Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Гродно и окрестности (10-11.12.2016) часть I

Эта поездка в Белоруссию не была запланирована, но возможность посетить страну без визы не стоило упускать. Увидено немало интересного, от сказочных видов до своеобразной архитектуры и малых форм городской среды. Осколок Великого княжества Литовского и в то же время довоенной Польши и в то же время Российской империи - Гродненщина удивительная земля. И даже дождь не был способен испортить общего впечатления.




2. Как уже говорилось, привлекло внимание предложение посетить Гродно без визы (скриншот с турсайта). Я дважды туда пыталась попасть во время своих приездов в Белоруссию. В 2009 году в Гродно была даже забронирована гостиница, но из-за аварии мы туда не доехали. В сентябре этого года не набралась автобусная экскурсия и вместо Гродно я тогда поехала в Брест. И вот замаячил третий шанс...




3. Вот здесь подробнее о безвизовом въезде и границах разрешенной для этого территории. Переснимала в автобусе. При щелчке на картинку откроется более крупная:




4. Карта посещенных в этой поездке мест. 1. Гродно, 2. Форт Гродненской крепости в Наумовичи, 3. Сопоцкин, 4. Шлюз Домбровка на Августовском канале, 5. Агроусадьба "Коробчицы". В первый день была только в Гродно, на второй день было все остальное.




5. Коротко о Гродно: расположен в западной части Белоруссии в 15 км от границы с Польшей и в 30 от Литвы. Третий по площади и пятый по численности населения город в стране. По неподтвержденным данным впервые упоминается в 1005 г. Официальной датой основания города является 1128 г. В середине XIII в. Гродно вошел в состав Великого княжества Литовского (с 1569 г. часть Речи Посполитой). В результате последнего раздела Речи Посполитой в 1795 г. Гродно был присоединен к Российской империи. В июле 1920 г. город перешел под советский контроль, но уже в октябре того же года перешел под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 г. В 2014 г. был "Культурной столицей Белоруссии".




6. Гродно встретил дождем, но несмотря на это, совершенно не испортил о себе впечатления. Причем я раньше не любила прогулки под дождем из-за того, что зонтик не спасал висящий на шее фотоаппарат и надо было держать его повыше, отчего быстро уставали руки. В этот раз я обнаружила, что шалевый воротник моего пальто идеально подходит для переноски фототехники :-)) Зрелище было довольно забавное, полагаю - фотоаппарат, угнездившийся под подбородком. :-)




7. При въезде в Гродно кое-что по дороге пофотографировала, но рассказ начну с места первой остановки - именно здесь обычно начинают экскурсию по старому Гродно. Рядом с парковкой автобусов размещено вот это сооружение - но не оно является здесь главным.




8. И даже не Коложский парк, в котором немало интересных памятников и декоративных скульптур. Не было времени прогуляться даже по Аллее Дружбы народов, где высажено 35 редких деревьев по числу национальных диаспор - участников Х Республиканского фестиваля национальных культур.




9. Наша цель - Борисоглебская Коложская церковь - уникальный памятник древнего православного зодчества XII в. не только в Белоруссии, но и во всей Восточной Европе. Церковь включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ее название - Коложская связывают с урочищем Коложань в Гродно, на котором и был построен храм. Слово "коложань" в древнерусском языке обозначало место, где бьют родники. Вторая версия появления этого названия связана с переселением в 1409 г. после победного похода князя Витовта на Псков жителей пограничной крепости Коложа. Обратите внимание на памятный камень на дальней круглой площадке.




10. Старое фото Коложской церкви с обратной стороны. Виды церкви в 19 веке можно посмотреть, например,
тут.

Впечатление о церкви образно выразил известный белорусский писатель Владимир Короткевич: "Кладка стен здесь необычайно роскошная. В них вставлены плоской формы разноцветные валуны, зеленые, красные с полосами, густо-коричневые, синие, всякие. И еще ромбы, квадраты, кресты из майолики. Чтобы смыть пыль и сделать более яркой поверхность, мы облили стены водой. И на них упало солнце. Что тут было! На майолике и валунах вспыхнули оранжевые, розовые, красные, зеленовато-синие туманные радуги. Перед нами возникло что-то, что стократ живописнее павлина. Каменная райская птица! И вся она будто искрилась, плыла в воздухе, вытягивалась в небо!"




11. О церкви подробно рассказано здесь, про архитектуру в сравнении с другими церквями здесь. Проект церкви принадлежит к традициям византийской храмовой архитектуры, но при этом не имеет прямых аналогов ни в древнерусском, ни в балканском зодчестве. Его уникальная особенность: множество керамических сосудов-голосников, встроенных в своды стен и выходящих наружу горлышками, благодаря чему здесь отличная акустика. Опорные столбы имеют редкое для православных храмов круглое сечение. А на фото справа - тот самый памятный камень, на который просила обратить внимание. Очередной случай памятника битве, произошедшей за сотни километров от него. Битве при Грюнвальде! Но надо помнить, что именно в этом храме молились в 1410 году, уходя на Грюнвальдскую битву - решающее сражение против Тевтонского ордена, в котором участвовало чуть ли не пол-Европы.




12. Последние цветы этого года напротив входа в храм:




13. Если начать обходить церковь по кругу, откроется панорама старого Гродно. Высокая башня - пожарная каланча, а справа - Старый замок:




14. А на этой панораме над крутым склоном Новый замок. Река - знаменитый Неман. Дымка - это пелена дождя:




15. Автобусная стоянка у нас была здесь. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - подробнее о нем тут. Поставлен в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану И.Е. Савельеву. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература - неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский. Высота восьмигранной колокольни 39,5 м. 14 октября 2010 г. возле собора была установлена бронзовая скульптура Богоматери, автором которой является скульптор Вл. Пантелеев. Официальные сайты: 1 и 2.




16. Был час свободного времени и я с удовольствием обследовала окрестности, обнаружив по дороге памятники белорусскому поэту и переводчику, драматургу, публицисту Янке Купале и сотрудникам милиции, погибшим при исполнении своих обязанностей (причем последний открыли ровно за месяц до моего фото - 10 ноября 2016 г.):




17. Неоготическая евангелически-лютеранская церковь св. Иоанна заметна издалека. У нее любопытная история: в 1793 г. польский король Станислав II подарил гродненской общине трехэтажное здание бывшей таверны, которое было приспособлено как кирха. Вместилище греха было перестроено в храм в начале XIX в. К 1843 г. строительство каменной кирхи было закончено, а окончательный вид здания сложился в 1873 г., когда колокольню украсили часами. В советское время здесь находился государственный архив (1944-1994 гг.). Нынче это единственная действующая в Белоруссии лютеранская церковь. О церкви на официальном сайте.




18. В городе много интересной архитектуры разных стилей и эпох. Конкретно про это здание рядом с кирхой мне ничего навскидку найти не удалось...




19. Очень интересная особенность в Гродно: здания в стиле 1920-30-х годов и перенявшие их архитектурные мотивы в совархе. Но это требует отдельного разговора.




20. А пешеходная экскурсия в Гродно у нас началась с Большой хоральной синагоги. Нынешнее здание было построено Ильёй Фрункиным в 1902-1905 гг. в одной из разновидностей эклектики - мавританском стиле. Историки предполагают, что основная часть здания - это еще старая синагога XVI века. Подробнее о синагоге: здесь. Официальный сайт еврейской общины Гродно. На лестничной площадке много интересных росписей из истории общины, здесь создан еврейский музей:




21. Интерьеры синагоги еще восстанавливаются, но уже сейчас производят неизгладимое впечатление. Об истории общины можно прочесть также здесь.




22. И совершенно неожиданно было увидеть в синагоге импровизированную художественную выставку работ Льва (Леона) Бакста. Подробнее о художнике здесь. На следующий день увидела такой рекламный стенд в городе: "Лев Бакст - еврейский художник". И считаю это правильным - меня и в других странах и в Латвии раздражает, когда какого-то деятеля искусства называют латышским (в крайнем случае латвийским), хотя он поляк или русский или иной национальности.




23. Одна из городских достопримечательностей - пожарная каланча была построена после большого пожара в конце XIX в. Для строительства башни в свое время специально "выписывали" архитектора из Петербурга. Ныне здесь музей пожарной аварийно-спасательной службы Гродненщины. Подробнее о башне тут.
Информационные таблички здесь - одни из наиболее красивых, какие доводилось видеть в разных городах:




24. А героя этой деревянной скульптуры узнала издалека. Такого рода образов, канонических, можно сказать, полным-полно в соседней Литве. Это Витаутас, Витовт, Великий князь Литовский. И бывший хозяин здешнего Старого Гродненского замка. С фактами его биографии можно ознакомиться, например, тут.




25. Именно на территории замка впервые увидела граффити, остальной город в этом плане просто "вылизан", ни черточки лишней нигде не увидела. И то это граффити на историческую тему, не просто каляки-маляки. Ниже - деревянное панно в гостинице на тему исторической застройки Гродно:




26. Старый замок. В XIII в. здесь возвели башню из камня, но она не сохранилась до наших дней. В конце XIV века хозяином Старого замка стал Великий князь Литовский Витовт. Он сделал крепость одной из своих главных резиденций. После разрушения замка войсками Ягайло, Витовт построил новый дворец с пятью башнями в готическом стиле. Впоследствии замок неоднократно разрушался и перестраивался. До наших дней дошли дворец, фрагменты оборонительных стен, руины Нижней и Верхней церквей, княжеских покоев, мост и замчище. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.




27. Старый замок на старом фото. Подробнее о замке смотрите тут, Официальный сайт (на белорусском языке) тут. Вдали на фото видна пожарная каланча, о которой рассказ был выше.




28. Вид на Новый замок - новый королевский дворец, построенный в Гродно, напротив Старого замка, в 1734-1751 гг. во время правления польского короля и великого князя литовского Августа III как летняя резиденция польских королей и великих князей литовских, по проекту Карла Фридриха Пёппельмана. В 1789 г. дворец реконструирован итальянским архитектором Джузеппе Сакко. В этом здании во время последнего сейма Речи Посполитой в 1793 г. было подписано соглашение о разделе Речи Посполитой с Россией и Пруссией, а в 1795 г. польский король и великий князь литовский Станислав Август Понятовский поставил подпись под актом отречения. Король жил в замке до 1797 г. В 1944 г. здание сгорело и было вновь отстроено к 1952 г. в стиле советского неоклассицизма архитектором В. Вараксиным. Официальный сайт (на белорусском языке).




29. Сравните со старинным изображением Королевского дворца в Гродно во времена правления Августа III:




30. Пешеходная экскурсия по Гродно фактически завершилась на Советской площади. О благоустройстве площади хочу потом рассказать отдельно. А пока перед нами еще одна достопримечательность - Гродненский кафедральный костел Франциска Ксаверия и бывший монастырь иезуитов (фарный костел ХVІІ-XVIII вв.) - памятник архитектуры и декоративно-монументального искусства в стиле барокко. Фарный - значит приходской. Приходским стал костел в 1783 г. В комплекс входили коллегиум, аптека, библиотека, жилые корпуса, сад и хозяйственные постройки. В храме находится чудотворная икона Богоматери Студенческой (XVII в.), памятник Антонию Тизенгаузу и орган (XVII в.). В 1991 г. получил статус Кафедрального костела. Алтарь, созданный еще в 1736 г., выглядит мраморным. Однако, он сделан из дерева и тонирован. Уникальная работа, великолепная резьба. Не менее уникальными являются маятниковые часы на одной из башен. Не так давно установили, что часы на Фарном костеле в Гродно старше даже знаменитых часов в Праге. И в них полностью сохранен старинный механизм, а в Праге он заменен на современный.
Фото внутреннего убранства в деталях можно посмотреть здесь.




31. Там что-то еще интересное виднелось вдали, но дождь зарядил уже не на шутку и просто протереть объектив мало чем помогало:




32. Но все же на ходу пытаюсь запечатлеть мемориальную доску памяти мучеников гетто:




33. Фрагменты гостиничного номера. Именно здесь с ноутбуком я и скоротала остаток вечера. Картина на стене - это не вид Гродно, а какая-то фантазия художника:




34 Ну и селфи, как всегда, в рамках самопознания. :-) Хорошо, что на лице не видно следов недосыпа и боли в натертых ногах.




И ночи тёмными бывают -
В дали сверкают фонари,
И слезы искрами играют -
Туман остался позади.
И лишь тиши одной
Излив свои печали,
Она уйдет в свой сон,
Утром чтобы снова
Был смех ей разрешен.
И в новый день
Шагает смело -
С улыбкой на глазах,
И весело порхает
У всех вас на глазах.

Отсюда

Продолжение следует.

Tags: Архитектура, Белоруссия-Беларусь, Выставки, Дворцы, Замки, Интерьеры, Искусство, История, История архитектуры, Культовые сооружения, Литва, О себе, Памятники, Панорамы, Таблички
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

Recent Posts from This Journal