Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Высотное здание Академии наук в Риге

В свое время, более двух лет назад в моем ЖЖ состоялась весьма занимательная дискуссия по поводу популяризации в Латвии вот этого здания Академии наук в Риге, т.н. "сталинской высотки". Продолжая тот разговор, упомяну, что Латвийская Академия художеств и институт истории искусств в 2009 году издали книжечку-брошюрку на 24 страницы, посвященную проектированию и строительству здания. Несколько сканов с эскизами и фотографиями интерьеров предлагаю посмотреть в этом посте, а также на прошлой неделе наш домашний фотокорреспондент побывал в самом здании и кое-что заснял внутри и снаружи, включая некоторые виды города сверху. ;-)




Вначале - краткая предыстория.
Рига — один из немногих европейских городов, получивших в наследие от советских времен памятник архитектуры, именуемый сталинской высоткой.
Высотное здание Академии наук Латвии (по-латышски Latvijas Zinātņu akadēmijas augstceltne) — 21-этажное здание в Риге (высотой 111 метров), построено по образцу московских «сталинских высоток». Архитекторы — Освалд Тилманис, Вайделотис Апситис, Карлис Плуксне, Владимир Шнитников и инженер М. Шпекторов.

Изначально здание проектировалось как Дом Колхозника, но после окончания строительства было отдано Академии наук Латвийской ССР. Строительство продолжалось с 1952 по 1958 годы, сдача в эксплуатацию — в 1960. Во время возведения высотки впервые в СССР были применены сборные железобетонные конструкции, а для наружной отделки использовались плиты естественного и искусственного камня. Несмотря на то, что образцом служили московские высотки, архитекторы постарались приспособить здание к облику старой Риги. Для строительства высотки был разрушен памятник русского классицизма — Гостиный двор в Московском Форштадте.

Высотное здание Академии Наук Латвии является памятником архитектуры местного значения. Оно находится в центре города недалеко от Старой Риги к югу от Городского канала и павильонов Центрального рынка. Здание играет большую роль в создании правобережного силуэта Даугавы. Проектировалось оно как Дом Колхозника, но после окончания строительства было отдано Академии Наук Латвийской СССР, основанной в 1946 году. В апартаментах, предназначавшихся для крестьян, разместили свои отделы академические институты. Парадоксально, но в этом нелатышском в смысле архитектуры здании нашли себе место центры по исследованию латышского языка, истории и культуры, здесь располагается Центр исследований по Леттонике. В течение 45 лет здесь находится национальная святыня — Шкаф дайн Кришьяна Барона.

В настоящее время в здании располагается Президиум и администрация Академии наук Латвии, гуманитарные институты, научное издательство «Zinātne», совет по науке и различные исследовательские организации.
В 2003 году зданию вручено знамя культурного наследия Совета Европы как своеобразному архитектурному объекту середины 20 века.
Недавно, 16 декабря 2008 года, здание Академии наук Латвии отметило свое пятидесятилетие, по поводу чего состоялось торжественное заседание Сената ЛАН. Именно осенью 1958 года туда перебрались латвийские академики.
Сведения приводятся по:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Здание_Академии_наук_Латвии
http://www.baltic-course.com/rus/ekonomiceskaja_istorija/?doc=13666

Теперь перейдем к книжным сканам (текст я убрала, оставила только иллюстрации).


2. Слева - эскиз проекта. Авторы: Борис Нестерюк, Освалд Тилманис. 1-я половина 50-х гг. 20 века. Справа - эскизы проекта. Автор Освалд Тилманис. 1-я половина 50-х гг. 20 века:




3. Слева - эскиз проекта. Автор: Освалд Тилманис. 1-я половина 50-х гг. 20 века. Справа вверху: архитектор Освалд Тилманис возле эскиза проекта здания. 50-е гг. 20 века. Справа внизу: архитектор Освалд Тилманис с рабочей группой возле макета здания. 50-е гг. 20 века:




4. Эскизы интерьера. Автор - Освалд Тилманис:




5. Слева - вид на т.н. Русский торговый (гостиный) двор до строительства здания Академии наук. Справа - Дом колхозника в процессе строительства в 50-е годы 20 века:




6. На двух фотографиях слева семейная бригада Савельевых в процессе строительства, 1954 г. В центре: мастера-отделочники И. Емельянов (справа) и П. Кунцендорф (слева). 1955 г. Справа - большой конференц-зал в 2008 году:




7. Люстры большого конференц-зала. Справа - эскиз большого конференц-зала. Автор - Освалд Тилманис:




8. Слева - фрагмент интерьера малого конференц-зала в 2008 г. Справа - входной вестибюль и гардероб:




9. Слева - зал заседаний Академии. Справа - холл второго этажа:




10. Слева - комплект мебели в кабинете академика Яниса Страдиньша (фото 2009 г.). Справа - план 1-го этажа Латвийской академии наук, 50-е гг. 20 века:



Официальный сайт Академии наук Латвии http://www.lza.lv/


В интернете нашла интересную статью об этом здании и приведу ее между нашими фотографиями для удобства восприятия. Только имейте в виду, что фото интерьеров не соответствуют указанным в тексте помещениям.

Наш гид — руководитель дирекции Высотного здания АН Валдемарс Сувейздис сразу ведет в конференц–зал на первом этаже. Стены из белого мрамора, массивные люстры на потолке, паркетный пол в зале и на сцене. Архитектурный стиль сталинского барокко. Так и кажется: зал сейчас оживет, взорвется аплодисментами и голос из президиума скажет: "Слово предоставляется товарищу Берии". Доподлинно известно, что именно Лаврентий Павлович в 1946 году в ранге заместителя председателя Совета Министров СССР подписал постановление об учреждении Латвийской академии наук.

11.



"Я отлично помню, как сюда приходил другой вождь — масштабом пониже, — вспоминает Сувейздис, работающий в этом здании с 1967–го. — Август Восс, первый секретарь ЦК КПЛ. Заглядывал на отчетно–выборные собрания академии. Как–то неожиданно посмотрел на стол, за которым восседал президиум, и спросил: а почему он не такой, как в ЦК?" Этого было достаточно, чтобы на следующий день стол президиума обили той же красной драпировкой, что и в ЦК. Она и по сей день сохранила следы "воссовского стиля".

Долгие десятилетия ниши над сценой под потолком были украшены барельефами Ленина и Маркса, а по периметру — Стучки и Мичурина. Во время "песенной революции" скинули всех — в том числе и Мичурина.


12.



Конференц–зал высотки — излюбленное место кинематографистов. Последний раз здесь работали англичане — снимали эпизод для картины о сталинской Москве. По сюжету в академии проходила конференция археологов, во время которой завязалась драка между представителями противоборствующих теорий. Нередко конференц–зал арендуют для семинаров, симпозиумов, конференций. В основном в теплое время года. В тот день, когда заглянули мы, там было не намного теплее, чем на улице.


13.



На втором этаже находится, собственно, все, что осталось в этих стенах от академической науки. Здесь заседает научный совет академии, хранится центральный архив, находятся кабинеты первых лиц — президента, вице–президента, председателя сената. Между прочим, для тех, кто не в курсе: Янис Страдиньш уже не президент, на эту должность избрали академика Юриса Экманиса. А для Страдиньша учредили почетную новую должность — председателя сената.


14.



Пока поднимаемся на следующий этаж, Сувейздис знакомит с историей здания. Решение о строительстве приняли в 1951–м. Тогда предполагалось, что возле Центрального рынка откроется научный сельскохозяйственный центр, в котором доярки и комбайнеры смогут осваивать прогрессивные методы труда. На первых трех этажах должны были находиться помещения для учебы и симпозиумов. Остальные — отойти под гостиницы для передовиков. Гостиничные номера должны были быть двухкомнатными, удобства (туалеты, душ) — на этажах. Лучшим признали проект Освальда Тилманиса, но местные партийные подхалимы боялись самостоятельно утверждать его и пригласили консультанта из Москвы — академика Ольтаржевского. Ольтаржевский был, пожалуй, единственным советским архитектором, участвовавшим в проектировании американских небоскребов. Он сказал, что не хватает чего–то своего, латвийского. Тогда и родилась идея шпиль академии сделать похожим на башню церкви Петра. Правда, со звездой вместо петушка.

В практике латвийского градостроения это были уникальные работы. Впервые был применен метод складного железобетонного каркаса. В отделке фасада использовали глиняные керамические плитки. Требовалась предельная осторожность. Отделочников высокой квалификации искали по всей Латвии, пока в Латгалии не нашли семейную династию Савельевых. Свою работу они выполнили на "пять с плюсом". Позже их пригласили в Москву — на отделку метро станции "Рижская".


15.



В 1957–м первый латвийский небоскреб был готов, но на дворе уже стояли другие времена. Никита Сергеевич заявил, что сельскохозяйственную науку нужно приблизить к селу, а вузы этого профиля размещать вне городов. Латышские товарищи подсуетились и решили отдать здание Академии наук, которая тогда располагалась в нынешних корпусах минфина на улице Смилшу. Еще в конце 1980–х в Доме науки кипела академическая жизнь — работали институты Академии наук, ее отделения. Сегодня вузы можно сосчитать на пальцах одной руки. Да и то это вузы Латвийского университета, арендующие здесь помещения. В основном вузы гуманитарные: истории, социологии, философии, латышского языка. В помещениях Института латышского языка хранится реликвия для каждого, кому дороги латышский язык и культура, — шкаф "отца дайн" Кришьяниса Баронса. Туда он складывал листочки с записями дайн.


16.



"Главный смотритель" с гордостью показывает флаг за образцовое сохранение культурного наследия, врученный европейской комиссией несколько лет назад. Действительно было за что вручать — здесь сохранили не только оригинальный интерьер, но и мебель той эпохи. Но мое внимание привлек другой флаг — с многочисленными датами — 1775, 1936, 1946… Оказывается, это флаг академии, сшитый несколько лет назад. Только почему столько дат, ведь академия основана в 1946–м? Оказывается, говорит Сувейздис, первая академия в Латвии "Петрина" была основана в Елгаве еще в XVIII веке, а в 1936 году Улманис тоже задумывал учредить академию. Не получилось. Но несведущий человек, увидев флаг, вряд ли поймет, когда же основали академию: в 1775, 1936 или 1946–м?


17.



На верхние этажи поднимаемся на лифте. Не так давно советский тихоход сменили на скоростной. 16–й этаж — конечная. Всего в здании 21 этаж, но остальные — технические этажи: для электриков, кровельщиков и т. д. Дальше поднимаемся по узеньким ступенькам. На 18–м этаже — смотровая площадка, с которой можно полюбоваться панорамой города. Вид — дух захватывает. Не хуже, чем с верхотуры церкви Петра.


18.



Вокруг фасада — строительные леса. Старая плитка кое–где разрушается, и раны залечивают новой, современной. Ту, глиняную, советскую, привозили из Подмосковья, с керамического комбината Кудиново, а новая европейская под боком — на оптовых базах. Может, качеством она и получше, но цвет! Та — коричневая, эта — светлая.


19.



"А вот это помещение в советское время занимала контрразведка", — мой гид показывает на окошко под самой башней. "В начале 1990–х, когда военные уходили, я сказал полковнику: "Что, уходим?" А в ответ услышал: "Мы еще вернемся". Сейчас на верхотуре оборудование для мобильной связи, Интернета. Есть здесь антенны порта, железной дороги. Сам же шпиль пустует. В 1990–м пятиконечную звезду скинули, но замену так и не нашли.


20.



"А всю высотку в горячке "песенной революции" не собирались пустить под нож?" — интересуюсь у сопровождающего. "Было дело. Простые труженики через некоторые газеты требовали снести все, что выше шестого этажа. Чтобы не нервировало. К счастью, к их мнению не прислушались".


21.



Сегодня Академия наук — один из редких памятников сталинской эпохи в Риге. К этим памятникам относятся еще Дворец культуры ВЭФ, аэропорт Спилве, морской вокзал на Баласта дамбис. Но высотка на Тургенева — уникальна. В Восточной Европе лишь два похожих здания: в Риге и Варшаве.


22.



В Академии наук сетуют, что не хватает средств на уход за зданием. Государство не дает ни сантима, и приходится жить с аренды от сдаваемых помещений. Но, господа, кто мешает проводить здесь экскурсии? Тем более что иностранцы часто заходят в вестибюль и несолоно хлебавши уходят. А я, честно признаюсь, получил больше удовольствия, чем от посещения одного–другого громоздкого музея.

http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=13743141


23. Все ракурсы здания с 17-й и далее фотографий сняты со смотровой площадки 18-го этажа:




24. Как вы уже поняли, это и есть смотровая площадка 18-го этажа (вернее, ее часть):




25. Один из немногих сохранившихся декоративных вазонов:




26. Видите, какой отсюда вид на город? ;-) Дух захватывает!




27. Вот здесь вазоны на постаментах не сохранились:




28. Карнизы и раскреповки обогащают пластику сооружения:




29. Обратите внимание на красные фонари в кадре:




30. Взгляд на утренний город в тумане:




31. А вот и фонарь крупным планом. Как я понимаю, это габаритный огонь для высотных зданий:




32. Город просыпается...




33. На предыдущем кадре был взгляд на юг, теперь - на север, на Старый город:




34. Вид на востоке. По железной дороге следуют поезда. За ними - здание железнодорожного вокзала и торгового центра. А дальше - центральная часть Риги, заканчивающаяся примерно там, где выстроились три одинаковые высотки:




35. Еще взгляд на смотровую галерею вокруг здания. Хорошо видны то тут, то там светлые европейские плитки, несколько диссонирующие с общим колоритом здания:




А собственно панорамы города без мешающихся в кадре частей сталинского наследия и более крупными деталями городской застройки будут в отдельном посте. ;-)

UPD: Поскольку никто не читает комменты, выношу информацию обновлением к посту - теперь все желающие могут посетить смотровую площадку Здания Академии наук в Риге, на пл. Академияс, 1. Высота смотровой площадки — 65 метров.
Подняться сюда можно по рабочим дням с 9.00 до 20.00, по выходным с 11.00 до 20.00.
Стоимость билета (в 2010 году) — 2 лата. Экскурсии для групп более 10 человек необходимо согласовывать по тел. 26491237.
Tags: Архитектура, История архитектуры, История_Латвии, Книги, Латвия сегодня, Панорамы, Рига
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 157 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →