Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Шерлок Холмс в Риге: часть 5-я

Попался мне тест в тему :-)

Результат теста: "Как хорошо ты знаком с Конан Дойлом и его самыми известными произведениями?(10 вопросов)"
Думаю эти вопросы ты щелкал(а), как орешки. Ты действительно много знаешь о Конан Дойле и его герое Шерлоке Холмсе.
Пройти этот тест

Предыдущие части можно посмотреть тут:
Шерлок Холмс в Риге: часть 1-я
Шерлок Холмс в Риге: часть 2-я
Шерлок Холмс в Риге: часть 3-я
Шерлок Холмс в Риге: часть 4-я


Вот это большое, заросшее деревьями пространство именуется Эспланадой – это место, на котором развернулись основные события сегодняшней Шерлокианы.



Красная цифра 1 показывает примерное местоположение прогуливающихся там доктора Ватсона с приятелем по направлению, указанному желтой стрелкой.



Вот это место в фильме и в наши дни. К сожалению, не я снимала приведенный здесь кадр наших дней, но переснять не удалось – здесь разместились киоски очередной ярмарки и желтый тент для любителей пива.





В древности на этом месте существовали высокие песчаные дюны (в т.ч. холм Сенайс калнс), поднимавшиеся выше городских валов, поэтому по стратегическим соображениям в 18 в. они были срыты, а на их месте сооружена эспланада. Это была свободная от застройки зона шириной ок. 280 м вокруг Рижской крепости до Даугавы. Эспланада была образована в 1772 г. путем сноса всех зданий предместий Риги в пределах 1-й и 2-й оборонительных (крепостных) дистанций (до нынешних ул. Элизабетес и Тургенева).

В 1784 г. была срыта находившаяся на территории гора Кубес, которая по высоте равнялась крепостным валам. Зона использовалась для обучения войск. В границах 1-й дистанции было разрешено сажать деревья; 2-й дистанции создавать огороды. В 1817 г. на территории Эспланады был открыт Верманский сад. Эспланада утратила свое значение со сносом в 1857 г. валов и бастионов. Территория перешла во владение города, были образованы улицы, бульвары, парки, планировалась частичная застройка Эспланады. Для обучения войск и военных парадов была сохранена небольшая часть Эспланады между нынешними бульв. Калпака, ул. Валдемара, Бривибас и Элизабетес.

На этих фото видны воины латвийской армии 1930-х годов, проводящие свой парад на Эспланаде:





На Эспланаде проводились праздники песни, организовывались театральные постановки под открытым небом, выставки.
Вот виды павильонов на Эспланаде во время празднования 700-летнего юбилея города Риги в 1901 году:





14.01.1919 г. на эспланаде было произведено торжественное захоронение коммунаров, павших в борьбе за Советскую власть и площадь была переименована в парк Коммунаров, как он и назывался во время съемок фильма о Шерлоке Холмсе. Первые посадки деревьев и кустарников здесь были произведены в 1902 г. по проекту Г.Ф.Ф. Куфалдта. Сохранилась часть посаженной в начале 20 в. липовой аллеи – «дорожки для верховой езды».
Вот они видны на этом аэрофото 1920-х годов:



В 1950-52 гг. насаждения были изменены по проекту архитекторов К.Я. Плуксне и дендролога А.Е. Капаклиса – проложены дорожки с бетонным покрытием, разбиты газоны (с группами деревьев и кустарников), розарий, устроена детская игровая площадка. Вдоль прежней «дорожки для верховой езды» была расположена в советское время «Аллея героев» – скульптурные портреты латышских революционеров, героев Великой Отечественной войны, партийных, государственных и военных деятелей. Вот, по-моему, за левым плечом приятеля Ватсона виднеется один из этих бюстов.

Теперь перейдем к зданию, которое виднеется за спинами наших героев. Оно еще не раз появится в нашей Шерлокиане.

Это вид внутреннего двора здания (буква С на схеме вверху)



Фрагмент того же внутреннего двора виден на этом кадре (буква А на схеме вверху):



А чуть правее предыдущего кадра была снята вот эта сценка (буква В на схеме вверху):



Так что же это за здание? Это наиболее значительная работа архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа – здание бывшего коммерческого училища Биржевого комитета (ныне Латвийская государственная академия художеств, бульвар Калпака, 13 (1902-05 гг.). Во времена съемок фильма это был бульвар Комунару.



Здание «одето» в роскошные готические формы, которые в данном случае потребовал заказчик. Является новаторским памятником архитектуры, который, будучи облеченным в форму исторического стиля неоготики (ответвления стиля эклектизм), тем не менее воплотил в себе пространственную структуру и планировку в духе только появившегося тогда стиля модерн (в Латвии этот стиль называется югендстиль).



Богато украшенное неоготическое здание является одной из последних рижских построек эклектического стиля. Наружные стены выложены из красного кирпича, крыша вначале была покрыта черным натуральным тюрингенским шифером, теперь – медными пластинами. Поэтажные вестибюли украшены колоннами, вытесанными из различных сортов песчаника, а колонны входного портика сделаны из известняка. Окна лестничных площадок и актового зала украшены витражами, выполненными рижской мастерской Э. Тоде. В свое время это было наиболее благоустроенное здание в Риге. В некоторых деталях постройки (планировка здания, лестничные перила, витражи) наблюдается влияние стиля модерн.



Оно же с другой стороны:



Меня немного удивила символика на здании, учитывая, что Рига тогда была немецко-латышской: два магендавида по бокам и ключи Св. Петра наверху. Какая-то несочетаемая символика.



Латвийская Академия художеств основана в 1919, начала работу в 1921. Ее организаторами были художники В. Пурвитис, Р. Зариньш, К. Рончевский, П. Феддерс, Я.-Р. Тилбергс. Структура академии была создана по образцу Петербургской Академии Художеств – с низшим (4 курса) и высшим отделениями. Окончившие низшее отделение получали право работать учителями рисования. В высшем отделении было 7 мастерских: фигурной живописи, пейзажа, декоративной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладной пластики, керамики.

Вот вид на Академию Художеств и соседнее здание Художественного музея начала 20 века:



Еще один вид на Академию Художеств есть на этом кадре из фильма (здание справа). Слева фрагмент здания Художественного музея со стороны ул. Валдемара.



Эта же дорожка в летнее время 2006 года, для сравнения:



Эта дорожка, по которой в фильме едет кэб, обозначена на схеме вверху желтой стрелкой с буквой D. Мне удалось найти довольно редкий вид этого места во времена Холмса – на старинной открытке рубежа 19-20 веков:



На этом старом фото тех же времен эту дорожку не видно за растительностью, только лишь ее начало возле входной лестницы, но шла она параллельно зданию Художественного музея и сворачивала на большую дорогу к виднеющемуся вдали Кафедральному собору (сейчас этой дороги уже нет, ее заменили криволинейные аллеи парковых насаждений):



Там, где сейчас стоит городской музей, некогда возвышалась песочная гора Кубе, получившая свое название от вождя народа ливов Каупо, для которого на горе в начале 13-го столетия было заложено имение. В 16 веке на горе стояли деревянные бараки и при них амбар для зерна. В голодные годы в эти бараки селились голодавшие крестьяне и получали вспомоществование из зернового амбара.

Мы уже говорили в нашей Шерлокиане о здании на ул. Яуниела, 22, которое перестраивал известный искусствовед и историк, архитектор Вильгельм Нейман. Среди его работ – общественные здания самого различного назначения, и вот еще одно из них - Городской художественный музей в Риге (ул. Валдемара, 10а, 1903-1905 гг.), в интерьерах которого есть детали в стиле модерн, а сам фасад решен в стиле необарокко. На этой старой открытке помимо самого музея запечатлен еще один интересный момент: укладка бордюрного камня вдоль уличного тротуара.



Когда здание было построено, в рижской прессе было немало возмущенных отзывов на тему того, что этот неуклюжий монстр уродует облик Риги и не вызывает ничего, кроме стыда. :-) Как видите, не всякую критику следует воспринимать – время само все расставит по своим местам.

Вид на музей и Академию Художеств со стороны Эспланады и улицы Бривибас (тогда еще Александровской).



Сам музей был основан в 1869 г. Коллекция насчитывает около 14 000 эскпонатов и отражает развитие живописи в Латвии до 1945 г. Представлены работы В. Пурвитиса, Я. Розенталя, Н. Рериха, и И. Айвазовского. Кроме того, проводятся художественные выставки латвийских и зарубежных авторов. Сайт музея: http://www.vmm.lv/lv/

Вот любопытный текст о музее из старой книги «Рига и Рижское взморье» Краткий путеводитель. Рига, Латгосиздат 1954:

Государственный музей латышского и русского искусства находится в монументальном здании по ул. Горького, 10а. С 1905 г. музей назывался Рижским городским художественным музеем, а в феврале 1919 г., по решению органов советской власти, он стал государственным музеем. В 1940 г. братскую помощь музею оказали музеи других республик Советского Союза, приславшие ценные экспонаты. В годы гитлеровской оккупации фашисты разграбили музей, похитили 534 картины, в т.ч. работы Репина, Сурикова, Серова, Пурвита, Валтера, Розенталя. После освобождения Риги началось восстановление музея, и уже 1 мая 1945 г. открылась первая выставка работ латышских художников. В настоящее время музей является ценным хранилищем латышских и русских произведений искусства. С 1948 г. в музее проводятся постоянные выставки русского дореволюционного и советского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи. За послевоенные годы музеем организовано 80 выставок работ классиков латышского реалистического искусства и советских мастеров. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 12 до 17 часов, по воскресеньям с 12 до 18 часов. Телефон – 39300. У здания музея находится небольшой памятник известному латышскому художнику Яну Розенталю (1866-1916 гг.), работы скульптора Б. Дзениса.

Памятник Янису Розенталю, величайшему латвийскому художнику, находится справа от нашей дорожки из фильма:



На постаменте памятника изображена его картина «Тейка» (Предание). Этюд этой картины мне довелось видеть в доме-музее Розенталя на его родине, в латвийском городе Салдус http://www.muzeji.lv/guide/pages_r/rozentalsaldusVMM.html
http://www.salduspilseta.lv/index.php?option=content&task=view&id=63&Itemid=81
К сожалению, ее репродукции в Интернете пока найти не удалось.

Кто читает на латышском – статья о Розентале тут: http://enc-baltija.lv/front/document_data.php?editid=245&search_enabled=T&search_tem=r&page_id=1&order_by=gr_name&Order=asc
На русском кратко здесь: http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00066/81900.htm

Входная лестница Художественного музея также изобразила уголок Лондона в фильме о Шерлоке Холмсе, и помогли ей в этом два бутафорских фонаря у входа:



Как вы видите, за прошедшие два десятилетия здание очистили от пыли веков и заново покрасили. Если мы поднимем взгляд повыше, то увидим очень интересный скульптурный фронтон, внесенный в список лучших рижских памятников:



Среди скульптур, окружающих греческую богиню Афину-Палладу, есть вот эта фигура бородатого мужчины, сжимающего в руке молот:



Таким образом увековечил себя автор этой скульптурной группы, известный рижский скульптор Август Фольц. Мастерская Фольца славилась на всю Прибалтику, большая часть скульптурного убранства рижских домов изготовлено им и его учениками, известны работы Фольца в Таллине. Но о нем я расскажу в другой раз, пока лишь краткие биографические сведения:

Фольц Август Франц Лебрехт (Volz August Franz Lebrecht, 7.03.1851, Магдебург, Германия – 1926, Рига) – скульптор. Род. в семье немецкого ремесленника. Навыки скульптора получил в Магдебургской скульптурной мастерской. Учился в Берлинской Академии Художеств. В Риге с 1875 г. Был преподавателем в школе Э. Юнг-Штилинга и в Рижской городской художественной школе (1906-14). В 1876 г. основал фирму для скульптурных работ и обработки камня, которая выполняла пластическую отделку фасадов зданий и интерьеров, изготовляла памятники и памятные таблички, станковую скульптуру, архитектурные малые формы (лестницы, колонны и др. строительные элементы). Заказы выполнялись как по образцам заказчиков, так и по эскизам Фольца. Мастерская была наиболее популярной среди рижских мастерских монументально-декоративного искусства на рубеже 19-20 вв. – то есть во времена Холмса. :-)

Тем, кто следит за выпусками Шерлокианы, сообщаю, что остался последний выпуск, посвященный рижским улицам Алдару и Смилшу.
Tags: Архитектура, Искусство, Кино, Рига, Холмс
Subscribe

  • Прогулка по Добеле, часть вторая

    Вторая часть прогулки по городу Добеле получилась разнообразнее и интереснее. После того, как определились с замком и музеем, можно было гулять не…

  • Прогулка по Добеле, часть первая

    О замке в городе Добеле рассказывала вчера, теперь о самом городе. В связи с тем, что фотоотчет получился слишком большим, решила разделить его на…

  • Замок в Добеле после реконструкции

    Делаю попытку вернуться в ЖЖ, хотелось бы, чтобы было как прежде. Остался ли здесь кто-нибудь? Хочу рассказать об одной новости по теме латвийских…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Прогулка по Добеле, часть вторая

    Вторая часть прогулки по городу Добеле получилась разнообразнее и интереснее. После того, как определились с замком и музеем, можно было гулять не…

  • Прогулка по Добеле, часть первая

    О замке в городе Добеле рассказывала вчера, теперь о самом городе. В связи с тем, что фотоотчет получился слишком большим, решила разделить его на…

  • Замок в Добеле после реконструкции

    Делаю попытку вернуться в ЖЖ, хотелось бы, чтобы было как прежде. Остался ли здесь кто-нибудь? Хочу рассказать об одной новости по теме латвийских…