Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Цесис-800

Разгадка предыдущей фотозагадки с дополнительными комментариями:

1. Это часы, которые отсчитывают дни до 800-летнего юбилея города Цесис (Латвия)
2. Перевернутые останки старинного фонаря, очень похожие на марсианина из старой фантастики, находятся у стены Нового замка.
3. Фигура монаха, идущего по подземному ходу из замка в церковь.
4. Солнечные часы 1744 года, расположенные на церкви Св. Иоанна
5. Цесисский замок ночью в свете цветных прожекторов. Но уж очень похоже на преисподнюю…
6. Как уже сказано выше, все эти фото сделаны в городе Цесисе, с 13 по 14 июля 2006 года.

Говорят, маршрут переменен, и полк наш станет в Венден. Итак, я увижу столичный город древнего ливонского рыцарства, искони знаменитый битвами, осадами, усеянный костями храбрых, запечатленный кровью основателя. Винно-фон-Рорбах, первый магистр меченосного ордена, построил Венден…
А. Бестужев-Марлинский, роман «Замок Венден» с подзаголовком «Отрывок из дневника гвардейского офицера. Мая 23, 1821 года»


Маршрут наш, конечно же, не переменялся, да и Венден (как в старину именовался город Цесис) я собиралась видеть не в первый раз. Ну так и речь идет не о 19 веке, а о 21-м. Но чего у Цесиса не отнять – это его богатейшей истории, о которой уместно вспомнить сейчас, в дни его 800-летия.

Ознакомившись на сайте города с программой юбилейных торжеств (с 13 по 16 июля), наиболее интересным нам показался список мероприятий, завершающих первый день торжества, 13 июля 2006 года. Но обо всем по порядку, и простите мне некоторое ехидство в комментировании событий. ;-)

Выехали мы из Риги заранее, чтобы успеть прогуляться по городу при свете дня, а заодно припарковать машину на площадке перед Новым замком – ибо через час там уже яблоку упасть негде было. Вот Новый замок в лучах вечернего солнца, около 9 часов вечера:



Должна заметить, что ориентирован он по сторонам света так, что его никак не сфотографировать полностью освещенным. В 9 утра лучи солнца золотят левый бок башни, а сам фасад в тени. В 9 вечера позолочен правый бок башни, а собственно фасад вновь в тени. :-)

Фрагмент Нового замка:



Вид на Старый замок со стороны Нового: защитная строительная сетка его нисколько не украшала. Вообще-то могли бы постараться ко времени юбилея избавиться от нее, учитывая, что гостям города захочется сфотографировать замок на память. Увы, полагаю, это даже и в голову никому не пришло.



Для интересующихся историей Старого и Нового замков в Цесисе предлагаю краткую статью на моем сайте «Резиденция магистра Ливонского ордена замок Цесис (Венден - Wenden)» http://www.castle.lv/latvija/cesis.html
А также много дополнительной информации на форуме здесь: http://offtop.ru/castles/view.php?only=&t=24712

Ко времени нашего прибытия в воротах между Старым и Новым замками устанавливали столы для продажи билетов. При покупке мы поинтересовались, где именно в Цесисе установлены т.н. «рыцарские образы», на что тетушка просто отмахнулась от вопроса, пробурчав что-то про Старый город, о чем нам и без этого было известно.

Собственно, вопрос возник вот из этой информации с городского сайта:
«Выставка под открытым небом «Свидетели столетий»
В самом городе будут выставлены 8 рыцарских образов, символизирующих принадлежность Цесиса к статусу средневекового города».
http://cesis.lv/ru/?p=130

Что за образы, на что они похожи, как выглядят, и где установлены – сие пока тайна великая осталась. Даже на латышском языке сайт не прояснял вопроса. Но поскольку для меня это уже пятый визит в Цесис, старую часть города я более-менее знала, и можно было поискать самим.

Вид на город из других ворот подле Нового замка, через которые мы и вышли на поиски:



Те самые загадочные рыцарские образы оказались в действительности вырезанными в металле по шаблонам известных еще по учебникам истории изображений. За отведенное время мы обнаружили три образа и четвертый уже позднее возле самого замка:









Два первых образа находились на центральной улице Старого Цесиса – Рижской (ул. Ригас). Несколько кадров, сделанных по дороге к церкви Св. Иоанна.

Вывеска мясного магазина. «Галя» по-латышски – «мясо»:



Цветные флажки придают Старому городу нарядный вид:



А вот еще одна цель нашей прогулки: Церковь Св. Иоанна:



Мы обошли ее кругом, сфотографировали на фасаде те самые солнечные часы, о которых я спрашивала в предыдущей фотозагадке. Нашли третий рыцарский образ, а также этот памятник, тоже упомянутый в фотозагадке. Этот монах установлен на месте подземного хода из замка в церковь Св. Иоанна, не так давно обнаруженный археологами:



Согласно программе юбилейных торжеств здесь в церкви должен был состояться «ночной концерт древней музыки»:
В качестве особого предложения гостям торжеств предлагается посетить ночной концерт древней музыки в церкви Святого Яна, в котором примут участие ансамбль из Словакии и органистка из Эстонии. Церковь Св. Иоанна 22.00 http://cesis.lv/ru/?p=130
В реальности вместо словаков исполнителями стал местный ансамбль Hanzas mūziķi и органистка из Эстонии – но на сайте об этом сделать изменения не потрудились.

На концерте было заявлено следующее:
Музыка ренессанса и барокко – перепечатываю из программки, полученной на месте:
Alessandro Scarlatti (1659-1725) – Quartetto /Andante Allegro Grave Allegro (Hanzas mūziķi)
Johann Pachelbel (1653-1706) – Kanon und Gigue
Andrea Gabrieli (1510-1586) – Ricercare arioso (Marju Riisikamp, орган)
Giovanni Gabrieli – Ricercare del 7-e 8-etono
- Ricercare 1- “a tre soggetti”
- Canzona
На латышском о музыке и исполнителях: http://www.notikumi.lv/index-lat.php?p=4&id=13828

По поводу этого концерта в Интернете на латышском был обнаружен вообще шедевр (специально перевожу на русский):
Ночь старинной музыки по мнению организаторов юбилейных торжеств была наиболее рискованным мероприятием, потому что в Цесисской церкви еще ни разу не происходило концертов или мероприятий, поэтому невозможно прогнозировать интерес зрителей.
http://www.lmic.lv/jaunumi.php?id=9746

Сказано это было руководителем проекта проведения юбилейных торжеств в городе – главой отдела развития Центра развития исторического туризма Видземе Иолантой Борите (она же на городском сайте почему-то Иоланта Соловьева (Jolanta Solovjeva)). http://www.cesis.lv/?p=2

Как резонно заметил мой спутник: «Какая глупость! В маленьких городах люди с большим удовольствием и интересом идут на подобные концерты».

Теперь хочу заметить сразу, что я никогда не была высокого мнения об организационных способностях латышей (и могу много примеров рассказать, но сейчас речь не о том). И ехала с целью получить именно то, что я сама увижу и смогу взять из предлагаемого, не полагаясь на кого-либо. То, что было в Цесисе в тот день, на самом деле было организовано из рук вон плохо и не продуманно, без души, и, похоже, без каких-либо репетиций. Забегая вперед, хочу заметить, что нам удалось извлечь то, за чем мы туда приехали и даже получить удовольствие. Но это было не благодаря организаторам, а вопреки им. :-)

Теперь рассказываю о том, как мы это удовольствие получали. :-)

Концерт старинной музыки был запланирован на 10 часов вечера, но придя на полчаса раньше, мы получили возможность осмотреть и сфотографировать интерьер церкви без каких-либо помех.

Очень понравился этот зверь – характерный образец из средневекового бестиария на внутреннем портале церкви:



Церковь трехнефна, что для Латвии достаточно редкий случай:



Церковь св. Иоанна в Цесисе (Латвия) построена в конце 13 века. Ее остроконечная башня видна за 10-12 км от города. Ее основание находится на той же высоте над уровнем моря, что и верх шпиля церкви св. Петра в Риге, чем местные жители постоянно рижан подкалывают. Цесисская церковь стала самой большой церковью в северной Видземе, символом процветания и гордостью горожан. В свое время была Домским собором Ливонского ордена, здесь похоронены многие магистры Ордена, священники и рыцари. В стене юго-западной части церкви можно увидеть старинные солнечные часы, помеченные 1744 годом. Здесь находится один из лучших концертных органов Латвии, который нам и предстояло услышать.

Крестовые своды в боковом нефе:



Алтарная часть:



Очень наивное изображение ангела появилось в 21 веке (в смысле во время моего предыдущего посещения церкви в 1999 году его еще не было):



К 10 часам все сидячие места в церкви были заполнены, а народ продолжал все прибывать и прибывать, толпясь перед выходом. Людей было так много, что в церкви, где обычно всегда стоял холод, было даже душновато. Двери в церковь закрывать не стали, и многие стояли на улице – уж не знаю, что они там слышали из концерта.

Публика, правда, высокой культурой не отличалась, шурша и покашливая во время концерта. Но ничего не помешало насладиться инструментальной музыкой без голосового сопровождения, как мне всегда нравилось. Больше всего понравился Скарлатти, а звучание органа напомнило музыку, которая уже давно звучала у меня в голове, и я всегда сожалела, что не могу записать ее. :-)

Но пора было переходить к следующему пункту программы:
Июльская ночь в замке через 800 лет
На протяжении восьми столетий особую атмосферу города создают городище горы Риексту, развалины Ливонского ордена, Цесисское поместье с замком 18-го века и романтическим парком – неповторимый облик города, описывают такие выражения, как «Цесис – это город средневековой романтики» и «Цесис – это видземская Швейцария». Программа Ночи музеев разработана вместе с фестивалем Рижские ритмы. Комплекс средневекового замка, Замковый парк 23.00-03.00
http://cesis.lv/ru/?p=130

В общем, мы взяли на себя смелость предположить, что представилась возможность попасть в замок в ночное время. На романтику и привидения я даже и не надеялась. :-)
Сначала мы подошли к замковому рву, через который совсем недавно был сооружен деревянный мост. Именно на нем играл оркестр Вооруженных сил Латвии:



К сожалению, это был первый опыт ночных съемок, и потому получилось лишь так.



А вот фото моего спутника:



Пара-тройка цветных прожекторов беспокойно металась по стенам замка, почти не рассеивая полумрака, хотя солнце еще не зашло окончательно (11 часов):



Если же удалиться от замка вглубь обширного форбурга, то вот такая там царила темень:



Снимок сделан с деревянных трибун, на которых народ вовсю перекусывал тем, что продавалось под парой-тройкой навесов сбоку (за кадром). Об освещении, естественно, никто не позаботился. Правда, это создавало некоторую интимность положения, которой отдельные парочки не преминули воспользоваться. А в глубине, у башни форбурга, похоже, была какая-то драка (на фоне которой Зидан был бы просто рыцарем в сверкающих одеждах).

За торговыми навесами было организовано что-то вроде зрительного зала с расставленными на траве стульями и таким вот компьютерным экраном, возле которого что-то рассказывалось:



Слева от экрана была установлена сцена для музыкантов. Как они друг другу при этом не мешали, не знаю. Нас больше интересовала сама возможность попасть в замок. По дороге прошли задний вход в Новый замок, на крыльце которого на глазах зевак тетушка в народном костюме пыталась (а вернее просто делала вид) ткать что-то на ткацком станке. Какое это имело отношение к истории замка – не знаю. Вряд ли магистр Ордена, а потом барон Сиверс позволяли ткачихам просто так рассиживаться у входа в замок. :-)

Сбоку виднелась кроваво-красная башня замка Венден в свете одинокого прожектора, повернувшегося в тот момент к стенам:



У входа во внутренний двор замка был выставлен кордон молодых людей в старинных костюмах, сообщивших, что экскурсия начнется только в 12 часов(!)
Вот это я считаю серьезным проколом организаторов: народ нужно было пускать в замок с самого начала, чтобы все желающие успели посмотреть.

В результате пришлось ждать. Охрана бдительно гоняла мальчишек, желающих прошмыгнуть на территорию замка, и совершенно не учла того, что столь солидно выглядящая дама вроде меня, запросто, не спеша, войдет туда, пока они считают воро… то есть мальчишек в другой стороне.

В результате я оказалась свидетелем зрелища, которое не видел больше ни один человек в Цесисе в тот день. Красота была неописуемая!

Башня магистра Ливонского ордена без вспышки:



И со вспышкой:



Вторая башня замка при вспышке:



И без нее:



Была возможность подняться и в башню, но поскольку внутри стояла непроглядная темень, и пара контрольных кадров ничего не дала, я решила возвращаться уже во время экскурсии с факелами.

Последние лучи закатного солнца придавали феерический вид древним башням, быстро угасая. Моему спутнику повезло уже меньше, солнце уже ушло: он попал на территорию замка чуть позднее, когда я сфотографировала охрану, ослепив их вспышкой, и оттого они проморгали момент, когда солидного вида мужчина задал стрекача…



Причем охрана эта даже не потрудилась сообщить людям, ожидающим экскурсии, что стоять здесь нет смысла, так как сбор экскурсантов совсем в другом месте. Совершенно случайно мы наткнулись на то, что у ворот, ведущих к Новому замку, организован стол раздачи касок, без которых доступ в замок просто запрещен. Естественно, что там уже выстроилась огромная очередь.

Там, где народ ожидал каски, стояла непроглядная темень, и стены замка лишь угадывались. Делая этот кадр, я не видела, что снимаю и потом сильно высветляла в Фотошопе:



Лишь потом кто-то догадался принести ко входу прожектор, который все равно мало чего давал за спинами толпы, жаждавшей осмотреть ночной замок.

Но вот наконец-то в стене с предыдущего кадра зажглись прожектора:



Первая группа счастливчиков с касками ушла, и как в воду провалилась. Сорок человек – при том, что в очереди стояло несколько сотен. Просто больше касок не было (о чем думали организаторы?) И что-то у меня были большие сомнения, что эти каски хоть как-нибудь при смене опрыскали бы чем-то дезинфицирующим от перхоти или вшей. :-)

В общем, очередь, умаявшись от получасового стояния без каких-либо подвижек, рванула во двор замка, была развернута кордоном средневековых юношей обратно. Затем вроде бы стала выходить первая группа экскурсантов, из рук которых попытались вырывать те же каски, чтобы быстрее попасть в замок. Ужасно, Джейн, не правда, ли? Не знаю, что там было дальше, слишком мы далеко стояли, но в итоге охрана куда-то испарилась, и все радостно бросились во внутренний двор, все же пытаясь сохранять хоть какое-то подобие очереди.

Зайдя во двор, я увидела, что красивое освещение было включено всего лишь в одном корпусе замка, а магистерская башня, в которую вели экскурсию, так и оставалась темной. Более того, яркий желтый прожектор, освещавший ее наружную стену, потускнел. Фотографировать интерьер башни в свете парочки факелов и толпы народа смысла не было никакого (у меня уже был опыт съемок в подземелье Крустпилсского замка), а потому я решила проникнуть на территорию закрытого для посещений корпуса, единственного освещенного прожекторами:



Без каски, рискуя получить по голове случайным камнем (а после музыкальных децибелов предшествовавшего вечера) это было более чем вероятно, я наслаждалась видом этой преисподней, этого ада, устроенного в дни 800-летия со дня основания замка Венден:



При том, что я особенно и не скрывалась, снимая со вспышкой и без нее, никому не было дела до того, что кто-то прошел мимо запретительной таблички. Таким образом, мы получили все, зачем приехали в Цесис, хотя и вопреки тому, что задумали организаторы. Махровый провинциализм, увы. В Риге, по крайней мере, это было бы масштабнее, на освещении не экономили бы – есть с чем сравнивать (пять лет назад Рига справила свое 800-летие). В Ригу мы вернулись в два часа ночи, если же стояли бы в очереди, то в пятом часу утра и без столь эффектных фотографий. А ведь это был рабочий день, утро пятницы… Вот кто прав? Правильно ли мы поступили? Вопрос, безусловно интересный.
Tags: Видземе, Замки, История_Латвии, Ливония, Остзейский край, Цесис
Subscribe

  • Записки из Каунаса, часть 7-я

    Какие же путешествия без средневековых замков? И седьмой день в Каунасе прошел в стенах местного замка, а еще было знакомство с музеем медицины, и…

  • Записки из Каунаса, часть 5-я

    Пятый день снова ознаменовался снегопадом и потому был посвящен музеям - Военному музею им. Витаутаса Великого и музею картин М.К. Чюрлёниса.…

  • Записки из Каунаса, часть 3-я

    В этот день у меня были иные планы, но выглянуло солнце и надо было воспользоваться возможностью получить не серые фото. И я шесть с половиной часов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments

  • Записки из Каунаса, часть 7-я

    Какие же путешествия без средневековых замков? И седьмой день в Каунасе прошел в стенах местного замка, а еще было знакомство с музеем медицины, и…

  • Записки из Каунаса, часть 5-я

    Пятый день снова ознаменовался снегопадом и потому был посвящен музеям - Военному музею им. Витаутаса Великого и музею картин М.К. Чюрлёниса.…

  • Записки из Каунаса, часть 3-я

    В этот день у меня были иные планы, но выглянуло солнце и надо было воспользоваться возможностью получить не серые фото. И я шесть с половиной часов…