Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

По Даугаве и Видземской возвышенности

Вы, наверное, обратили внимание, что в моем журнале часто стали появляться отчеты о поездках. Причем я еще про одну августовскую до сих пор не рассказала, только немного фотографий показывала. Все они сейчас делаются не для развлечения, а для фотофиксации замковых мест и эта жесткая программа движется к своему завершению. Но именно этой поездкой я осталась не очень довольна. Конечно, будь больше свободного времени и финансов, ее можно было организовать получше, в частности, перенести на другой день. Тем не менее, под катом сможете увидеть место, где немецкий комтур получил головешкой в зубы, самую глубокую глубинку страны, живописные развалины замков, в том числе на острове, виды реки Айвиексте (притока Даугавы - Западной Двины) с ее малыми ГЭС, культовые сооружения разных конфессий и много красивых памятников города Екабпилс, в том числе и тот, что был в последней угадайке.




2. Маршрут в итоге получился таким. Составлялся с расчетом, чтобы выехав из Риги затемно, прибыть на первую точку на рассвете, в 7:48 утра. В качестве предисловия: бывают такие периоды в жизни, когда как бы ты ни контролировал ситуацию, как бы ни просчитывал варианты, все идет не так. Астрологи эти периоды называют периодами ретроградного Меркурия, но как бы это ни называлось, всем знакомы такие дни. И на такой день выпала эта поездка, превратившаяся в бесконечное преодоление препятствий, из-за чего кое-что даже сфотографировать не удалось. :-(



1-2. Объекты между Скривери и Айзкраукле 3. Ирши 4. Лиепкалне 5. Балтава. 6. Берзауне 7. Мадона 8. Марциена 9. Вецкалснава 10. Ляудона 11. Айвиексте 12. Криевциемс 13. Селпилс 14. Екабпилс. Забыла циферку у Риги исправить, так что не смотрите туда. :-)


3. Между Айзкраукльской церковью и Скривери на краю древней долины р. Даугавы находятся т.н. Айзкраукльские Высокие горы - более 25 м высотой и укрепленное Айзкраукльское городище - один из самых больших центров даугавских ливов в старину. Городище, которое вы видите на этом фото, было населено уже в первом тысячелетии до н.э., возле него находились древний город и порт. Место упоминается в скандинавских сагах, именующих его Аскраде. В народном эпосе “Лачплесис” так описывается древнелатышский замок в Айзкраукле:
Айзкраукла замок стоял одиноко
Вдали от Даугавы, в чаще дремучей.
Были медведи - замка соседи,
Волки и филины выли ночами.
К замку вели потаенные тропы,
Путники редко туда заходили.

Вот на тему редко заходящих путников... Проехать туда без джипа невозможно - яркая дорога на гугльмапе на поверку оказалась раскисшей грунтовкой в пересеченной местности, а по горам я не ходок. Пришлось только одному фотокору идти:




4. Крест на переднем плане на фото выше отмечает место, где находилась церковь 13 века. На стенде под спойлером опечатка в дате.
[О городище на русском языке, текст с инфостенда]




5-6. Как уже упомянула, у подножия городища с 13 по 17 вв. существовала каменная церковь и кладбище. В этой церкви в 1375 году был похоронен ландмаршал Ливонского ордена Андрей Штенберг (1354-1375), чью надгробную плиту можно увидеть на инфостенде. Слева - план церкви:



7.
[О церкви на латышском языке, текст с инфостенда]




8. Как пишут в учебниках по истории, при активизации международных связей между странами Востока и Запада, в эпоху позднего железного века особо важное значение приобрел водный путь по Даугаве, по которому можно было добраться до Волги и затем дальше, вплоть до Каспийского моря, или же до Днепра и тогда до Черного моря. Правда, вид реки тогда был иным, строительство каскада ГЭС изменило ландшафт до неузнаваемости и теперь с высоты городища вид такой:




9. Дальше наш путь лежал мимо Айзкраукльской лютеранской церкви, отмечающей дорогу вниз, к замку. Каменная церковь в этом месте была построена еще в 1680 г. Нынешний вид церковь приобрела в 1896-1899 годах в рамках проекта архитектора Г. Крона, который соответствовал модным в то время тенденциям неоготического стиля:




10. Наша главная цель здесь - увидеть руины второго Айзкраукльского замка:




11. Развалины средневекового орденского замка находятся на берегу Даугавы в устье реки Кариксте. В туристических буклетах особо отмечается, что в целях безопасности рекомендуется осматривать развалины на расстоянии. Вид на расстоянии, с дороги, в просвете между деревьями:




12. Почему пишут про безопасность - во-первых, развалины находятся на частной территории и дорог к ним нет, кроме еле заметной тропинки в примятой траве. В 1999 году нам пришлось пробиваться сюда через стадо коров. Весной речка Кариксте разливается и становится интересной для спортивного сплава. Ну и рельеф местности с ямами и буераками. Река на фото - Даугава, Кариксте с этого ракурса не видна за деревьями:




13. Как замок выглядел в старину - первоначально имея одну башню и огражденный крепостными стенами внутренний двор, впоследствии обзавелся еще двумя башнями:




14.
[О замке на латышском языке, текст с инфостенда]




15. Обнаруженный близ замка след велосипедного протектора. Не могу не вспомнить:
Это были отпечатки палмеровских велосипедных шин. - Вот где проезжал герр Хайдеггер! - взволнованно проговорил Холмс.
Игорь, случайно, не Ваш след? ;-)




16. Осень какая-то печальная в этих местах. Вообще день выдался пасмурный и портил как настроение, так и фотографии:




17. Но повеселил этот привет от зимы при выезде на даугавпилсский большак:




18. Этот пункт у нас был транзитным, но о нем нельзя не упомянуть. Имение Ирши было образовано в замковом округе Кокнесе в древней Балтавской волости. Шведская королева Кристина в 1637 г. часть Кокнесского замкового округа (древнюю область Балтавы) даровала капитану Абраму Хиршу, от имени которого произошло название Ирши. С 1766 по 1939 гг. в Ирши была немецкая колония Хиршенхоф, занимавшее особое положение в Латвии. С намерением познакомить латышских крестьян с западноевропейской техникой земледелия императрица Екатерина II повелела основать поселение немецких крестьян. Были привезены первые поселенцы, которые создали закрытую Иршскую колонию - самое большое немецкое поселение в Латвии в сельской местности. В договоре им гарантировалась личная и религиозная свобода, освобождение от налогов и воинской повинности, выборное самоуправление. Несмотря на все льготы, урожаи немцев получались на треть ниже, чем у окрестных латышей. Ввиду бесперспективности предприятия немцы пытались покинуть колонию, но их возвращали обратно. В 19 в. с отменой крепостного права около 2000 колонистов осталось на месте, а 8000 переехало. В марте 1916 г. всех колонистов отправили в Пермскую губернию, подальше от действий Первой мировой войны,откуда они потихоньку возвратились. В 1925 г. в волости колонии проживали 1707 немцев и 151 латыш, а всего в волости было 1874 жителя. Колония окончила существование в 1939 г., когда колонисты репатриировались в Германию. Местность серьезно пострадала во второй мировой войне и ныне о колонии напоминает лишь памятный камень с надписью “HIRSCHENHOF / DEUTSCHE KOLONIE / 1766-1939”, установленный примерно в 200 м от автобусной остановки на средства, пожертвованные остзейскими немцами в 1992 г. (по др. сведениям в 1989 г.) Не стали искать, т.к. время поджимало. Сейчас поселок выглядит так:




19. Место немцев в Ирши заняли переселенцы из Латгалии и потому здесь преобладающая религия - католичество, в отличие от лютеранских и православных приходов неподалеку. Деревянная католическая церковь в Ирши была построена в 1930-е годы, а в 1970-х ее обложили силикатным кирпичом, оставив открытой лишь башенку:




20-21. Вот как раз пример лютеранской церкви неподалеку, в 9 км, в Лиепкалне. Это здание церкви построено в 1867-68 гг., ныне находится в руинах. В 1863 г., согласно документам, здесь служил пастором Генрих Вильгельм Штолль, сын пастора Фридриха Эрдмана Штолля, о чем имеется запись в “Personal-Bestand der Evangelisch-Lutherischen Consistorien in Russland“.




22. Наша следующая цель - Балтавский средневековый замок, называемый также Балтавское или Алтиенское городище, который располагался в излучине реки Огре, на ее левом берегу, в самом начале пруда Вецогрской ГЭС. В 2000-м году мы подъезжали к этому месту, но переправиться на ту сторону не сумели, на память осталось лишь это фото малой речной ГЭС, снятое еще на пленку:




23. В средние века для постройки замка Балтов было выбрано труднодоступное, природно защищенное место - полуостров примерно 300х300 м, образуемый рекой Огре, обтекающей мыс. Со временем замок был разрушен и забыт. Есть информация, что местоположение замка не было известно до первой половины 19 в. Возможно, именно колонисты из Хиршенхофа отыскали его? Туда и сейчас нет нормальных дорог. Об истории замка на моем сайте:




24. Небольшое отступление о местах, где мы проезжали. В центре Латвии, к северу от Даугавы, расстилается обширная Видземская возвышенность. Границы возвышенности образуют четырехугольник, северная оконечность которого расположена близ Смилтене, южная - у озера Одзе в окрестностях Плявиняс. В направлении с востока на запад возвышенность простирается от Цесвайне до Цесиса. Поверхность возвышенности сильно волнистая. 1500 кв. км ее территории поднимается выше 200 м над уровнем моря. Средняя высота Видземской возвышенности 183 м. По высоте своих холмов она превышает все другие возвышенности в Латвии. Самая высокая точка Видземской возвышенности - холм Гайзинькалнс (312 м над уровнем моря). Южная часть возвышенности охватывает район Лиепкалне-Сауснея-Веява-Цесвайне.
Поговорка "укатали сивку крутые горки" применима именно ко мне в этом месте, мне стало плохо здесь так, что думала, что тут и останусь...




25. Но все-таки доехали до Берзауне. Первые сведения в письменных источниках о нынешней территории Берзаунской волости датируются, начиная с 1229 года, когда Берзауне была подчинена могущественному роду Тизенгаузенов, в 1340 г. построен Берзаунский замок. Весной 2012 года мы тут уже были. Но мне надо было погулять и отдышаться, поэтому сделали остановку возле церкви, все равно надо было ее сфотографировать. Первоначальная церковь, очевидно, была построена вместе с замком, нынешняя строилась и перестраивалась в 1694, 1894, 1928 годах. В 1594 г. в полу церкви вмурован надгробный камень в честь хозяина поместья Иоганна фон Тизенгаузена и его жены Анны Курсель, который является памятником культуры республиканского значения.




26. Церковь была разрушена в 1944 г. Мысль о ее восстановлении возникла в 1985 г. Архитектор А. Раймондс разработал проект реконструкции церкви и в 1989-1990 гг. начались строительные работы. В 1991 г. с обретением независимости, из-за недостатка средств строительные работы были прекращены. В 2001 г. был восстановлен приход и начаты работы по восстановлению церкви. В 2003-2004 годах восстановили крышу и башню (без шпиля). Шпиль появился через 4 года. 15 февраля 2009 г. произошло освящение восстановленного храма. Подробнее можно прочесть тут. В 2001 году я была внутри этой церкви и тогда она мне напомнила чем-то то ли адские врата, то ли тот туннель, через который улетают души на тот свет:




27. На склоне за церковью местное кладбище - тоже вот в тему о душах...




28. А вот дальше мне стало настолько плохо, что я перепутала точки на маршруте, а GPS-навигатор тоже сглючил и мы отправились в Мадону, куда вообще не собирались. Но хотя бы заправили машину в цивилизованном месте. Пока муж ходил платить, я просто разрыдалась в машине от того, что мне плохо, что я ничего не могу, ничего получается, то, что я делаю - никому не нужно, но намеченную программу-таки выполнить НАДО. Кстати, немного полегчало. И в результате мы поехали через красивое место, которое запланировано не было.

Место называется Марциена и в нем много старинных построек (сюда неплохо бы приехать отдельно). Это - церковь Алексия, Митрополита Московского (1874 г.) Весной 1871 г. началось строительство в Марциене каменного православного храма на 300 человек по проекту Яниса Фридриха Бауманиса, первого латышского архитектора с академическим образованием. В 2008 г. церковь была восстановлена. Подробнее о ней тут:




29. В 16 веке в Марциене было основано имение. В 1680 г. оно перешло из частной собственности в государственную. В 1753 г. российская императрица Елизавета подарила его графу Вильгельму (Виллиму Юрьевичу) Фермору. Его сын Вильгельм (Виллим Виллимович) в 1785 г. продал имение. В 1810 г. хозяином стал маршал уезда барон Юлиус фон Транзе, а с 1885 г. - барон фон Майдель. Во времена барона Майделя от Марциенского замка (не сохранился до наших дней) была отделена усадьба «Леяс Патмалниеки» („Lejas Patmalnieki”) проданная затем братьям Биернем, которые позже перепродали ее немцу Ханшману. До наших дней исторически неизменным сохранился весь комплекс зданий усадьбы:




30. Латышский ремесленник Карлис Зиемерс построил печь по обжигу кирпича и черепицы, и из его изделий была восстановлена нынешняя Марциенская усадьба, бывшая Леяс Патмалниеки. В послевоенные годы в зданиях усадьбы находился детский дом, позже Марциенская основная школа. В детском доме учительницей работала известная писательница Илзе Индране, и здесь родился замысел её романа «Шапка с каштанами». Ныне здесь гостиница и СПА. "Марциена" была награждена дипломом Государственной инспекции по охране памятников культуры, а также флагом культурного наследия Европейского союза. В конкурсе, объявленном Государственным агентством по развитию туризма, SPA-курорт "Имение Марциена" был признан лучшим туристическим объектом 2005 года:




31. А дальше мы едем в Калснаву. Об имении Вецкалснава в интернете практически ничего нет, кроме упоминания о купце-финансисте Германе Фромгольде, которому только в Риге в 1782-1785 гг. принадлежало два каменных до­ма на ул. Калею и пять амбаров (опять-таки каменных), а на окраинах города и отчасти за его пределами - еще один ам­бар, два "плаца" и один "огород с жилыми строениями", всего 11 недвижимых объектов. Незадолго до своей смерти Фромгольд обзавелся дворянским титулом и купил ряд крупных имений в Видземе, в т.ч. Марциену и Калснаву. Ныне под вывеской "частное владение" в зданиях имения находится дом престарелых:




32. Но до усадьбы здесь был средневековый замок Калценау, чье местоположение указывалось недалеко от высокого левого берега речки Берзауне, на левой стороне дороги, ведущей от большака Плявиняс-Мадона к господскому дому имения Вецкалснава. Время постройки замка неизвестно, но предполагается середина 15 в. Остатки фундамента в начале нашего века были заметны и от бывшего амбара, построенного на территории развалин. Этот амбар раньше имел высокую башню, подобную церковной:




33.
[И вид без белья]




34. Местные обитатели о замке ничего не знают и когда их спрашивают о руинах, посылают к Вецкалснавской церкви. Она была построена в 1835 г. после пятилетнего строительства. В 1944 г. солдаты немецкой армии взорвали башню церкви и сожгли здание. Развалины очень живописные и в 2001 году я их фотографировала:




35. Следующий пункт программы - Ляудона, до 1924 года называемая Лиоград. На правом берегу реки Айвиексте, в 300 м от впадения в Айвиексте реки Светупе (Ляудонас), там, где она, петляя, образует полуостров, находился средневековый замок Лаудон. В 1577 г. замок был сожжен войсками Ивана Грозного. Здесь много разных речек - Нирите, Смердите, Арона.




36. На бывшей территории замка теперь что-то вроде водяной мельницы:




37. Здесь, в Ляудоне, единственный раз за всю поездку солнце вырвалось из-за туч и хотя бы немного оживило виды:




38. Дальше нам нужно было попасть в Криевциемс на другой стороне реки Айвиексте. Гуглокарта предлагала проехать через плотину Айвиекстской ГЭС. Гидроэлектростанция в Айвиексте с 1925 до 1938 года (до постройки Кегумской ГЭС) была одной из самых больших силовых станций на маленьких реках в Латвии. В 1925 г. из обычных деревенских мельниц построили самую большую на тот момент гидроэлектростанцию в Латвии. Ее создателями были К. Задде, Э. Лусис и Ф. Ансонс. Общая мощность гидротурбин составляла 1070 Zs, которые при благоприятных погодных условиях производили около 5 GWh электроэнергии в год. ГЭС прекратила работу в 1969 г., а в 1988 г. вновь была включена в список электростанций, подлежащих восстановлению. В 1993 г. начались монтаж и устройство строительных конструкций и гидротехнических сооружений, была получена из Швеции радиально-осевая турбина (турбина Френсиса).




39. Общая мощность Айвиекстской ГЭС с 1994 г. составляла 0,8 MW. В настоящее время Айвиекстская ГЭС вместе с Айнажской ветроэлектростанцией (ВЭС) с мощностью 1,2 МВт относится к самым малым электростанциям страны. В 2007 г. было выработано 3 GWh электроэнергии, это приблизительно 0,1 % всей энергии, производимой в Латвии. О том, как станция из самой большой в стране стала самой маленькой, рассказывает экспозиция в музее. Насколько правильна информация, не могу сказать, основные сведения отсюда. В наш приезд все было закрыто на реконструкцию и переправиться мы не смогли. Сфотографировали новостройки у станции и поехали делать крюк в сторону Плявиняс.




40. Надо сказать, что с Криевциемсом мы изрядно намучились. Гугломашина тут не проезжала, что на местности происходит, были не в курсе. Сунулись в один поворот в местечке Антужи и пришлось по таким ямам выезжать задом. Это нам наказание такое за то, что в Ринду не поехали. :-(
Можно вспомнить Есенина "Нивы сжаты, рощи голы..."
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Вот тут подборка стихов об осени на все случаи жизни, если кому надо:




41. Но все-таки добрались и до Криевциемса. Это почти все, что осталось от замка Рушендорф. Сил не было даже курей сфотографировать толком:




42. А дальше мы поехали к Крустпилсскому замку, закупились книжными новинками о нем (фото замка будет ниже) и проехали через город Екабпилс, направляясь в местечко Селпилс. Когда-то это была столица Земгальского (Семигальского) герцогства, теперь же далекая глубинка. Церковь в Селпилсе планировалось восстановить в 2008 году, но кризис порушил все планы:




43. Советую прочитать:
[о церкви и замке на русском языке, текст с инфостенда]




44. По дороге к развалинам замка встретились два рыбака. Эх, не сообразили попросить у них лодку:




45. Потому что развалины замка Селбург расположены на острове посреди Даугавы:




46. Пришлось фотографировать с берега и мостков:




47. Здесь еще вовсю царила золотая осень - какая-то она оранжевая в этом году:




48. В 2001 году это место было дикое, а теперь здесь эстрада, на которой какая-то группа хором распевала зонги:




49. Если не церковь восстановим, то эстраду и детскую площадку построим. Место, конечно, изменилось до неузнаваемости:




50. А вот и фрагмент Крустпилсского замка в городе Екабпилс. Мы снова вернулись в Екабпилс и немного погуляли тут. О замке есть статья на моем сайте.




51.
[О замке на русском языке, текст с инфостенда]




52. Проезжая мимо Крустпилсского парка, забыла отключить зум и фото мемориала второй мировой войны получилось только таким. Комплекс открыт в 1976 г., авторы скульптор Л.Буковский и архитектор Г.Асарис (те же авторы, что у Саласпилсского мемориала). Посвящен памяти девяти советских воинов, павших при освобождении Екабпилсcкого района от гитлеровцев:




53. Когда мы ехали в сторону Селпилса, прямо на пути встали башни Свято-Духовского монастыря, единственной мужской обители в Латвии. Из-за красного здания выглядывает соборная церковь Святого Духа, построенная в 1885-1888 гг. по проекту архитектора Р.Ю.Пфлуга, вместе с надвратной колокольней, часовней Георгия Победоносца и оградой. Об истории монастыря написано на его сайте, приведу тут лишь фрагмент: Солдат саксонской армии, воевавшей на стороне шведов, Яков Гудынский (католик по вероисповеданию), переправляясь через Двину, вонзил свое копье в плывущую по реке дощечку и вынес ее на берег. На берегу он увидел, что от дощечки по копью течет кровь. Ужас охватил его. Узрев на доске православное изображение Богоматери, солдат со слезами раскаяния отнес икону в расположенную близ этого места на берегу Двины большую слободу Гольмгоф, где жили русские люди и был православный храм св.великомученика Георгия Победоносца, а при нем – малый монастырек, где подвизались немногочисленные иноки. В этот храм Гудынский отдал икону, а сам принял святое Православие, навсегда остался в Гольмгофе и стал насельником обители. Известно, что чудесное событие это произошло ранее 1661 года, когда Швеция вышла из войны. В 1670 году курляндский герцог Якоб Кетлер, во владении которого находился Гольмгоф, даровал этому селению статус города и назвал его в свою честь – Якобштадт. По названию города святая икона и монастырь получили название Якобштадтских.




54. Ехали мы по улице Бривибас, которая пересекает Екабпилс от края до края широкой параболой, и монастырь как раз расположен в точке наибольшего сближения с Даугавой. Участок улицы от площади до обители неплохо сохранил краснокирпичную застройку:




55. По дороге встречалось очень много разных памятников. Это - памятник в честь павших во время Первой мировой войны, установленный на газоне возле Екабпилсcкой Государственной гимназии. Посвящен павшим во время войны более чем 300 солдатам 3-го Кавказского стрелкового полка, отдавшим свои жизни в борьбе против немецкой армии. В братских могилах здесь погребены 139 солдат и два офицера. Подробнее тут.




56-57. Не мог не восхитить этот памятник "Маленький скрипач", посвященный выдающемуся латвийскому композитору Язепу Витолсу, установленный в конце мая 2013 г. В том году исполнилось 150 лет с момента рождения основателя Латвийского культурного и профессионального музыкального образования, композитора и музыканта Язепа Витолса. Свои первые четыре года жизни Я. Витолс провел в Екабпилсе, его семья жила в здании по улице Паста 1 (сейчас там находится колледж Агробизнеса и где установлена табличка в честь композитора), в то время там находилась Окружная школа (1820 год), в которой работал учителем отец Я. Витолса. Композитор в своих воспоминаниях писал, что его назвали в честь маленького мальчика Язепа, радовавшего мать Я. Витолса своей игрой на скрипке.
Скульптуру сидящего и играющего на скрипке мальчика изготовил один из выдающихся скульпторов Латвии, профессор Латвийской Художественной академии Айгарс Бикше. Скульптура отлита из бронзы, высотой примерно 80 см. Стоимость расходов составила 8148 латов.




58. Встретился нам на пути и единственный известный исторический пограничный (межевой) камень города Екабпилс. В камне высечен символ - круг с крестом посередине:




59. Еще один памятный камень установлен в честь 330-летнего юбилея города на Рыночной площади, где курляндский герцог Екаб Кетлер 12 февраля 1670 года объявил город своего имени основанным. По средам здесь проходила активная торговля, это был древнейший городской рынок и самый ранний исторический центр:




60. В конце 2012 г. в Екабпилсе восстановили сквер на месте старого рынка. В результате конкурса были выбраны три работы: карусель, колодец и лошадь с телегой; как лучше всего представляющие рынок и то, что с ним связано, символы Екабпилса, как города торговцев. Лошадь - символ солнца, т.к. бог Солнца в латышской мифологии едет по небесной тверди на четырех конях. Это символ времени, символ движения солнца. Гайтс Бурвис, автор «Коня с повозкой» рассказывал о том, что уникальность лошади в том, что она цельная, в ней нет отверстий. Сперва он отлил скульптуру из пенопласта, а затем вырезал и скреплял кусочки металла, словно портной. Карусель мне напомнила французские города Лазурного берега, только там я видела карусели посреди города без прочего антуража парка аттракционов:




61. Колодец, установленный в 2013 г., не настоящий, что забавно: во многих дворах еще стоят настоящие колодцы, к которым ходят за водой. Но на этом колодце выгравированы пожелания городу от двадцати двух представителей интеллигенции Екабпилса:




62. Ну и в конце покажу объект угадайки - не что-нибудь, а объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, единственный в Латвии за пределами Риги. Пункт геодезических замеров «Екабпилс» с координатами 56.50139 и 25.85667 внесен в список ЮНЕСКО как составная часть дуги меридиана Струве. Необходимая для сложных геодезических и астрономических измерений линия с XIX в. проходит с севера на юг от Норвегии до Черного моря, тянется на 2820 километров и пересекает 10 стран. А имя Фридриха Струве носит также парк в центре Екабпилса, где и находится отмеченная еще в XIX веке точка. Я была еще на одном пункте дуги в эстонском Тарту и хочу сделать отдельный пост об этой дуге:




В Екабпилсе наша программа была завершена, т.к. освещенность резко падала и фотографии бы не получились. Возвращались в Ригу по более длинной дороге вдоль берега Даугавы - она хоть и идет через города и поселки, но зато получше освещена, чем лесное шоссе Кокнесе-Рига.
Tags: Астрономия, Вещи_из_прошлого, Видземе, Викинги, Замки, Затмение, Здоровье, Земгале, Иллюзии, Инженерные сооружения, Искусство, История_Латвии, Карты, Кладбища, Культовые сооружения, Латвия сегодня, Латгале, Ливония, Мифология, Остзейский край, Памятники, Природа, Селия, Таблички, Техника, Экспедиции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →