Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Польский и литовский разводные мосты - разные страны, разные судьбы

Сегодня продолжу тему о разводных мостах. Кстати, это 1500-й мой пост в этом журнале.
Вчера показывала мощный мост в немецком Волгасте. Сегодня будет изящный польский мост в Гижицко, который можно повернуть одной левой и в наши дни поворачивает один человек. А также будет упомянуто о поворотном мосте в литовской Клайпеде. Здесь старинное фото гижицкого моста вместе с будкой для того, кто его поворачивал, а как это выглядит в наши дни - смотрите под катом:




ГИЖИЦКО (ПОЛЬША)

Итак, вращающийся мост в польском городе Гижицко. С городом вы уже немного знакомы - я не так давно рассказывала о средневековом замке Лётцен рядом с мостом. Замок в конце XIX в. служил для проживания коменданта и офицеров крепости Бойен. Как временное жилище замок использовался также для размещения строителей Лучанского или, как его еще называют, Гижицкого канала. Лучаны - старое название города Гижицко (Лётцен - Лец - Лучаны).

Лучанский канал невелик - длиной в 2,13 км и глубиной в 1,9 м, был прорыт в 1772 г. как первый из восьми каналов, соединяющих большие Мазурские озера, проходит через город.
Лучанский канал в наши дни:


Фото А.Л.


А вот и мост, переброшенный через Лучанский канал. Как сообщают польские источники, это был единственный объект такого рода в Польше (с 2012 г. появился еще один, но о нем чуть позже) и один из двух в Европе и из трех в мире, которым может вручную управлять один человек!


Фото Р.Р.

Есть сведения, что мост находился здесь с середины XIX века, или, по крайней мере, с 1860-х годов. Он был построен на Лучанском канале для облегчения сообщения крепости Бойен, построенной в 1844-1857 гг., с городом. Вот здесь на плане города в центре видны крепость в виде многолучевой звезды, канал и мост, являющийся продолжением дороги из крепости (на черные стрелки не обращайте внимания):




Первый разводной мост был двухпролетным, но конструктивный просчет привел к тому, что через несколько лет мост рухнул под сильно нагруженной товаром телегой купца из Крулевца - то бишь из Кёнигсберга, нынешнего Калининграда. Жадный был купец, должно быть, но и поплатился за это.
На старинном изображении виден тот самый двухпролетный мост:




Поэтому возникла мысль об однопролетной конструкции, вращающейся в сторону при помощи ручного рычага. Новый разводной мост был построен в 1889 г. фирмой Beuchelt & Co. Grünberg i.Schl. из г. Зелена-Гура в Силезии. На этом нашем фото оператор вынес показать старинную табличку фирмы-изготовителя:


Фото В.С.


На самом мосту также имеется надпись фирмы Beuchelt & Co. Grünberg i.Schl., датированная 1889 г., хотя с тех пор мост был многократно разрушен, восстановлен и отремонтирован.

На старых фото ниже показан гижицкий мост в начале ХХ века. Здесь корабль уже миновал мост, продолжая движение по Лучанскому каналу:




Мост в момент поворота:




На фоне замка и не существующей ныне башни:




На фоне моста и замка любили фотографироваться и в военное время. Судя по полосатой будке, здесь был КПП:




Длина возведенного в Гижицко моста составляет около 20 м, ширина – 8 м, пролет весит более 100 тонн. Его разводной ярус отводится в сторону, когда нужно кого-то пропустить по каналу - он поворачивается и "складывается" в сторону, а не поднимается, как обычные разводные мосты. Считается, что большинство мостов весом более 100 тонн с соответствующим механизмом один оператор может повернуть вручную. Тем не менее, мосты такого типа редки.




В период социалистической Польши в целях модернизации вместо механического привода мост был оснащен электрическим управлением. В 1960-х гг. установленный электропривод привел к аварии. Большая часть моста была снесена, а на его месте возвели обычный мост к большому неудовольствию местных жителей. Только с 1993 года, после возвращения к исходному состоянию, разводной мост был вновь открыт. В настоящее время поворот моста осуществляется вручную, в соответствии с первоначальными инженерным замыслом.


Фото В.С.


Один человек без проблем отодвигает мост в сторону при помощи ручного колеса, что достаточно зрелищно, и за чем наблюдают многочисленные группы туристов. Все действие по перемещению моста занимает около 5 минут. Вот он, оператор гижицкого моста:


Фото А.Л.

Я не очень уверена, что правильно перевела с польского, как именно работает механизм моста.
Вначале, чтобы открыть мост, оператор снимает блокировку 100-тонного пролета с использованием специальных шестерен (дальше что-то про защитные кривошипы), а затем ставит рукоятку в специальное гнездо и поворачивает всю конструкцию вокруг отверстия и толкая рычаг(?) (handszpak).


Фото В.С.

Crank вращает зубчатое колесо, смонтированное под мостом, которое перемещается по направляющей в форме дуги. Весь мост установлен на двух колесах, которые двигаются по круговому рельсу типа железнодорожных:


Фото В.С.

Разводной мост в Гижицке близ замка в 2012 году был открыт для судов в 12.30-13.00 и 13.45-14.45 и 15.50-17.20




СТАТИСТИКА
В 2003 году мост поворачивался 820 раз (в 2002 году - 760). Через Лучанский канал прошли 19 828 судов (в 2002 г. - 22 738), из которых большинство - в августе (7813) и июле (7048).




Информация для тех, кто читает по-английски:


Фото А.Л.


Теперь про второй польский мост такого типа: его можно увидеть в Międzyrzeckim Rejonie Umocnionym (MRU) w okolicach miejscowości Kursko k/ Międzyrzecza. Построен был в 1937 г. Мост внешне очень похож на гижицкий, также открывается в сторону, с той разницей, что приводится в движение двигателем. На протяжении многих лет был закрыт, возобновил работу в июле 2012 г. Источник: http://mazury.info.pl/atrakcje/most-gizycko/


КЛАЙПЕДА (ЛИТВА)

Теперь о мосте в литовском городе Клайпеда - Биржевой разводной мост через реку Дане.
Про него информация в интернете очень противоречивая, поэтому если будут уточнения, буду признательна.




Еще в середине XVII в. по берегам Дане начали строить товарные склады. Сейчас ученые затрудняются сказать, какой именно ширины была река в то время, но найденные в некоторых местах сваи свидетельствуют, что русло было на несколько метров шире нынешнего.

Биржевой мост находится в центре Клайпеды и отделяет Старый город от Нового города. На этом месте он находится с XVII века и не раз перестраивался. По другим сведениям, впервые деревянный мост на этом месте был построен в 1826 году.




Деревянный мост приносил доход в казну города: каждое судно платило налог и в центре моста открывали небольшое отверстие для прохода мачт корабля.




В 1877-1879 году построили новый разводной металлический мост на каменных опорах. Я, честно говоря, не очень представляю, где на старых открытках какой мост, потому что, заметьте, фермы моста менялись. На открытке начала XX века видно, как выглядела набережная реки Дане:




Фоторепродукция с растяжек на Театральной площади - это было мое первое знакомство с Биржевым мостом в Клайпеде:




В начале ХХ века после небольшой реконструкции по мосту пустили трамваи. Теперь трамвайного движения в Клайпеде нет.




В советские годы набережная Дане была укреплена бетоном, уложенным на старинные сваи. Был реконструирован и Биржевой мост. Современные конструкции этого разводного моста были сооружены в 1946 году на заводе в Ленинграде.
http://wikimapia.org/123219/ru/Биржевой_разводной_мост_через_реку_Дане

Среди мостов с разводными пролетами, построенных по проектам Ленгипротрансмоста за пределами Санкт-Петербурга, отмечают однопролетный мост в г. Клайпеда (Литва) с однокрылым пролетом в 23 м с гидроприводом
http://autorents.ru/mosty-s-razvodnymi-proletami/

Сам мост был восстановлен в 1948 году. Вид на мост в 1960-е годы:




Вот так разводной мост сейчас выглядит в открытом состоянии. Фото из Викимапии:




Мост в наши дни, каким его увидела я:


Фото Р.Р.

Вокруг моста также немало интересного:
Напротив арки у Биржевого моста стоит Информационная колонна. Она установлена в 2002 году и стилизована под стоявшую с 1889 по 1908 год на этом месте пятиметровую Метеорологическую колонну, на которой были барометр, термометр, контрольный метр, а также автомат, в котором каждые 30 секунд менялись рекламные изображения. На новой колонне есть карта города, часы, а так же сведения из истории Клайпеды.
http://www.mycicerone.ru/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0
Про памятники и парусники в районе моста будет отдельный сказ.


Фото Р.Р.

Любопытно, какой из двух мостов вам больше понравился? :-)


Примечание к подписям под фото:
Фото Р.Р. - фото renatar
Фото В.С. - фото Валерия
Фото А.Л. - фото lecha_mw
Tags: Инженерные сооружения, Литва, Мосты, Польша, Таблички, Техника, Цифры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments

Recent Posts from This Journal