Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Зачем в замке курляндских герцогов белый кирпич, или что такое сграффито

Еще в середине января состоялся у меня один интересный разговор не в моем ЖЖ, и поскольку наконец достала из личного архива фотографии, иллюстрирующие сказанное, сохраняю эту информацию и у себя, несколько дополнив и расширив.

Мой собеседник писал с некоторой иронией после поездки в латвийский городок Бауска о том замке: "Превосходно согласуются камни древних руин и белый кирпич восстановителей".



Надо признать, что белый силикатный кирпич образца ХХ века на участках восстановленных стен действительно режет глаз. Снаружи еще более-менее, а вот в интерьерах это выглядит еще хуже. Уже во время первой поездки в Бауску в 1999 году обратила на это внимание. Но дело в том, что этого кирпича просто не должно быть видно - он является всего лишь подосновой для декоративной штукатурки, называемой сграффито. Она была популярна в эпоху Ренессанса.



На моей фотографии замка, сделанной в 2004 году, видно, что башня справа уже разукрашена процарапанными в штукатурке декоративными квадрами, а на стену между башнями и левую башню пока пороха... то бишь денег не хватило. Финансирование реставрационных работ невелико и восстановление замка тянется годами.



Данная часть Бауского замка - не рыцарских времен, это пристроенная к орденскому замку резиденция самих герцогов Курляндских. Она изначально имела декоративную штукатурку на стенах, зодчими не ставилось своей целью демонстрировать первоначальную каменную кладку.



В качестве примера, сходного с реставрацией Бауского замка, часто вспоминают замок рижского епископа в Турайде, аргументируя тем, что там новую кирпичную кладку никто и не думает скрывать под штукатуркой.

Следует заметить, что Турайда относится к поколению замков из красного кирпича, еще времен Ливонского ордена и Рижского архиепископства: там настенной штукатурки снаружи никогда не должно было быть. Разница в кирпиче должна показывать, где сохранилась старинная кладка, а где - новодел. На этом фото от oskar61 видите слева неровную старую кладку, контрастирующую с ровными рядами кирпичей, изготовленных промышленным способом?



Аналогично, например, сделали литовцы в восстановленном Тракайском замке. На фото 2000 года видна светлая полоса нового кирпича над более темной старой кладкой. Это один из канонов в архитектуре и реставрации.



Но вернемся к замку в Бауске. Мой собеседник писал: "...энтот псевдокирпич, долженствующий прикрыть кирпич настоящий. Ну не ладится он с эпохой в моём представлении, даже герцогской..."



Разберемся, что за "псевдокирпичи", когда и откуда они взялись.



Что такое сграффито

Для украшения поля стены плоским орнаментом в эпоху Возрождения выработался новый способ, который называется сграффито. Слово происходит от итальянского sgraffiare – выцарапывать.
Этот декоративный прием, впервые появившийся в Италии в XVI веке, состоит в том, что на поверхность стены накладывается темный слой штукатурки, а сверх него – второй, светлый слой краски; нанесенный на краску рисунок при помощи: острого инструмента процарапывается и выскабливается так, чтобы обнажить местами темный слой и получить таким образом двухцветный рисунок.
Простота и легкость выполнения, а также прочность сграффито обеспечили этому приему украшения стен широкое применение преимущественно в архитектуре раннего Ренессанса в Италии, а позднее в Германии и Австрии.
http://www.zodchiy.net/ru/mainpage/designing/fasad/steni/

О сграффито в Бауском замке

В 1580-е - 1596 гг. возведено палаццо, включившее стены и башни прежнего форбурга. Его фасады, подобно южнонемецким ренессансным дворцам, покрыты штукатуркой, имитирующей квадровую кладку (в технике сграффито), и были акцентированы фронтонами с ролверковым декором.
Эта цитата из книги:
Ю.М. Васильев и др. “Белоруссия. Литва. Латвия. Эстония. Справочник-путеводитель” М., “Искусство” Лейпциг “Эдицион” 1986

Юрий Васильев был моим преподавателем по истории архитектуры на архитектурном факультете нашего Технического университета.

Кстати, и сграффито доводилось лично делать в студенческие годы на лабораторной работе по строительным материалам. Сам готовишь растворы с применением различных цветных пигментов, растирая в чашечках, покрываешь получившейся кашей специальную плитку, которую кладут в печь до полного высушивания, затем сверху покрываешь другим цветом, снова высушиваешь. А затем в соответствии с заранее созданным эскизом начинаешь процарапывать рисунок. В зависимости от глубины процарапывания открывается тот или иной цветной слой. Между прочим, очень увлекательное занятие. ;-)

Еще о сграффито в Бауске и других местах Курляндии

Наиболее монументально и роскошно решались герцогские дворцы; на их оштукатуренных фасадах в технике сграффито имитировалась квадровая кладка (палаццо орденского замка в Бауске, 1580-е-1596 гг.). Дворцам герцога в своем строительстве подражали и крупные феодалы (дворец в Нурмуйже, 2-я половина 16-конец 17 вв.). http://www.baltworld.ru/latvia/publications/history

Квадровая кладка выглядит так:



В Нурмуйже, о которой говорилось в цитате выше, сохранилась оригинальная штукатурка сграффито. Правда, фотографировать ее сложно. Вот общий вид замка Нурмуйжа в 2002 году, его простые объемы:



Трудно поверить, что эта гладкая поверхность некогда имела другой вид. Но присмотритесь к стене вокруг оконного проема и в правой части кадра:



Обрамление окон в Нурмуйже процарапано в технике сграффито:



Рисунок тех самых квадров на углах здания:



В Латвии также известен фрагмент сграффито в замке Айзпуте, что на берегу реки Тебра.



Но этот фрагмент в очень плохой сохранности. Еле заметные светлые пятна в нижней половине фотографии и есть остатки рисунка:



Вот что пишет Ю.М. Васильев об Айзпутском орденском замке: "В конце 16-17 вв. флигеля были перестроены, ворота и надвратное помещение украшены со стороны двора квадрами и виртуозно исполненными (вероятно, по мотивам композиций С. Серлио) орнаментальными поясами, процарапанными по штукатурному слою и, возможно, полихромными. В 19 -1-й пол. 20 в. почти все элементы прежней внутренней отделки утрачены.

В 2001 году археологи, проводившие визуальное обследование замка, констатировали следующее: "Двухцветная штукатурка, выполненная в технике «сграффито», над воротами почти осыпалась, лишь местами видны контуры орнамента".
“Arheologu pētījumi Latvijā 2000 un 2001 gadā” R., Latvijas vēstures institūta apgāds 2002

О сграффито в Европе, фото и текст:
http://de.wikipedia.org/wiki/Bild:Sgraffito.JPG
http://de.wikipedia.org/wiki/Scraffito

В Бауске делают квадры такого типа, только более спокойного цвета и тона: http://www.kuenstlerinnen-bremen.de/kunst/bollenhagen/index.php?arbeit=43
Tags: Архитектура, Бауска, Замки, Земгале, История_Латвии, Курземе, Ливония, Остзейский край
Subscribe

  • Посленовогодняя Рига

    Прогулка по Риге в субботу, 6 января, получилась неожиданно забавной и вообще довольно необычной в отдельных эпизодах. Несмотря на то, что к ее концу…

  • Поднимем же бокалы!

    Возвращаю старую традицию в этом журнале - приглашать вас за виртуальные праздничные столы, когда каждый из вас может выбрать столик и сервировку по…

  • Ко дню моего рождения

    Поскольку на планете уже наступило 26 октября, то делаю деньрожденческий пост. Находясь вдали от родины, на чужбине, мне вдвойне приятно будет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Посленовогодняя Рига

    Прогулка по Риге в субботу, 6 января, получилась неожиданно забавной и вообще довольно необычной в отдельных эпизодах. Несмотря на то, что к ее концу…

  • Поднимем же бокалы!

    Возвращаю старую традицию в этом журнале - приглашать вас за виртуальные праздничные столы, когда каждый из вас может выбрать столик и сервировку по…

  • Ко дню моего рождения

    Поскольку на планете уже наступило 26 октября, то делаю деньрожденческий пост. Находясь вдали от родины, на чужбине, мне вдвойне приятно будет…