017 01:48 pm
Скорее на краю Европы :-)
Поскольку график поездки предстоит насыщенный и некоторые пункты программы поменялись, наверное, большого сбора жж-стов на этот раз не получится...
3-ноя-2017 01:59 pm
Когда и во сколько?
3-ноя-2017 02:03 pm
Пока возможны два варианта, оба 5 ноября либо днем где-то в центре, либо вечером у отеля на Волоколамском. У тебя номер телефона тот же, с девятками в конце?
3-ноя-2017 02:19 pm
Да, тот же. Лучше днём в центре.
3-ноя-2017 03:08 pm
Я потом уточню у руководителя, в каком месте и во сколько у нас днем заканчивается экскурсия, и напишу или позвоню тебе. Скорее всего завтра вечером.
3-ноя-2017 04:15 pm
это у них так в ноябре тепло??... с ума сойти!))Португалия меня всегда привлекала. Она как-то особняком в Европе. Про нее не часто рассказывают.
Поздравляю Вас с днем рождения! желаю здоровья и счастья. Удачи и благополучия. Извините, что поздравляю неделю спустя, но зато это будет еще одно доброе пожелание, а оно то уж точно никогда не лишнее))
3-ноя-2017 04:51 pm
Вообще у них в это время должно быть +20, но мне, как человеку, не любящему жару, и тут "повезло": +28 градусов все дни.
Да, про Португалию мало говорят, что есть, то есть. Но она и отличается от прочей Европы.
Спасибо за поздравление и пожелания! :-)
3-ноя-2017 04:52 pm
Всё, дамы и господа, я уехала. Если будет связь, то в лучшем случае завтра вечером. Спасибо всем за внимание!
3-ноя-2017 09:21 pm
Чем португальцам так запал Боливар?
4-ноя-2017 04:30 pm
Вернусь, расскажу об этом!
3-ноя-2017 09:51 pm
Славный калейдоскоп впечатлений! Мне представлялось, что на краю Европы будет доминировать близость океана и дух былых путешествий, а Лиссабон оказался вполне современным портовым городом. Ценные заметки, в Португалию хочу, как и раньше, но теперь, если окажусь, избегу культурного шока))
Хорошей дороги!!! Рената, если где-нибудь будете гулять вне программы 5-го, я бы с удовольствием присоединилась бы. Могу с машиной, хотя если совсем центр, то она не очень нужна)
4-ноя-2017 04:40 pm
Спасибо! Я теперь переживаю, что Вы поздно написали мне и я не взяла Ваш номер телефона с собой. Сейчас кое-что в личку напишу.
7-ноя-2017 02:38 pm
Рената, очень интересный рассказ про Португалию и Лиссабон, где я давно мечтаю побывать. Надеюсь, что моя мечта всё-таки когда- нибудь осуществится. А плитка, которой украшают здания в Португалии называется "азулежу". Я читала, что традиция украшать задания плиткой сначала завезли мавры в Испанию, а затем это искусство попадает в Португалию. Спасибо. Теперь буду знакомиться с Вашими московскими впечатлениями. Удачи.
9-ноя-2017 01:24 pm
Да, азулежу. Всюду в Лиссабоне можно видеть ее прекрасные образцы.
Жду Вашего мнения о моих московских заметках, спасибо!
7-дек-2017 12:58 pm
Интересно.
А граффити это просто проклятие, нужен срочно закон против них
7-дек-2017 02:54 pm
Есть антивандальное покрытие для памятников, но очень дорогая технология, судя по тому, что ею из известных монументов воспользовались в Западном Берлине, из того, что я слышала.
7-дек-2017 03:27 pm
Предлагаю переловить вандалов и заставить все очистить, дешевле будет
7-дек-2017 03:43 pm
Поддерживаю эту идею!
This page was loaded ноя 12 2018, 8:58 pm GMT.