Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Эстония, день третий: от Хаапсалу до Руусмяэ

Это был самый длинный день из нашего трехдневного путешествия, занявший все время от рассвета до заката. Мы пересекли всю Эстонию от края до края, можно сказать, от морского побережья в Хаапсалу почти до окрестностей Псковского озера (Пихква ярв). В первой половине по маршруту были в основном церкви, большая часть из которых служила также как укрепления, во второй части будут развалины средневековых замков, включая и замок короля Магнуса. В этот день солнце и дождь играли друг с другом в кошки-мышки, но победа, считаю, в общем зачете осталась за нами.




В этот день двигались по зеленой линии. Карта нашего путешествия [под спойлером]

Пункты на синей линии (день первый): 1. Мыйзакюла, 2. Абья-Палуоя, 3. Каркси-Нуйа, 4. Таагепера, 5. Пайсту, 6. Тарвасту, 7. Сууре-Яани, 8. Тюри, 9. Куйметса, 10. Косе, 11. Кивилоо, 12. Таллин.
Пункты на розовой линии (день второй): 1. Таллин, 2. Нымме (дворец Глена), 3. Вяэна, 4. Ноароотси, 5. Сааре (Ликхольм), 6. Нигула, 7. Хаапсалу.
Пункты на зеленой линии (день третий): 1. Кирбла, 2. Клоостри, 3. Карузе, 4. Паадрема, 5. Михкли, 6. Вана-Вигала, 7. Киви-Вигала, 8. Пилиствере, 9. Пыльтсамаа, 10. Кяркна, 11. Ныо, 12. Рынгу, 13. Отепя, 14. Кирумпя, 15. Руусмяэ.




ДЕНЬ ТРЕТИЙ, ПОНЕДЕЛЬНИК, 28 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА

Выехали еще затемно, чтобы к рассвету успеть в первый пункт назначения - световой день нынче короток, а увидеть надо многое.

1. Хаапсалу - Кирбла 45 км

Первым делом в Кирбле на парковке перед церковью обнаружили стенд, рассказывающий об уничтожении этого населенного пункта 14-17 июля 1941 года:




На указателе написано: церковь Кирбла и кладбище. В церковном саду находится могила последнего премьер-министра Эстонской Республики (1918-1940) Юри Улуотса, умершего в Швеции в 1945 г. Но мы ее не искали, сфотографировали лишь старые кресты у ограды.




Построенная в 1500-е годы Кирблаская церковь св. Николая является одной из самых маленьких каменных церквей в Эстонии - 29х11 м. Согласно легенде, местные жители не могли договориться о том, где строить церковь, и тогда был дан знак свыше: неожиданно в холм Кирбла ударила молния, разрушившая языческий жертвенный камень размером с баню. На этом месте и была заложена церковь. Особенностью церкви является различный размер и расположение окон. Одно окно в северной стене, окно западной стены круглое, а центральное окно южной стены по сравнению с другими более узкое и высокое. А с обратной стороны еще видны интересные проемы крестообразной формы. Храм представляет собой поздний тип укрепленной церкви.




Накануне видели клин журавлей, улетающих в теплые края, а теперь над головой пролетели утки. Близится зима:




2. Кирбла - Клоостри 9 км

В Клоостри находятся развалины монастыря. Но поскольку там грунтовые дороги, причем местами просто две колеи в траве, а ночью был сильный дождь, было непонятно, в каком состоянии путь. Решили туда не ехать. Но для памяти картинку тут поставлю.




3. Кирбла - Карузе (Кинкси) 21 км

Церковь св. Маргариты в Карузе является одной из древнейших церковных построек в регионе Ляэнемаа, построена в 1260 г. для Ливонского ордена в качестве укрепленной церкви. Предполагается, что именно здесь в 1270 г. был похоронен магистр Ливонского Ордена Oттон фон Лютерберг, павший в битве с литовцами, произошедшей на морском льду близ церкви. Из внутреннего убранства церкви сохранились кафедра в стиле барокко и алтарь с копией картины Альбрехта Дюрера (1828). В церковном саду много надгробий XIII в. и кольцевые кресты XVII в.

Церковная башня напоминает мне кричащее существо: два глаза, нос и огромный рот, раскрытый в крике:




Подробнее на английском с инфостенда [под спойлером]




Интерьер церкви с того же инфостенда:




Просто этюд с кольцевым крестом и баптистерием:




4. Карузе - Паадрема 15 км

По дороге встретился православный храм. Церковь св. Троицы эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) в Паадрема была построена по чертежам архитектора К. Нюманна в 1889 г. (по др. сведениям в 1890). Строителями были мастера с острова Муху, руководил работами Феодор Ревка. Церковь была признана государственным памятником культуры в 1998 г. - сохранился уникальный живописный свод и иконостас. В этой церкви крестили Карла Ристикиви (1912-1977), ведущего эстонского прозаика начала ХХ в. Вот тут интересно написано о писателе: "убежден, что если бы не язык и судьба, Карл Ристикиви сейчас котировался бы на уровне Эко и Борхеса".

Тут можно увидеть фото начала ХХ в. церкви Троицы Живоначальной Пааденормского прихода (1888-1889 г.) из альбома "Виды церквей Эстляндской губернии". Там же фото иконостаса.




А вот мызу в Паадрема мы так и не нашли, имея в наличии лишь такую карту, крутились-крутились по окрестностям, но безуспешно. Информацию все же приведу. Первое упоминание о мызе Паадрема датировано 1435 годом. Со средних веков и в течение долгого времени мыза принадлежала фон Юкскюлям, кроме первой половины XIX в., когда мыза считалась за фон Хелвигами. До национализации 1919 г. владелицей была Элизабет фон Юкскюль. Господский дом был одноэтажным архаичным каменным зданием с очень толстыми стенами, построенными явно ранее XVIII в. Предполагается, что это был средневековый вассальный замок или укрепленное поместье.




Господский дом был покинут жильцами в 1960 г., после чего начал разрушаться. В 1970-е гг. оставшиеся камни сгребли в кучу, после чего остался лишь заросший пригорок. Но до наших дней сохранилось несколько хозяйственных построек. Целиком сохранились амбар и конюшня с помещением для экипажа, оба здания перестроены, прочие постройки были разрушены. Своеобразным является двухэтажный амбар, единственный в своем роде в Эстонии. Он сходен с портовым амбаром 1663 г. постройки, находящимся в Курессааре. В амбаре в средние века находился подъемный механизм (в наше время разрушен), с помощью которого товар поднимали на второй этаж. Предположительно был построен в начале XVIII в. либо в XVII в., ныне по перестроенному зданию тяжело точно определить точное время постройки.

Но, как говорилось, мы не нашли это и с горя сфоткали хотя бы автобусную остановку:




5. Паадрема - Михкли 33 км

Церковь Михкли (св. Михаила) была построена в древнем приходе Сонтагана еще в XIII в. и является самой старой и оригинальной постройкой во всей западной Эстонии. Поскольку она была основана еще в 1220-х годах, предполагается, что в течение четырех лет (1226-1230) местным священником здесь мог быть Генрих Латвийский, автор хроники (1180-1227), рассказывающей о христианизации Эстонии и Латвии. Позднее каменное здание церкви было возведено в последней четверти XIII в. Затем оно было переделано по характерному для Сааре-Ляэнемаского епископства образцу – к однонефному зданию с двумя арками с восточной стороны пристроили более узкое помещение хоров. Особенностью церкви является то, что над сводами располагаются узкие окна, которые могли служить также бойницами. Изначально оба фронтона имели звонницы. Более основательной перестройке церковь подверглась в XVIII и XIX веке: были замурованы подпольные склепы, пол церкви выложили плитняком, построили большую колокольню и расширили окна.




В стенах церковного сада находится старое кладбище, а также три часовни местных помещиков, одна из которых 1831 года постройки:




Старый пасторат:




Недалеко отсюда был один памятник, но о нем будет отдельный разговор. Пока покажу старый то ли фонтан, то ли чашу для цветов - не так часто такое встречается в эстонской глубинке:




6. Михкли - Вана-Вигала 28 км

Старая тисовая аллея возле Вана-Вигала порадовала живописными типажами домашней скотины:




В поисках мызы сфотографировала типичный для сельской Эстонии магазин. В стране популярно строительство из силикатного кирпича, из которого построена, например, эта водонапорная башня:




Усадьба Вана-Вигала является самой старой в Эстонии. С 14 в. до 1919 г. принадлежала семье Юкскюллей (Икскулей). Изначально усадьба находилась в нескольких километрах западнее, где сохранились развалины вассального замка. На нынешнем месте мыза с 17 в. В 1745 г. бывший садовник мызы Адила Кр. Андерс начал обустройство парковой зоны. В 1772 г., когда владельцем был Г.В. фон Юкскюлль, началось строительство нового двухэтажного господского дома в стиле барокко. Работы прервала усадка здания, но с 1775 г. оно было подведено под крышу. Стиль постройки похож на стиль усадьбы Кабала в Ярвамаа (1774), принадлежащей брату хозяина, Х.Г. фон Юкскюллю. В 1858 г. здание отремонтировали, в 1864 г. слегка был изменен фасад. В 1905 г. господский дом мызы был подожжен, позднее его восстановили. Постройка является характерной для XVIII в. Дом был двухэтажным с треугольным фронтоном (на фронтоне расположен герб владельцев), с центральным и боковыми ризалитами. Перед входом в здание находится широкий балкон, поддерживаемый каменными колоннами, на фасаде расположены пилястры с капителями композитного ордера. Сводчатый потолок цокольного этажа опирается на две массивные каменные колонны. На стене вестибюля - античный рельеф, датируемый вторым веком до н.э. Зал и др. анфиладные представительские комнаты - на втором этаже. Перед господским домом располагается просторная зеленая зона, которую окружала кольцевая дорога. Парк в английском стиле был обустроен в 1795-1832 гг. В начале XIX в. здесь было разбито семейное кладбище в стиле классицизма, а также часовня (ныне лишь развалины), а также кованые ворота. Такие же ворота находились на расстоянии несколько километров от центральной части мызы, в начале лиственной аллеи. Второстепенные постройки: сушильня, амбар, конюшни.




В 1791 г. началось строительство парка, строительство которого завершилось под руководством садовника Х. Линтрупа в 1832 г. Парк был расширен в 1835-1870-х годах. В 1867 г. в начале въездной дороги на мызу, было установлено два гранитных обелиска, которые привез друг хозяина мызы А. Миддендорф из своих экспедиций.




7. Вана-Вигала - Киви-Вигала 12 км

Впервые упомянутая в 1339 г., церковь св. Марии в Вигала была основана родом Юкскюлль, являющимся старейшим в Ливонии. Старая церковь была строением из плитняка с высокими щипцами. В XV в. были возведены сводчатые хоры и башня. Из-за плохой глиняной почвы башня давала усадку и ее приходилось постоянно отстраивать заново. Здесь перестроены шпиль, окна, крыша, практически ничего от средневековья не осталось. В церкви Вигала можно увидеть алтарь в стиле барокко и кафедру работы Кристиана Акерманна. Там же можно увидеть крест из плитняка с таинственными символами.




Архитектор Алар Котли спроектировал символическую часовню в знак памяти всех погибших в Вигала. Стоящие на опорных частях башни гранитные фигуры солдата и хуторянина в советское время были закопаны в земле. Издали показалось, что это крестоносцы с мечами, но подойдя поближе, увидела шинель на "крестоносце":




8. Киви-Вигала - Пилиствере 120 км

В окрестностях Пилиствере христианские миссионеры появились предположительно в 1222 г., поскольку в башне церкви св. Андрея заложен камень, на котором выбита эта дата. Упоминание о первом священнике здесь относится к 1234 г. Сводчатое помещение хоров, продольное здание и башня указывают на то, что воздвигнутая в третьей четверти XIII в. каменная церковь была выстроена по примеру церквей Сууре-Яани и Ярвамаа. Неоднократно разрушаемую на протяжении XVII-XVIII вв. церковь значительно реконструировали в 1762 г., о чем напоминает дата на восточном фронтоне церкви. Относящийся к 1856 г. башенный шпиль разрушился в 1905 г. и был восстановлен лишь в 1990 г. Ныне храм в Пилиствере имеет самую высокую башню среди сельских церквей Эстонии.




На камне у церковных ворот что-то высечено насчет демократической партии по отношению к церкви 20 августа 1988 года:




Сами ворота очень интересные:




Тут и вокруг живописные места:




9. Пилиствере - Пыльтсамаа 23 км

Замок Оберпален в городе Пыльтсамаа снаружи не производит особого впечатления - просто периметр каменных стен с небольшими бойницами, но историю он имеет богатую, был и столицей Ливонского королевства. Подробнее на моем сайте.




Построенная в бастионной башне и в стенах средневекового замка Пыльтсамааская Эстонская евангелическая лютеранская церковь Нигулисте (св. Николая) была восстановлена из развалин. Алтарь, кафедра, светильники и колокола (XIX в.) перенесены сюда из закрытой церкви Тартуского университета:




Вид на внутренний двор замка из-под арки эстрады:




И снова полоски на дощатых створках: изначально это было особенностью исключительно острова Муху, причем сами островитяне говорили, что такие двери они однажды сняли с "корабля шведской принцессы" (предположительно какого-то разбившегося на окрестных скалах галеона XVII в.) и с тех пор стали повторять их раскраску. Нынче эта мода распространяется по всей стране в разных вариантах.




Картина с видом замка Оберпален в 1856 году, рисованная со старой гравюры и висящая в информационном центре:




10. Пыльтсамаа - Кяркна 55 км

Кяркна - наиболее старый укрепленный монастырь (XIV в.) на территории нынешней Эстонии, расположен в 13 км от Тарту. Дионисий Фабрициус в "Истории Ливонии" рассказывает курьезную историю, что к монахам монастыря Фалькенау, как тогда именовалась Кяркна, прибыл папский легат. Монахи просили у него увеличить дотацию, ссылаясь на то, что ведут аскетическую жизнь и изнуряют свою плоть наиболее жестоким образом. Легат увидел, как монахи жестоко бичуют себя прутьями, подвергаются действию адской жары и нестерпимого холода. Растроганный легат немедленно увеличил мученикам дотацию. Он никогда не видел сауны.

Исследователь замков Армин Туулсе указывает, что у монастырского замка Кяркна под церковью в подвальном этаже была крипта, где находились алтари и захоронения. В документах вроде бы обнаружены сведения, что тут похоронены не только священники, но и те высокородные люди, у которых были заслуги перед монастырем и которые т.о. получили право быть похороненными здесь. Монастырь был разобран на строительный материал в XVIII в. для постройки мызы, которую впоследствии тоже разобрали.




11. Кяркна - Ныо 28 км

О церкви на английском [под спойлером]



В поселке Ныо находится единственная в Южной Эстонии деревенская церковь со средневековыми стенами и сводами, построенная из кирпича. Церковь св. Лаврентия в Ныо построена, по всей вероятности, в 1260-1270-х годах (подчинялась капитулу Тартуского епископства). В плане эта зальная церковь разделена на три нефа крестообразными в сечении столбами со скошенными углами. Форма столбов наводит на мысль об их рижском прототипе. Центральный неф перекрыт восьмидольными куполообразными (домикальными сводами); узкие боковые нефы - крестовыми сводами с массивными нервюрами в виде валиков. Высокая узкая триумфальная арка объединяет пространство церкви с просторным квадратным хором. Он перекрыт домикальным сводом с парусами; купольная часть свода разделена на восемь частей декоративными нервюрами. Такое решение перекрытия хора, уникальное для Прибалтики, прирейнского или вестфальского происхождения.

Во внешней архитектуре церкви наиболее интересным является декор ее щипцов: на западном фасаде он украшен ступенчатым фризом, на восточной стене продольной части - стрельчатыми декоративными нишами, а край щипца хора - фризом из полуциркульных арочек. Первоначально со стороны крыши у западного щипца находились деревянная звонница или эркер. Нынешняя деревянная башенка была построена в XIX в. Церковь была приспособлена к обороне: помещения над сводами использовались как убежище. Предполагают, что под окнами (позже расширенными) боковых нефов располагался боевой ход. В алтаре находится картина "Распятие" работы живописца Тыниса Гренцштейна (1895), а также четыре фигуры апостолов, исполненные скульптором Яаном Коортом (1909-1910). Интерьер в неоготическом стиле XIX в.




12. Ныо - Рынгу 25 км

Замок был заложен в первой половине XIV в. (ок. 1340 г.), и относился к типу вассальных, т.е. не был рассчитан на серьезные военные действия. Принадлежал семейству Тёдвен, позже иезуитам, которые превратили его в свой центр в Южной Эстонии. Представлял собой четырехугольник в плане с внутренним двором, окруженным жилыми корпусами и хозпостройками. В октябре 1558 г. войска Ливонского ордена разрушили замок, от которого осталась часть стены и главный вход. В замке, восстановленном позднее, работал и жил основатель русской военной геодезии генерал Карл Фридрих Теннер. Свое существование замок прекратил в самом начале 1600-х гг., будучи взорванным хозяевами, иезуитами.




На развалинах установлен очень красивый информационный стенд:




Памятный знак в честь мызы, которая была здесь:




13. Рынгу - Отепя 18 км

Отепя я хотела пропустить, поскольку время уже поджимало, но нас остановила... радуга. Кстати, Далай Лама в свое время указал на это место (Отепя) как точку входа космической энергии. Ценители природы называют эти места "эстонской Швейцарией". Здесь один из самых больших заповедников Эстонии. Как сообщают путеводители, город по праву носит название одной из природных жемчужин Южной Эстонии. Здесь от горизонта до горизонта простираются покрытые лесом холмы со сверкающими ручьями; меж холмов синеют озера, окруженные густыми лесами.




Лютеранская церковь св. Марии в Отепя является одной из 21 достойной посещения достопримечательности Южной Эстонии, каждая из которых обозначена желтым в National Geographic и рекомендована к посещению для всех любителей культуры и истории. В здании пастората церкви 4 июня 1884 г. был освящен сине-черно-белый флаг Эстонского студенческого общества, который с 1991 г. является государственным флагом Эстонии. Этому событию посвящены, барельефы в воротах и проемах церкви.




Возле церкви также есть еще одна местная достопримечательность, установленный на холме памятник воинам, павшим в Освободительной войне, открытие которого состоялось 10 июня 1928 г. После реновации памятник был открыт в 1989 г. Сохранившейся была верхняя часть памятника с надписью "слава павшим" и 22 именами. Пропавшей осталась гранитная глыба с полным списком павших воинов. Работы по художественной обработке металла выполнил скульптор Юри Оявер. Первоначальные эскизы памятника выполнил Вольдемар Мельник, скульптором был П. Веэбер.




О городище Медвежьей Головы смотрите на моем сайте.




Церковь построена в неоготическом стиле, алтарная картина «Распятый Христос» относится к 1880 г., а орган работы Кесслера - к 1853 г. Но было уже не до созерцания церкви, когда растворились хляби небесные.




Хорошо, что на городище были навесы над остатками укреплений, что позволило не промокнуть:




Вот тут на заднем плане уже идет дождь, а на переднем в металле увековечено расположение эстонских городищ:




14. Отепя - Кирумпя 50 км

Кирумпяэский замок епископа впервые в исторических документах упоминается в 1322 г., когда литовские войска уничтожили его. Вероятно, замок был основан уже в конце XIII в. Это был ближайший к восточной границе замок Дерптского епископства и он должен был охранять территорию от набегов неприятеля из Пскова. В 1342 г. функции пограничного замка переняла Вастселийна, и военное значение Кирумпяэ снизилось, хотя он достраивался и в дальнейшем, и еще во время начала Ливонской войны он был важным местом сбора войск. В первые года Ливонской войны замок получил значительные повреждения, но в шведский период был восстановлен. В 1656 г. замок был разрушен в ходе русско-шведской войны. Однако еще в начале Северной войны здесь останавливались шедские войска. Позже камни замка были использованы в строительстве города Выру.




Видите тут человеческий профиль?




По дороге к последнему пункту нашей программы проехали прямо у подножия горы Суур-Мунамяги, самой высокой горы Эстонии, обидно, но остановиться не было возможности. А какая там живописная дорога с поворотами и перепадами высот!




15. Кирумпя - Рогози 31 км

О мызе на английском (если кто-нибудь переведет, буду весьма признательна!) [под спойлером]




Усадьба Рогози была построена предположительно на месте старого средневекового замка. Первое достоверное упоминание об усадьбе относятся к 1603 г., когда ее собственником был выходец из Польши Станислав Рогозински, от имени которого происходит и название. В 1620-е гг. усадьба переходит во владение фон Либсдорфов, владеющими ею в течение 130 лет. В 1776 г. усадьбу приобрел Кристер Йоханн фон Глазенапп, роду которого усадьба принадлежала до национализации в 1919 г. Со времен Глазенаппов до сих пор сохранилась планировка усадьбы. Свой современный вид усадьба приняла в XIX в., подвергалась реставрации в 1991 г. В 1934 г. в здание усадьбы переехала школа. В 1939 г. место было переименовано в Руусмяэ.




Сейчас на территории усадьбы находится музей, открытый для посетителей летом, гостевой дом, школа, библиотека и прочие местные учреждения культуры. Именно эта усадьба восстанавливалась на норвежские гранты:




Как мыза выглядела в 1795 году:




Основной объем просматривается и сейчас, дополненный лишь ажурными башенками над воротами:




Парковая скульптура у пруда. Хорошо ему тут, колоде деревянной, на травке лежать! А нам еще пилить до Риги почти 200 км. Причем скорость мы нигде не превышаем, едем по-честному.




На этом наше путешествие по Эстонии завершилось. Приведенная здесь информация будет еще проверяться и дополняться, но окончательная версия будет уже на сайте.
Tags: Замки, История, История архитектуры, Кладбища, Культовые сооружения, Ливония, Остзейский край, Памятники, Природа, Таблички, Экспедиции, Эстония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →