?

Log in

No account? Create an account
Этот удивительный мир...
Шерлок Холмс в Риге: часть 5-я 
27-июн-2006 04:38 am
atos
Попался мне тест в тему :-)

Результат теста: "Как хорошо ты знаком с Конан Дойлом и его самыми известными произведениями?(10 вопросов)"
Думаю эти вопросы ты щелкал(а), как орешки. Ты действительно много знаешь о Конан Дойле и его герое Шерлоке Холмсе.
Пройти этот тест

Предыдущие части можно посмотреть тут:
Шерлок Холмс в Риге: часть 1-я
Шерлок Холмс в Риге: часть 2-я
Шерлок Холмс в Риге: часть 3-я
Шерлок Холмс в Риге: часть 4-я


Вот это большое, заросшее деревьями пространство именуется Эспланадой – это место, на котором развернулись основные события сегодняшней Шерлокианы.



Красная цифра 1 показывает примерное местоположение прогуливающихся там доктора Ватсона с приятелем по направлению, указанному желтой стрелкой.



Вот это место в фильме и в наши дни. К сожалению, не я снимала приведенный здесь кадр наших дней, но переснять не удалось – здесь разместились киоски очередной ярмарки и желтый тент для любителей пива.





В древности на этом месте существовали высокие песчаные дюны (в т.ч. холм Сенайс калнс), поднимавшиеся выше городских валов, поэтому по стратегическим соображениям в 18 в. они были срыты, а на их месте сооружена эспланада. Это была свободная от застройки зона шириной ок. 280 м вокруг Рижской крепости до Даугавы. Эспланада была образована в 1772 г. путем сноса всех зданий предместий Риги в пределах 1-й и 2-й оборонительных (крепостных) дистанций (до нынешних ул. Элизабетес и Тургенева).

В 1784 г. была срыта находившаяся на территории гора Кубес, которая по высоте равнялась крепостным валам. Зона использовалась для обучения войск. В границах 1-й дистанции было разрешено сажать деревья; 2-й дистанции создавать огороды. В 1817 г. на территории Эспланады был открыт Верманский сад. Эспланада утратила свое значение со сносом в 1857 г. валов и бастионов. Территория перешла во владение города, были образованы улицы, бульвары, парки, планировалась частичная застройка Эспланады. Для обучения войск и военных парадов была сохранена небольшая часть Эспланады между нынешними бульв. Калпака, ул. Валдемара, Бривибас и Элизабетес.

На этих фото видны воины латвийской армии 1930-х годов, проводящие свой парад на Эспланаде:





На Эспланаде проводились праздники песни, организовывались театральные постановки под открытым небом, выставки.
Вот виды павильонов на Эспланаде во время празднования 700-летнего юбилея города Риги в 1901 году:





14.01.1919 г. на эспланаде было произведено торжественное захоронение коммунаров, павших в борьбе за Советскую власть и площадь была переименована в парк Коммунаров, как он и назывался во время съемок фильма о Шерлоке Холмсе. Первые посадки деревьев и кустарников здесь были произведены в 1902 г. по проекту Г.Ф.Ф. Куфалдта. Сохранилась часть посаженной в начале 20 в. липовой аллеи – «дорожки для верховой езды».
Вот они видны на этом аэрофото 1920-х годов:



В 1950-52 гг. насаждения были изменены по проекту архитекторов К.Я. Плуксне и дендролога А.Е. Капаклиса – проложены дорожки с бетонным покрытием, разбиты газоны (с группами деревьев и кустарников), розарий, устроена детская игровая площадка. Вдоль прежней «дорожки для верховой езды» была расположена в советское время «Аллея героев» – скульптурные портреты латышских революционеров, героев Великой Отечественной войны, партийных, государственных и военных деятелей. Вот, по-моему, за левым плечом приятеля Ватсона виднеется один из этих бюстов.

Теперь перейдем к зданию, которое виднеется за спинами наших героев. Оно еще не раз появится в нашей Шерлокиане.

Это вид внутреннего двора здания (буква С на схеме вверху)



Фрагмент того же внутреннего двора виден на этом кадре (буква А на схеме вверху):



А чуть правее предыдущего кадра была снята вот эта сценка (буква В на схеме вверху):



Так что же это за здание? Это наиболее значительная работа архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа – здание бывшего коммерческого училища Биржевого комитета (ныне Латвийская государственная академия художеств, бульвар Калпака, 13 (1902-05 гг.). Во времена съемок фильма это был бульвар Комунару.



Здание «одето» в роскошные готические формы, которые в данном случае потребовал заказчик. Является новаторским памятником архитектуры, который, будучи облеченным в форму исторического стиля неоготики (ответвления стиля эклектизм), тем не менее воплотил в себе пространственную структуру и планировку в духе только появившегося тогда стиля модерн (в Латвии этот стиль называется югендстиль).



Богато украшенное неоготическое здание является одной из последних рижских построек эклектического стиля. Наружные стены выложены из красного кирпича, крыша вначале была покрыта черным натуральным тюрингенским шифером, теперь – медными пластинами. Поэтажные вестибюли украшены колоннами, вытесанными из различных сортов песчаника, а колонны входного портика сделаны из известняка. Окна лестничных площадок и актового зала украшены витражами, выполненными рижской мастерской Э. Тоде. В свое время это было наиболее благоустроенное здание в Риге. В некоторых деталях постройки (планировка здания, лестничные перила, витражи) наблюдается влияние стиля модерн.



Оно же с другой стороны:



Меня немного удивила символика на здании, учитывая, что Рига тогда была немецко-латышской: два магендавида по бокам и ключи Св. Петра наверху. Какая-то несочетаемая символика.



Латвийская Академия художеств основана в 1919, начала работу в 1921. Ее организаторами были художники В. Пурвитис, Р. Зариньш, К. Рончевский, П. Феддерс, Я.-Р. Тилбергс. Структура академии была создана по образцу Петербургской Академии Художеств – с низшим (4 курса) и высшим отделениями. Окончившие низшее отделение получали право работать учителями рисования. В высшем отделении было 7 мастерских: фигурной живописи, пейзажа, декоративной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладной пластики, керамики.

Вот вид на Академию Художеств и соседнее здание Художественного музея начала 20 века:



Еще один вид на Академию Художеств есть на этом кадре из фильма (здание справа). Слева фрагмент здания Художественного музея со стороны ул. Валдемара.



Эта же дорожка в летнее время 2006 года, для сравнения:



Эта дорожка, по которой в фильме едет кэб, обозначена на схеме вверху желтой стрелкой с буквой D. Мне удалось найти довольно редкий вид этого места во времена Холмса – на старинной открытке рубежа 19-20 веков:



На этом старом фото тех же времен эту дорожку не видно за растительностью, только лишь ее начало возле входной лестницы, но шла она параллельно зданию Художественного музея и сворачивала на большую дорогу к виднеющемуся вдали Кафедральному собору (сейчас этой дороги уже нет, ее заменили криволинейные аллеи парковых насаждений):



Там, где сейчас стоит городской музей, некогда возвышалась песочная гора Кубе, получившая свое название от вождя народа ливов Каупо, для которого на горе в начале 13-го столетия было заложено имение. В 16 веке на горе стояли деревянные бараки и при них амбар для зерна. В голодные годы в эти бараки селились голодавшие крестьяне и получали вспомоществование из зернового амбара.

Мы уже говорили в нашей Шерлокиане о здании на ул. Яуниела, 22, которое перестраивал известный искусствовед и историк, архитектор Вильгельм Нейман. Среди его работ – общественные здания самого различного назначения, и вот еще одно из них - Городской художественный музей в Риге (ул. Валдемара, 10а, 1903-1905 гг.), в интерьерах которого есть детали в стиле модерн, а сам фасад решен в стиле необарокко. На этой старой открытке помимо самого музея запечатлен еще один интересный момент: укладка бордюрного камня вдоль уличного тротуара.



Когда здание было построено, в рижской прессе было немало возмущенных отзывов на тему того, что этот неуклюжий монстр уродует облик Риги и не вызывает ничего, кроме стыда. :-) Как видите, не всякую критику следует воспринимать – время само все расставит по своим местам.

Вид на музей и Академию Художеств со стороны Эспланады и улицы Бривибас (тогда еще Александровской).



Сам музей был основан в 1869 г. Коллекция насчитывает около 14 000 эскпонатов и отражает развитие живописи в Латвии до 1945 г. Представлены работы В. Пурвитиса, Я. Розенталя, Н. Рериха, и И. Айвазовского. Кроме того, проводятся художественные выставки латвийских и зарубежных авторов. Сайт музея: http://www.vmm.lv/lv/

Вот любопытный текст о музее из старой книги «Рига и Рижское взморье» Краткий путеводитель. Рига, Латгосиздат 1954:

Государственный музей латышского и русского искусства находится в монументальном здании по ул. Горького, 10а. С 1905 г. музей назывался Рижским городским художественным музеем, а в феврале 1919 г., по решению органов советской власти, он стал государственным музеем. В 1940 г. братскую помощь музею оказали музеи других республик Советского Союза, приславшие ценные экспонаты. В годы гитлеровской оккупации фашисты разграбили музей, похитили 534 картины, в т.ч. работы Репина, Сурикова, Серова, Пурвита, Валтера, Розенталя. После освобождения Риги началось восстановление музея, и уже 1 мая 1945 г. открылась первая выставка работ латышских художников. В настоящее время музей является ценным хранилищем латышских и русских произведений искусства. С 1948 г. в музее проводятся постоянные выставки русского дореволюционного и советского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи. За послевоенные годы музеем организовано 80 выставок работ классиков латышского реалистического искусства и советских мастеров. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 12 до 17 часов, по воскресеньям с 12 до 18 часов. Телефон – 39300. У здания музея находится небольшой памятник известному латышскому художнику Яну Розенталю (1866-1916 гг.), работы скульптора Б. Дзениса.

Памятник Янису Розенталю, величайшему латвийскому художнику, находится справа от нашей дорожки из фильма:



На постаменте памятника изображена его картина «Тейка» (Предание). Этюд этой картины мне довелось видеть в доме-музее Розенталя на его родине, в латвийском городе Салдус http://www.muzeji.lv/guide/pages_r/rozentalsaldusVMM.html
http://www.salduspilseta.lv/index.php?option=content&task=view&id=63&Itemid=81
К сожалению, ее репродукции в Интернете пока найти не удалось.

Кто читает на латышском – статья о Розентале тут: http://enc-baltija.lv/front/document_data.php?editid=245&search_enabled=T&search_tem=r&page_id=1&order_by=gr_name&Order=asc
На русском кратко здесь: http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00066/81900.htm

Входная лестница Художественного музея также изобразила уголок Лондона в фильме о Шерлоке Холмсе, и помогли ей в этом два бутафорских фонаря у входа:



Как вы видите, за прошедшие два десятилетия здание очистили от пыли веков и заново покрасили. Если мы поднимем взгляд повыше, то увидим очень интересный скульптурный фронтон, внесенный в список лучших рижских памятников:



Среди скульптур, окружающих греческую богиню Афину-Палладу, есть вот эта фигура бородатого мужчины, сжимающего в руке молот:



Таким образом увековечил себя автор этой скульптурной группы, известный рижский скульптор Август Фольц. Мастерская Фольца славилась на всю Прибалтику, большая часть скульптурного убранства рижских домов изготовлено им и его учениками, известны работы Фольца в Таллине. Но о нем я расскажу в другой раз, пока лишь краткие биографические сведения:

Фольц Август Франц Лебрехт (Volz August Franz Lebrecht, 7.03.1851, Магдебург, Германия – 1926, Рига) – скульптор. Род. в семье немецкого ремесленника. Навыки скульптора получил в Магдебургской скульптурной мастерской. Учился в Берлинской Академии Художеств. В Риге с 1875 г. Был преподавателем в школе Э. Юнг-Штилинга и в Рижской городской художественной школе (1906-14). В 1876 г. основал фирму для скульптурных работ и обработки камня, которая выполняла пластическую отделку фасадов зданий и интерьеров, изготовляла памятники и памятные таблички, станковую скульптуру, архитектурные малые формы (лестницы, колонны и др. строительные элементы). Заказы выполнялись как по образцам заказчиков, так и по эскизам Фольца. Мастерская была наиболее популярной среди рижских мастерских монументально-декоративного искусства на рубеже 19-20 вв. – то есть во времена Холмса. :-)

Тем, кто следит за выпусками Шерлокианы, сообщаю, что остался последний выпуск, посвященный рижским улицам Алдару и Смилшу.
Comments 
27-июн-2006 02:36 am
Очень интересно!:-)
27-июн-2006 02:42 am
Спасибо! Теперь, когда я завершила уже давно обещанный людям выпуск Шерлокианы, смогу заняться нашими памятниками. :-) Думаю, к вечеру смогу составить список вопросов к Вам по поводу фотографий. ;-)
27-июн-2006 04:15 am

Как всегда, исчерпывающая и очень интересная информация по теме.

Результат теста: "Как хорошо ты знаком с Конан Дойлом и его самыми известными произведениями?(10 вопросов)"
Думаю эти вопросы ты щелкал(а), как орешки. Ты действительно много знаешь о Конан Дойле и его герое Шерлоке Холмсе.

Пройти этот тест
А на изрядную часть вопросов теста я отвечала, увы, интуитивно...
27-июн-2006 01:11 pm
Значит, правильная интуиция. ;-)
27-июн-2006 05:45 am
Спасибо за интересную статью!
Меня начало мучать любопытство - почему-таки на здании Академии Художеств красуются магендавиды? Может, кто-нибудь из комментирующих знает?
27-июн-2006 01:20 pm
Если бы это была просто шестилучевая звезда, было бы понятно. Но здесь иной случай.

Сделаю для памяти выкопировку информации с геральдического ресурса:

Сопровождающее колонну с двух сторон изображение шестилучевой звезды весьма распространено в родовой и территориальной геральдике Средней и Восточной Европы, откуда геральдические обычаи и пришли в Россию. О символическом значении, которое придают звездам в своем гербе коломенские краеведы, тоже сказано выше. Но изображение звезды в геральдике в частности, и в символике в целом, имеет много разных смысловых значений. Так или иначе, обычно оно связано с понятиями «высокое», «особенное», «вечное». Строгой и однозначной традиции толкования символики звезд, пригодной «на все случаи жизни», нет: позволим себе привести здесь только некую упрощенную трактовку. Можно сказать, что шестилучевая звезда часто используется в восточноевропейской и российской геральдике как символ гражданской славы, благородных и возвышенных устремлений, упорства в достижении цели, символ надежды. В гербах некоторых городов такая звезда помещена в знак их нового основания или в напоминание о каком-либо знаменательном событии. В то же время в романских странах и Британии для обозначения тех же свойств и отличий более распространена звезда о пяти лучах. А при переезде из Шотландии, скажем, в Нидерланды род мог даже изменить в своем гербе количество лучей у звезды в согласии с традициями нового отечества.

Гораздо реже в геральдике и символике употребляются звезды других типов, и они обычно имеют более узкое значение. Звезда о трех лучах используется некоторыми масонскими ложами. Звезда о четырех лучах обычно считается путеводной. Звезда о пяти лучах («Марсова») часто символизирует вооруженные силы и воинскую славу. Звезда о семи лучах считается «восточной»: она часто употребляется в гербах дворянских родов, имеющих восточное происхождение (до последнего времени она присутствовала в гербе Грузии). Восьмилучевая звезда - орденская, символ высокой награды (в христианстве она также обозначает Вифлеемскую звезду). И так далее.

Много шестилучевых звезд присутствует в гербах польских родов, откуда Россия непосредственно восприняла основные обычаи, традиции и даже штампы и стереотипы герботворчества. Поэтому при наличии в описании старого герба российского владельца слова «звезда», если количество лучей не оговаривалось особо, однозначно и по умолчанию предполагалось изображение звезды о шести лучах.

В свете всего сказанного довольно странно выглядит некоторая настороженность коломенцев по отношению к своим гербовым звездам, имевшая место при восстановлении исторического герба: кое-кто посчитал, что такие звезды некоторым образом связаны с иудейской символикой («звезда Давида» и т.п.). Это сходство в количестве концов у звезды задело отдельные умы настолько, что они даже стали отрицать саму возможность возрождения старого городского герба в его полном виде. Подозрительность объясняется элементарным неведением: иудейская «звезда Давида», в отличие от обсуждаемой, сквозная (а не сплошная) и составлена-сплетена из двух треугольников, т.е. строго говоря, даже не имеет лучей: только углы. Шестилучевая звезда и «звезда Давида» – две абсолютно разные геральдические фигуры.
http://sovet.geraldika.ru/article.php?coatid=10812
27-июн-2006 08:33 am
Благодарствую. :) Пока успел только пробежать глазами, почитать смогу позже, но и так уже ясно, что исследование как всегда обстоятельно и всесторонне. :)
27-июн-2006 01:07 pm
Спасибо. Почему-то я так и подумала, что для ru_sherlockiana Вы выберете именно то изображение. :-)
27-июн-2006 11:49 am
Спасибо! Прочел на одном дыхании. Может получится замечательная книжка. Тоненькакя, но с картинками. :) Попробуйте издать!
27-июн-2006 01:10 pm
Спасибо и Вам. На тему издания - такие мысли нас тоже посещают. :-) У меня к Вам вопрос: а что еще в Риге Вы фотографировали в 1989 году?
27-июн-2006 12:51 pm
Действительно, из-за плеча Холмса бюст коммунара виден!
Жаль, что не понять кого.
По-моему, там стоял какой-то не особо известный, не могу вспомнить фамилию.

Ступеньки музея засветились и в фильме "Идеальный муж". Виделось в них московским кинематографистам нечто британское...

27-июн-2006 01:14 pm
Прошу прощения, но это не Холмс. Это эпизод, когда Ватсон беседует со своим приятелем, пытаясь разгадать странное поведение своего нового соседа по квартире.

Кстати, по-моему, из всех бюстов в Риге ныне уцелел только бюст Мстислава Келдыша...
27-июн-2006 01:49 pm
В очередной раз спасибо! Здорово получается ракурсы у вас точные находить- почти кадр в кадрс с фотографиями из фильма.
27-июн-2006 02:28 pm
Спасибо! :-) Меня так в свое время попросил фотографировать pinguin_piter, невольный вдохновитель этого проекта. :-))
К сожалению, не все кадры получились точь-в-точь - то машины мешали, то погода, то еще что-нибудь, да и оптика в моем фотоаппарате это все-таки не длиннофокусный объектив кинокамеры, расположенный к тому же на высоте выше человеческого роста...
27-июн-2006 04:14 pm
Результат теста: "Как хорошо ты знаком с Конан Дойлом и его самыми известными произведениями?(10 вопросов)"
Думаю эти вопросы ты щелкал(а), как орешки. Ты действительно много знаешь о Конан Дойле и его герое Шерлоке Холмсе.

Пройти этот тест

- Честно говоря - ответы на часть вопросов просто приходилось угадывать. Все-таки я не эксперт в Шерлоке и Артуре... (Или по Шерлоку и Артуру)? :-)
27-июн-2006 06:32 pm
Про его (Конан Дойля) любовь к спиритизму знали? :-)
27-июн-2006 04:24 pm
Рената, Вы, как всегда - удивительный молодец!
Из рассказов о местах съемок фильма о Шерлоке Холмсе Вы сделали замечательную повесть об истории Риги... Издавать не планируете?
И еще - в иерусалиме, например есть экскурсии - "Булгаковский Иерусалим". Выходцы из России посещают их с огромным интересом. (Ваша покорная слуга - из их числа). Не буду упоминать о толпах американцев, путешествующих по Европе в программе туров "По местам боевой славы профессора Лангдона" :-).
А в Риге нет случайно экскурсии - "Рижская Шерлокиана" или что-то в этом роде? Приезжим из России было бы интересно. А?
27-июн-2006 06:35 pm
У нас, по-моему, никому ни до чего дела нет. :-( Даже с визовым режимом были разные заморочки (не знаю, правда, как в последнее время).
27-июн-2006 04:27 pm
Да, забыла сказать, что вот это:



Мой второй самый любимый кадр из фильмов про Холмса. Обожаю, как они идут, синхронно выбрасывая вперед свои трости... :-)

А САМЫЙ любимый кадр - тоже их первого фильма - завтрак доктора Ватсона. Под знаменитую шерлокианскую музыку. ВЕЛИКОЛЕПНО!!!
27-июн-2006 06:37 pm
Спасибо за теплый отзыв о моих скромных трудах выше. :-)

А завтрак - это тот, где Ватсон все никак не поймает горошину на тарелке? :-)
27-июн-2006 05:30 pm
Очень интересно!
27-июн-2006 09:55 pm
Рената, спасибо, наслаждение читать!!
28-июн-2006 01:41 am
И Вам спасибо за внимание!
29-июн-2006 01:27 am
Большое спасибо за замечательные рассказы! После них особенно сильно хочется побывать в вашем городе :-) Представляю, сколько времени нужно потратить, чтобы собрать столько информации.

Залез-таки в юбилей на телебашню. Очень понравилось. Сейчас пробую собирать панораму.
29-июн-2006 01:48 am
Спасибо! :-)
Приезжайте - на Прибалтику стоит посмотреть.
Времени, конечно, много ушло, но все-таки не столь много, как это могло бы показаться, благодаря тому, что у меня многая информация была систематизирована за последние годы.

Панораму - очень ждем!!
5-июл-2006 11:21 am
a parad nachala 30yh godov ili popozze? Kak-to dlia svastiki vse taki ranovato?
5-июл-2006 12:38 pm
Ээээ, насколько я знаю, это не фашистская свастика, парад-то был латвийских частей. Но как молодое государство, Латвия тоже пыталась найти свои истоки в глуби веков и написать великую историю. Истоки находили в народных традициях, в т.ч. узорах (вышивки и т.д.). И вот такие "знаки огня" (?) можно найти в этнографическом материале Латвии пачками. Если посмотрите на полковые знаки 30-х годов, кстати, очень интересные, то сможете увидеть еще несколько примеров использования этого знака (покопайтесь еще в символике индо-ариев, там этого добра, в разные стороны повернутого, пруд пруди ;) ). А на снимке как раз виден флаг полка, только не спрашивайте какого, уже не помню.
Полковые знаки представлены в Музее г.Риги и мореходства.

Кстати, очень интересно посмотреть на проявления национального романтизма в других странах Европы первой трети 20-го века, например, Чехии.
Чесслово, я прям умилилась...
5-июл-2006 12:44 pm
Рената, БЛЕСК!
С удовольствием прочла Вашу серию о Холмсе. Мало того, что он - один из моих любимых литературных героев, так еще и от истории с архитектурой я просто балдею, а про Ригу люблю читать и рассказывать своим друзьям и гостям города, а еще люблю фотографии.
Вобщем, 100% сатисфэкшн :D

Пойду Вас читать дальше.
И думаю, не разочаруюсь.
5-июл-2006 01:14 pm
Спасибо, очень приятно. :-) Если будут какие-то вопросы - спрашивайте, с удовольствием отвечу, если смогу. :-)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded май 21 2018, 9:12 am GMT.