Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

"Веселый комар" или архитектор трех диктаторов

Кемери: часть первая

Сегодня хочу рассказать Вам о латвийском городке Кемери, в старину Кеммерн (не путать с городом Кеммерн в Федеральной земле Бавария, Германия http://www.germaniya.de/gorod/?stadt=Kemmern

Как Вы помните, в пятницу в моем ЖЖ обсуждался вопрос о местоположении здания, послужившего в фильме о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне усадьбой Сток-Морон. Удивительным образом это совпало с возможностью в тот же день поехать туда и сфотографировать как это здание, так и другие достопримечательности Кемери, о которых и собираюсь вам поведать в двух частях.

Вот кадр из фильма в сравнении с нынешними днями:



В свое время это было здание широко известного ресторана "Jautrais Ods" («Веселый комар»), построенное в 1933 году (по данным Я. Крастиньша в 1932) по проекту архитектора Фридриха Скуиньша. Об архитекторе я расскажу подробнее чуть ниже. Расположенное в Кемерском Национальном парке по адресу ул. Туристу, 15 (Tūristu ielā 15), здание представляет собой образец позднего стиля национальный романтизм в Латвии. Сочетание каменных и деревянных конструкций, деталей, выполненных в традициях народного деревянного зодчества, соломенной крыши придало зданию его неповторимый и запоминающийся облик. По-видимому, до ресторана здание служило спортивным павильоном, о чем свидетельствуют старые фотооткрытки 1930-х гг.



В советское время здесь располагался детский санаторий. Затем здание переняла для своих нужд администрация Национального парка «Кемери». В тот момент, когда мы сюда приехали, администрация переместилась во временные помещения на территории некоей промзоны, а в здании была затеяна капитальная реконструкция.

К сожалению, к этому виду "усадьбы Сток-Морон" не удалось сделать современного фото из-за куч строительного мусора и поэтому в сравнении с кадром из фильма прилагается все то же фото 1930-х гг.:



Первоначально, когда мы подъехали, нашему взгляду открылась вот такая куча мусора:



Кому интересно, вот названия фирм, участвующих в этой реконструкции:



Какие-то сараи… Действительно ли это наш "Сток-Морон"? - засомневались мы.



Как я ни пыталась обрезать отходы "жизнедеятельности" строителей, все равно они в кадре заметны:



Надо сказать, что доступ на территорию ныне закрыт, и нам стоило большого труда уговорить охранника пропустить сделать несколько кадров. Надо сказать, что присутствие субъекта в униформе и со сторожевой собакой за спиной отнюдь не вдохновляло на создание фотошедевров, так что не обессудьте. :-)



За зданием отстроены гаражи, которые не позволяют теперь сфотографировать задний фасад:



Пристройка:



Старинный вид пристройки к зданию:



Еще ракурс пристройки:



Строится новая беседка:



Еще взгляд на здание. Окна на террасе пока сняты и оттого оно больше напоминает свои фото 1920-х гг.



Сравните:



Вход:



Старинное фото:



В рекламных буклетах от Кемерского национального парка здание просто не узнать, что, в общем-то минус для составителей:



Схема местоположения и контактные данные (наше здание на схеме поименовано как "Межа Маая":



Теперь же немного отступлю от путевых заметок, чтобы рассказать об архитекторе здания, необычной и творческой личности - успевшем поработать при трех диктатурах - Улманиса в Латвии, Гитлера в Германии и отчасти Сталина в Германии, в советской оккупационной зоне.

Фридрих Скуиньш родился в Риге в 1890 г., получил диплом инженера в 1916 г. в Москве, в канун революции. В 1921 г. начал в Риге архитектурную практику. Затем начал преподавательскую деятельность. С момента основания Архитектурного факультета Латвийского университета занятия происходили в двух архитектурных мастерских – мастерской А и мастерской Б (В). Первой руководил профессор Э. Лаубе (с 1921 г. его ассистентом был архитектор С. Антонов). Второй – доцент, позднее профессор П. Кундзиньш (его ассистентом с 1925 г. был архитектор А. Крамарев, с 1926 – архитектор Ф. Скуиньш. Мастерская А осваивала, главным образом, классическую архитектуру, художественные взаимосвязи, мастерская В больше тяготела к поискам регионального и национального значения строительного искусства, изучая деревянное народное зодчество и его художественные особенности. В Кемери вы увидите затем плоды деятельности представителей обоих мастерских - и Скуиньша, и Лаубе (см. 2-ю часть истории).

О проектах Скуиньша за пределами Кемери:

В Риге, на обширной территории Задвинья, где еще до начала 20 века находилась эспланада укреплений Кобронского шанца, было задумано устроить площадь для парадов и народных праздников на 200 000 участников, стадион на 25 000 мест, спортивную площадку, зал для спорта и др. мероприятий на 10 000 мест, памятники – архитектонические акценты, насаждения, парк для отдыха и развлечений. Три первые премии получили проекты архитекторов Ф. Скуиньша и Г. Дауге, Я. Лейманиса и Э. Круминьша, а также В. Паэгле. В известной мере эти идеи были воплощены в генеральном плане Риги 1966 г., хотя и в упрощенной форме. Ныне здесь расположен памятник освободителям города Риги.

В 1921 г. в Риге была организована сельскохозяйственная и промышленная выставка на территории по ул. Кишэзера, 9. Территория выставки из года в год пополнялась новыми строениями и в 1925 г. здесь было 56 павильонов и различные вспомогательные постройки. Участниками были фирмы, общественные организации и страны, в т.ч. Польша, Россия, Греция, Финляндия, Швеция, Швейцария, Франция. Ф. Скуиньш проектировал ряд павильонов для выставки. В созданной им архитектуре павильона Швейцарии (1924) преобладала симметрия, классическая композиция и детали. Павильон Латвийского института общества слепых (1923) сильно напоминал видземскую ригу, только дополненную различными деталями этнографического характера. Для создания двух других павильонов были использованы буквальные символы: с обеих сторон павильона фирмы Миллера-Холста (1923) на всю высоту здания были встроены огромные молочные бидоны, а у павильона Центрального объединения латвийских молочников (1925) обе стороны обрамляли будто пришедшие с выпаса коровы!

Еще известны работы архитектора:
Жилой домик в Межапарке на ул. Э. Дарзиня, 4 (1935).
Основная десятилетняя школа в Виесите (1927), стиль функционализм.
Проект объединенной основной школы в Кандаве (1929-1936).
Жилой и торговый дом в Риге на ул. Элизабетес 51. Проект Ф. Скуиньша 1925 г. не был реализован. Вместо него в 1928 был построен дом по проекту Пауля Мандельштама - вот это сухое рационалистическое здание вместо фольклорных мотивов, предложенных Скуиньшем:



Но наиболее известными работами Скуиньша в Риге, бесспорно являются два здания:
Кинотеатр “Сплендид Палас” (позднее - кинотеатр "Рига" на ул. Элизабетес, 61 (1923). Автором скульптур на тему "Похищение сабинянок" был балтийский немец Рихард Маурс.



И Дворец Правосудия (ныне Совет Министров, 1936-38), бульвар Бривибас, 10. Здание, в котором ныне принимаются все ошибочные решения в области экономики и права Латвийской Республики. :-) Вашему вниманию предлагаются несколько старинных фото здания и современный вид.

Дворец Правосудия до 2-й мировой войны:





В советское время:



В наши дни:



Список работ Скуиньша приведен согласно книге Я. Крастиньша “Строительное искусство Латвийской Республики” (на латышском языке). Однако Андрис Колбергс в книге «Юрмала для пешеходов» (2002) пишет следующее:

Как везде и всегда великолепен архитектор Фридрих Скуиньш (1890-1957), автор роскошного рижского кинотеатра «Рига» и дворца Правосудия. В 1940 г., бежав от коммунистов, он с семьей эмигрировал в Германию, где проектировал для Гитлера репрезентационные здания, а по окончании войны здание посольства СССР на Унтер-ден-Линден в Берлине для Сталина, Оперу в Лейпциге, и до конца жизни руководил в ГДР институтом Внешней архитектуры. В Кемери Скуиньш оставил нам павильон на островке Любви (1928), водонапорную башню (1929) и бывший ресторан «Яутрайс одс» (1933) в национальном романтизме югендстиля.

Вот эта водонапорная башня - одна из основных достопримечательностей Кемери в наши дни:



В 1920-е годы:



На этом и предыдущем снимках видны рельсы (о которых будет рассказ отдельно):



Вид на башню из парка:



Павильон на островке Любви - вторая достопримечательность Кемери в наши дни:



К сожалению, мне пока не удалось выяснить, какой именно из павильонов принадлежал руке Скуиньша, старый деревянный или новый каменный, но скорее всего второй, в классических формах.

Павильон на острове Любви в Кемери в 1920-е годы:



Таков он был в 1930-е годы:





В советское время:



Даже мостик был в те годы раскрашен в веселые цвета:



Таков же он сейчас. Даже сюда докатилась мода для новобрачных пар вывешивать замочки:



Кстати, кто это придумал, и откуда это новое веяние докатилось до Латвии в 1990-х годах? Раньше такого не было.

Лестница в павильоне:



Фрагмент лестницы:



И в заключение об еще одном проекте Скуиньша, ставшем его лебединой песнью, можно сказать: о здании посольства в Берлине (текст с его сайта).
В результате бомбовых ударов союзников Посольство было разрушено, и его обгоревшие руины простояли до конца войны. После окончания войны правительство Советского Союза принимает решение восстановить здание. Подготовить проект было поручено главному архитектору Анатолию Стрижевскому. Ему помогал Фритц Борнеманн (Fritz Bornemann), по проекту которого позднее была построена также Немецкая опера (Deutsche Oper) в Западном Берлине. Строительством руководили инженеры А.Сирин, В. Бушковский, Н. Воробьев. Среди учавствовавших в строительстве немецких архитекторов и специалистов были проф. Зихерт (Prof. Sichert) и инженер Скуйин (Dipl.-Ing. Skujin). Строительные работы продолжались с 1949 по 1951 год включительно. Официальное торжественное открытие состоялось на приеме, посвященном общенациональному празднику СССР, 7 ноября 1951 года.

Фотогалерею посольства в Берлине можно посмотреть тут: http://pics.livejournal.com/renatar/gallery/00010168



Источники информации:
http://www.jurmala.lv/lv/home/turistiem/pilseta/Kem/default.aspx
http://www.rusbotschaft.de/Rus/geschichte.htm
http://www.archinform.net/arch/17236.htm?ID=8ccb8bab20ccf137f44c9cbf8d7383e3
http://www.aac-berlin.de/aac/luft247.html
http://www.stadtentwicklung.berlin.de/denkmal/denkmale_in_berlin/de/unter_den_linden/russische_botschaft.shtml

Во второй части - рассказ об истории города Кемери, его знаменитом в свое время курорте, еще немного про любовь, какое к Кеммерну имел отношение Колчак, и много другой информации. См. тут: http://renatar.livejournal.com/37853.html
Tags: Архитектура, Земгале, Кемери, Кино, Холмс, Юрмала
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal