?

Log in

No account? Create an account
Этот удивительный мир...
Унгурмуйжа - имение под дубами 
27-окт-2013 06:42 am
zamok
Меня просили к сегодняшнему дню написать пост об этом поместье в Унгурмуйже, недалеко от Цесиса в Латвии. Это одна из статей, которыми я занималась всю неделю, остальные покажу позже, а пока публикую эту.

Это единственное сохранившееся до наших дней деревянное имение в стиле барокко в Латвии, с уникальными настенными росписями, связанными с не менее интересной биографией владельца имения - барона фон Кампенхаузена.




Древний деревянный замок народа ливов существовал здесь уже до XIII в. Хронист Генрих Латвийский в своей хронике упомянул в 1218 г. среди прочих мест в исторической области Идумея и замок Уреле (castrum Urele). В книге кардинала Вайводса говорится, что во времена архиепископа Фридерика Баро построен замок в Унгурмуйже. Речь о рижском архиепископе Фридрихе Перштейне, Пернштейне или Баро (Fridrich von Pernstein alias Baro, 1304-1341). Однако местные историки полагают, что Унгурмуйжа появилась не ранее XV в., поскольку до того в этом месте в разные времена упоминается только село с тем же названием (в немецких документах - Orellen, т.е. Уреле). В 1430 г. здесь уже был господский двор, который вместе с небольшим лугом в то время был заложен за 1400 марок. В 1463 г. (в др. источнике - 1421 г.) это имение архиепископ передал Керстену фон Розену. Позднее имение перешло в руки рода фон Унгернов, которые управляли им с 1463 г. до середины 17 в. Фамилия новых владельцев в названии имения стерла из людской памяти употребляемое ранее местными жителями обозначение - Уреле. Холм вверху на старой схеме имения может быть местом древнего замка Уреле:




Напротив озера Унгура (Рустега) ныне есть поворот дороги на Мазайс крогс, вдоль которой аллея ведёт в Унгурмуйжу:




Этот господский дом имения Унгурмуйжа пережил военные вихри и др. напасти, сохранившись с 18 века до наших дней. В данном посте использованы как мои фото за 26 мая 2007 г., так и фото мужа 20 июля 2013 г.




«Имение под дубами» - так поэтично была названа Унгурмуйжа на всеобъемлющей выставке в музее Рундальского дворца в 1998 г. Вслед за ней последовало издание каталога «Имение под дубами. Унгурмуйжа и род Кампенхаузен в Видземе» на латышском и немецком языках. Кажется, что в Латвии нет такого второго имения, так скрупулезно изученного. В то же время не так много имений, о которых спустя века сохранились столь многочисленные сведения.




С середины 16 века до середины 17 века Унгурмуйжа принадлежала роду фон Унгерн. Позже имение принадлежало Генриху фон Волфеншилду, Гансу Георгу Лейону и др.




Наконец в 1728 г. Унгурмуйжу вместе с имением Кудума купил генерал-лейтенант помещик Бальтазар фон Кампенхаузен.
Бальтазар фон Кампенхаузен (1689-1758) был десятым из одиннадцати детей шведского полковника и вицекоменданта Риги Иоганна Германа фон Кампенхаузена (1641-1705). Ещё мальчиком в возрасте 10 лет Бальтазар принял участие в битве под Нарвой (1700) на стороне Швеции. С 1703 по 1704 он учился в лицее в Риге и был выпущен из него секундом. После двух лет военной службы, он был зачислен в войска генерала Левенгаупта и в 1707 г. был произведен в лейтенанты. После Полтавской битвы он бежал вместе с королем Карлом XII через Днепр в Бендеры. Осенью 1710 он был послан с секретной депешей в Швецию, но был арестован в Польше и вынужден поступить на российскую службу. В 1712 г. произведен в полковники Российской армии и принял участие в крупнейших сражениях Северной войны, на которой был ранен пять раз. В 1725 в качестве одного из старейших полковников Российской Императорской армии он был удостоен чести нести гроб на похоронах царя Петра I.




В 1721 г. Б. фон Кампенхаузен стал ландсратом Видземе, но военной карьеры не прерывал и через 5 лет дослужился до звания генерал-майора. В 1730 г. Кампенхаузен покинул военную службу и непосредственно занялся обустройством своих владений. В 1727 г. приобрел имение Ореллен.




После увольнения из русской армии служил в качестве генерал-губернатора Финляндии с 1742 по 1744 г. За заслуги ему даровали имение Ленчи в Видземе, кроме того наградили высокими наградами, например орденом Александра Невского. Был возведен в бароны Шведского королевства. Кампенхаузен умер в 1738 г. Его потомки жили в имении до 1939 г. Родовые гербы:




Господский дом в Унгурмуйже строился в период времени с 1730 по 1732 год. Пока строился новый дом, семья Кампенхаузена жила в своём владении в Эстонии - Ранну мызе. На строительстве нового дома использовали труд как крепостных, так и специально нанятых мастеровых, которые были из самых разных мест: Петербург, Германия, Швеция и т.д. На фото - дверная петля 3-й четверти 18 в.:




Здесь работал русский плотник Фёдор, немецкий каменщик Баумгард и эстонский каменщик Иохан Тарипер, столяр Ян Кодара и т.д.



Господский дом в Унгурмуйже перестраивали с 1747 по 1753 г. На верхнем этаже столяр Кристоф Гервер из имения Розбеки оборудовал комнаты детям и прислуге.
Несколько интерьеров первого этажа, сфотографированных в 2007 г.:






Вот эти пилястры мне кажутся сделанными уже в годы Первой Республики, очень уж у них фольклорный вид:




С 1750 по 1756 гг. в имении работал малярных дел мастер из Лимбажи Георг Дитрих Хинш, стенные росписи которого в господском доме - гренадёры, пейзажи и орнаментальные композиции - сохранились до наших дней.




Эти синие орнаменты мне напоминают узоры некоторых российских народных промыслов...




Здесь и ниже расчищенные из-под штукатурки старые росписи:






И как это выглядело в интерьере. Фото 1903 г.:




В 1925 г. в коридоре второго этажа была сфотографирована такая роспись:




Особенно восхищает пейзажная панорама на лестничной площадке.






Фрагмент панорамы с видом военного лагеря начала 18 в.:




В свое время я ехала в это имение, чтобы увидеть вот это:




Уникальные в истории латвийского искусства фигуры гренадёров, которые мы видим на лестничной площадке второго этажа, по обе стороны дверей в спальню владельца имения. Одно из лиц кажется знакомым - на нас смотрит сам Пётр I.




Помещение очень маленькое, чтобы сфотографировать это, приходилось буквально вжиматься в углы...




Интересно, не Венденский ли замок тут изображен справа? Или просто фантазия художника?




На форуме моего сайта когда-то тут http://www.offtop.ru/castles/v11_256872_2.php обсуждались вот эти головные уборы гренадеров:




Вот что написал тогда человек под ником Ингерманландец:
На гренадерках написано "Гранадерскаго Кампенгаузова полка". Впрочем, за правильность идентификации всех букв в окончаниях слов поручиться не могу, поскольку догадываюсь просто по смыслу. В армии Петра I был 4-й гренадерский полк, который сформировали в 1708 г. из гренадерских рот Великолуцкого, Вятского, Воронежского, Рязанского, Черниговского полков. Сначала им командовал Николай Энсберг, а с 1712 г. (по 1725 г.) - Иоганн Кампенгаузен.
В период Северной войны организационная структура русской армии еще только складывалась. Поэтому четкого единообразного наименования полков не было. Сначала их всех (кроме гвардейских - Преображенского и Семеновского, а также армейских - Бутырского и Лефортовского) называли по фамилиям командиров. В 1708 г. большая часть армейских полков также получила постоянные наименования по названиям городов. Но 4-й гренадерский стал "Муромским" уже после смерти Петра Великого. Т.е. в 1712-1721 гг. его вполне могли называть (как в просторечии, так и в официальных документах) "не формально" - "гренадерским Кампенгауза полком". Однако гренадерок с таким "дизайном", которые изображены на настенной росписи мне встречать не доводилось. Допускаю, что это какой-то малоизвестный "мундирный эксперимент" тех лет. Но все же думаю, что в данном случае мы видим обычную фантазию художника ("по мотивам"). Или аллегорию, доступно объясняющую каждому, кто изображен на рисунке. В переводе отрывка из книги "Latvijas perles" указывается, что дом построен в 1730-1732 гг. Вы уточняете, что роспись выполнялась в 1750-1762 гг. К тому времени большинство людей уже не помнили, как выглядели гренадерки русской армии периода Северной войны. Вот иллюстрации (изображающие гренадеров Петра I) из книги: Висковатова А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению. СПб., 1841-1862. (гвардейских гренадеров оставляю "за скобками", поскольку 4-й гренадерский полк в состав гвардии Петра Великого не входил)



Потолок помещения был расписан разного рода птицами, которые я показывала в посте под названием "Помогите опознать птиц" http://renatar.livejournal.com/68815.html
Здесь покажу только одну:




На первом этаже опорная стойка лестницы с бароккальной волютой украшена с одной стороны датой «1751», которая скорей всего указывает на год завершения постройки, а с другой аббревиатурой H.I.V.S.




Это фото лестницы в 2007 г.:




А здесь справа - фото лестницы в 2013 г. Найдите 5 отличий. :-))




Лестничный холл расписан под мрамор. Видны следы снесенных поздних перегородок:




В 1752 г. были изготовлены часы, размещенные в центре фронтона дворового фасада:




Примерно в это же время было уделено внимание и некоторым другим хозяйственным постройкам - мельнице и мельничной дамбе, все другие столь необходимые строения были уже возведены раньше. Остатки ограды, сфотографированные varandej, которому мы показали усадьбу в этом году.




Как же выглядело жилище господина в то время? Об этом можно судить по рисунку Е. Дюкера, на котором господский дом виден со двора вместе со старой школой. Дом деревянный с мансардной крышей, центральным акцентом которого является мезонин с треугольным фронтоном. Возле главного входа вместо бароккального крыльца и балкона пристроено прямоугольное крыльцо с балконом, который опирается на колонны тосканского ордера.




Стены здания разделены парными пилястрами, углы акцентированы рустовкой:




Еще характерным для стиля барокко являются профилированный карниз и отделка оконных проемов:




И богато украшенные двухстворчатые филеночные двери (фото 2007 и 2013 г.):




Окна на крыше дома свидетельствуют о новых построенных помещениях в мансарде.




Первоначально здание было выкрашено в темный красно-коричневый (бордовый) цвет, но позже тон покраски изменился.




Господский дом пропорционально продуман, гармонично уравновешен, с тонким вкусом подобраны архитектонические и декоративные детали. Автор проекта дома неизвестен.




Сохранился макет здания (1728-1730 г. в поместье Б. фон Кампенхаузена в Мейнерхегене, Германия), что является уникальной редкостью в истории латвийской архитектуры.




В основе планировки господского дома в 18 веке был принцип анфилады, но на северной стороне до середины дома был выстроен коридор.




В центральной части находились прихожая с лестницей:




За нею следовала жилая комната и выход в сад:




Терраса под балконом:




Входы по торцам здания были больше предназначены для хозяйственных нужд:




В южной части здания находился очаг, но помещения обогревались печами. Сохранились две из них с чёрными рельефными изразцами.




Фото начала 20 в.:




Когда-то в господском доме были два камина, построенные в 19 в. и начале 20 в., печи больше характерны для 18 в. Из архивных материалов следует, что пять печей расписал пейзажами и сюжетами на библейскую тему вышеупомянутый Г.Д. Хинш. Фото одной из печей в 1949 г.:




После смерти вдовы Б. фон Кампенхаузена Елены-Юлианы в 1775 г. Унгурмуйжу вместе с поместьями Кудумс и Ленчи получил в наследство сын, тоже Бальтазар фон Кампенхаузен. Его карьера была столь же блестяща, как и у отца.




В 1797 г. новый владелец Унгурмуйжи стал членом Российского Сената. В связи с тем, что у него было много обязанностей в России, он не мог долго заниматься делами имения, и потому отдал его в аренду Карлу Фридриху фон Брюммеру.




Составленный в это время инвентаризационный список позволяет заглянуть в хозяйственную жизнь Унгурмуйжи. Из него узнаём, что в поместье имеется спиртзавод, пекарня, прачечная, молокозавод, амбар, ледяной погреб и др. строения. В 1800 г. после смерти Б. фон Кампенхаузена владения наследовал его сын Герман-Иоганн.
Портрет Германа я как-то не сфотографировала тогда, а вот другие представители рода:

Лоренц фон Кампенхаузен (1781-1830), портрет 19 в. работы неизвестного художника:




Иоганн Кристоф фон Кампенхаузен (1780-1841), портрет Р.К. Шведе:




В первой трети 19 в. в господском доме имения Унгурмуйжа были сделаны отдельные изменения под рукодством рижского столярных дел мастера Давида Бланка, а также в середине 19 в., когда стены здания были обшиты досками, а внутренние помещения утеплены и оштукатурены.
А вот какая мебель была в доме (ныне находится в частных коллекциях):




В 1917 г. казаки русской армии разорили дом, выломав во многих помещениях полы и перегородки, а так же разгромив обстановку. Обстановка была вот такой (фото после 1910 г.):




Здание стало непригодным для проживания и хозяйка имения Лилия фон Кампенхаузен (на фото ниже в 1912 г.) ютилась в доме управляющего. Разгромлены были также усыпальница, чайный домик, теплица и часть парка.




После аграрной реформы 1920 г., центр имения и водяная мельница были оставлены во владении рода Кампенхаузенов. Финансовые затруднения не позволяли отремонтировать господский дом. О восстановлении строения в его первоначальном виде нечего было и думать, хотя оно привлекло внимание управления Памятников Латвии.
На фото состояние дома около 1952 г.:




С 1951 по 1961 годы в здании размещалась школа (проект разработал в 1959 г. архитектор О. Трейгутс). Снесены были 11 расписанных деревянных перегородок, практически все оригинальные печи и оштукатурены оставшиеся росписи. Чертежи Трейгутса:




Многократно менялись управляющие Унгурмуйжи, в данный момент имение принадлежит самоуправлению Райскумской волости. С 1990-х годов в господском доме продолжались долгие реставрационные работы, начатые еще Ассоциацией музеев города Цесис. В 1992 г. был учреждён фонд Унгурмуйжи, по инициативе которого совместно со шведским обществом сохранения исторических застроек с 1996 г. в Унгурмуйже проходят летние лагеря реконструкторов.

Во время которых, используя аутентичные материалы и строительные приёмы, были проделана работа как в господском доме, так и в усыпальнице рода фон Кампенхаузен. Увидела белый свет старая брусчатка.
Фото усыпальницы в 1928 г.:




Господский дом играет главную роль в Унгурмуйжском комплексе, но и другие строения и парк имеют немаловажное значение в общем ансамбле. Известен планировочный замысел застройки центра имения 30-х годов 18 века. Вдоль прямоугольного двора были задумано строительство многих зданий. Главным из них был господский дом, в углах двора - молочница, амбар, ледник и птичник, а у ворот, которые находились напротив дворца, были задуманы конюшня с каретником. В середине двора по краям, со стороны мельничного пруда, - сыроварня с башенкой, а на другой стороне ещё один амбар.




Остальные хозяйственные постройки - гумно, спиртзавод, баню и хлева было задумано построить вне центральной части двора. В течение времени многое изменилось, добавилось и исчезло с поверхности земли. Всю планировку комплекса и экспликацию зданий восстанавливала архитектор Даце Кибилда.




В экспликации упоминается 44 здания и строения: господский дом, красный амбар, старая школа, теплица, ледник с надстройкой - амбар, птичник и свинарник, «малый домик», дровяной сарай, погреб, амбар для зерна, магазин, чайный домик, «малый унгуриньш» - детский игровой домик, сушилка, кузница, молочница, мельница, дом для работников с хлевами и амбарами, усыпальница, гумно, подпорные стенки из полевого камня, заборы и т.д.
На фото 1910 г. - не сохранившийся до наших дней детский игровой домик «малый унгуриньш»:




Господский дом окружает парк (18-19 вв.). Его образует «сад лип» (первая половина 18 в.), который находится между чайным домиком и господским домом, к которому с восточной стороны подходит плодовый сад с двумя прудами, дно которых было выстлано дубовыми досками.




В середине 19 в., когда в поместье хозяйствовал Эрнст Освальд фон Кампенхаузен, вместо двора был сделан круглый газон, т.н. рунд, и новые насаждения, которые и эту часть планировки сделали больше похожей на парк.

Эрнст Освальд фон Кампенхаузен (1813-1873) в 40-е гг. 19 в., портрет Р.К. Шведе(?):




В конце дорожки бароккального «сада лип», находится чайный домик с выгнутой в стиле барокко крышей (закончен в 1753 г., плотник Кристоф Гервертс):




Чайный домик сейчас и в 1975 г.:




Его реставрировали в период с 1977 по 1980 г. На свои места по обе стороны ворот пока не возвратились росписи с гренадёрами, которые были такие же, как и у господского дома и которые видны на старом фото начала 20 в.:




Также у чайного домика когда-то были водостоки в виде голов дракона, какие видим ныне у господского дома:






Аллея в западном направлении приведет к наиболее удалённой усыпальнице (1758-1760 гг.). Её возводил каменщик К.З. Кало и эстонский плотник П. Мигласс. Ажурные кованые металлические ворота выковал кузнец Я. Штубе, помогая местному кузнецу Энгельбрехту Кнасту, а герб на портале сделал Я.Б. Терпек.

Возле мельничного пруда видны развалины мельницы (19 в.), а непосредственно вблизи дворца находится т.н. «Малый домик» и здание старой школы или флигель (19 в.). Школа в Унгурмуйже была открыта в 1734 г. и просуществовала до 90-х годов 19 века. Основатель школы Б. фон Кампенхаузен был представителем общественного движения пиетизма и братьев гернгутеров, и следуя этому богобоязненному и аскетичному направлению, заботился о просвещении детей крестьян. Уже в 1722 г. у него было задумано открыть школу в своих владениях в поместье Ранну в Эстонии.
Бывшее здание школы в Унгурмуйже в наши дни:




Построенный мастером Ульяном амбар для зерна (1738-1740 гг.) является очень редким сохранившимся объектом архитектуры поместий в Латвии. Сооружение построено с открытым крыльцом. Когда-то на другой стороне ворот бывшего двора были конюшни, которые не сохранились. Расположение обоих строений соответствовало характерной планировке поместья 18 в.




Сейчас здесь выставлены старинные орудия труда:






Старые весы:




И сани, которые надо готовить летом:






Унгурмуйжа обладает особой притягательностью. На протяжении столетий многие старинные здания оберегали и, несмотря ни на что, сохранили до наших дней. Они вместе с парком, аллеями и окружающими пейзажами дают уникальную возможность в наши дни почувствовать 18-й век и мысли людей той эпохи, их переживания и взгляды на жизнь.




Благодаря вкладу Швеции и Латвии в восстановление Унгурмуйжи, она становится объектом культурного туризма.




Из нового в 2013 г. - восстановлена одна из печей и открыта одна из комнат, а также отреставрированный этим летом фрагмент росписи стены "Старая комната" 18-го века:




Обе фотографии авторства varandej, мы внутрь усадьбы в этот раз не заходили.




Ну и под конец приведу одну прикольную народную легенду, связанную с Кампенхаузеном из Унгурмуйжи:

Унгурский казачок нес почту из Цесиса в Унгуркрогс. Был поздний вечер. Мимо проезжала одна карета. Внутри сидит господин в черном и спрашивает, не хочет ли тот прокатиться. Казачок говорит, что хочет, потому что устал.
Ну, тогда садись быстро, мне торопиться надо. В одном кусту ракитника девушка убьет ребенка, а на березе один человек повесится. Едут со скоростью ветра, господин коней стегает огненной плеткой. От коней пар идет, как от пареного сена. Возле Унгуркрогса казачок вылезает и хочет поблагодарить господина. Тот говорит, чтобы благодарили не его, а коней. Как казачок поблагодарил, так аж рот от удивления открыл – лошади превратились в двух благородных господ: один был унгурский барон Кампенхаузен, а второй – страупский пастор Зилманн.


Литература, использованная в работе над этой статьей:
J. Zilgalvis "Latvijas pērles: kultūrvēsturisks ceļvedis pa 40 skaistākajām Latvijas pilīm un muižām" R: AGB, 2000
"Muiža zem ozoliem: Ungurmuiža un fon Kampenhauzenu dzimta Vidzemē" R: Rundāles pils muzejs, 1998
D. Vasmanis “Cēsu novada pagātnes ainas” Cēsis, Cēsu muzeju apvienība 1996
J. Vaivods “Katoļu baznīcas vēsture Latvijā” R: Rīgas Metropolijas kūrija, 1994
A. Plaudis “Ceļvedis pa Latviju” R: “Jumava” 1998
“Latvijas pērles. Spoku stāsti un teikas par Latvijas pilīm” R: “AGB” 2001
Comments 
27-окт-2013 05:00 am
Спасибо! Дождался :)
Действительно, одна из самых интересных усадеб Латвии, и при том так мало информации - без вас я бы вообще не догадался сюда заехать. Кажется чудом, она выжила. И увы, понял, что в тот приезд многого не заметил :(
27-окт-2013 05:18 am
Это у нас в тот день был 13-й посещенный объект (хотя несколько были почти транзитом, но все равно), так что немудрено... :-)
На русском информации практически нет, есть такое дело. Зато на латышском ее много, одна из книг вообще насчитывает почти 400 страниц формата А4.
Ну и зная про твой интерес к деревянной архитектуре, я с самого начала планировала показать именно эту усадьбу.
27-окт-2013 05:04 am
Прекрасное имение! Можно порадоваться за его судьбу.
Такая бережная реставрация и,что немаловажно -сохранение местности вокруг.-переносит во времени.
27-окт-2013 05:19 am
Согласна с Вами. Но как хотелось бы поскорее увидеть имение во всем своем прежнем великолепии...
27-окт-2013 05:48 am
Да, масштаб этих людей чувствуется.
И современные формы жизни найдены.
Попробую как-нибудь выбраться.
Спасибо.
27-окт-2013 08:42 pm
Да, туда выбраться стоит в любом случае, рекомендую.
27-окт-2013 06:21 am
Отличная сохранность! Доводилось видеть много старых усадеб в этом году, но, порой, в весьма плачевном состоянии.
Хорошая статья, как много в Латвии таких маленьких уголков, скрывающих очень необычные ( на современный взгляд) строения.
27-окт-2013 08:47 pm
Да, есть много таких, где и крыша обвалилась, и от внутренней обстановки ничего не осталось... Как в имении в Нерете, например.
Все-таки важна уникальность памятника - больше шансов, что его быстрее восстановят. Или вообще будут восстанавливать.
27-окт-2013 06:21 am
Безумно интересно. Спасибо вам!
27-окт-2013 08:51 pm
Сколько еще таких интересных мест, которые я еще не успела тут показать...
27-окт-2013 06:44 am
очень красивая!
27-окт-2013 08:52 pm
Вот, раз ты собралась в будущем посмотреть Лиелстраупский замок, то Унгурмуйжа оттуда недалеко, километров 10. Можно объединить в одну поездку. ;-)
27-окт-2013 07:21 am
Изумительно....сколько тепла....вложили реставраторы и музейщики....САМОЙ ВЫСШЕЙ ПОХВАЛЫ ДОСТОЙНО...СПАСИБО ЗА ПОСТЁ!!!!!
27-окт-2013 08:53 pm
Да, труд огромный приложен. Спасибо!
27-окт-2013 07:28 am
Симпатичная усадьба.
Зачем дно прудов выстлали досками?
27-окт-2013 08:55 pm
Если я потом в большой книге найду, то напишу. Пока как версия в порядке бреда, что, видимо, дно топкое было и как-то хотели это поправить.
27-окт-2013 07:32 am
Спасибо за рассказ! Очень интересно и познавательно, и читается легко, на одном дыхании, хотя объем информации громадный, и понятно, сколько труда в пост вложено
27-окт-2013 02:14 pm
И Вам спасибо! Объем большой, да. Жаль, времени было мало, можно было и больше сделать... Но это уже перфекционизм говорит. :-)
27-окт-2013 07:45 am
Роскошный рассказ,как всегда.
Очень интересная усадьба.
Надо же,даже имена плотников сохранились!
28-окт-2013 12:44 am
Спасибо!
Насчет имен. Остзейцы - люди дотошные, все детали в хозяйственные книги записывали. ;-)
27-окт-2013 07:57 am
Великолепная статья, спасибо большое!
Бальтазар-старший, оказывается был редким счастливчком. Из тех, кто ушёл с Карлом у Переволочны в Турцию, вернулись, кроме него самого, считанные единицы - такие же курьеры.
Записал муйжу в виш-лист.
Маленькое отступление: на фото со старыми весами видны берестяные листы между фундаментом и нижним венцом. Это гидроизоляция? Восстанавливали по старой технологии?
28-окт-2013 12:49 am
И Вам спасибо, в том числе и за маленький сюрприз в день моего рождения! :-)
В муйже побывать стоит однозначно. Жалко, что там темновато для фотографирования, этот момент стоит учесть, потому что вспышка не дает реальных цветов...
Скорее всего, что гидроизоляция, я, кстати, раньше такого не видела.

Что меня удивляет с Кампенхаузеном - так это то, что его так легко приняли в российскую армию, бывшего врага, что называется, с малолетства, да еще на командные должности...
27-окт-2013 08:33 am
Со вкусом жили господа, хотя, местами, и не без вызова.
27-окт-2013 09:25 am - Видземская глубинка
Пользователь varandej сослался на вашу запись в записи «Видземская глубинка» в контексте: [...] даже не догадался бы посмотреть вверх. 21. Рената сегодня опубликовала и свой пост про Унгурмуйжу [...]
27-окт-2013 10:01 am
Красивая усадьба. И росписи очень классные.
27-окт-2013 07:50 pm
Люблю эти росписи...
27-окт-2013 10:13 am
Павловец на первом фото просто замечателен!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded май 21 2019, 3:24 am GMT.