Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Первый в Латвии памятник архитектору и его наследие

До нашего белорусского вояжа я не успела рассказать об одном месте, посещенном нами в Латвии еще 18 июля этого года. Последнее время много разговоров о памятнике Пушкину в Риге, а меня вот волнуют памятники не поэтам, коих в мире и так достаточно, а архитекторам!

Знакомьтесь - судя по всему, это единственный пока на всю страну памятник представителю сей достойной профессии. Причем находится он отнюдь не в столице, а в полусотне километров от нее. И поставлен он остзейскому немцу, одному из самых ярких архитекторов рубежа 19-20 веков, оставившему после себя богатое наследие, которым Латвия вправе гордиться. О нем и его работах и хочу немного рассказать в данном посте.




Звали его Бокслаф (Bockslaff) Вильгельм Людвиг Николай (1858 – 1945), правда почему-то на памятнике про Николая упомянуть забыли. :-)



На фото вверху поста памятник сфотографирован со спины, как бы шагающим по направлению к своему творению - господскому дому имения Лембург (ныне Малпилс). О самом имении я планирую подробнее рассказать в отдельном посте, а сегодня коснемся немного жизни и деятельности Бокслафа. Это фото сделано с информационного стенда возле имения:



Кратко об архитекторе:
Бокслаф (Bockslaff) Вильгельм Людвиг Николай (1858 – 1945)
Прибалтийско-немецкий архитектор. Учился в рижском политехникуме (1878 – 85). Изучал историю строительства церкви Петра и других памятников средневековой архитектуры. Проектировал здания в формах эклектизма, "модерна" и функционализма. Наиболее значительные работы:
· клуб английских моряков по улице Пилс, 11 (1901)
· здание академии художеств
· жилое здание Большой Гильдии по улице Амату, 4 (1903)
· церковь Креста (вместе с Фризендорфом)
· водонапорная башня по улице Алисес, 10а (1910) и другие здания в Риге.

Относительно широкое применение в Юрмале получили распространенные в Германии семейные дома с яркими признаками национального романтизма (в стиле «родины» - heimat), в которых используются мотивы народного зодчества. Целый ряд интересных строений этого стиля создал балтийско-немецкий архитектор В. Бокслаф

http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/B/b_102.htm



Можете сравнить оригинальное фото с портретом на памятнике:



На латышском языке о Бокслафе можно прочесть тут:
http://www.jugendstils.riga.lv/lv/jugendstils_riga/arhitektura/arhitekti/vilhelms_bokslafs

А на русском нашлась вот такая подробная информация:

12 октября исполнилось 150 лет со дня рождения рижского архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, построившего в латвийской столице более 30 зданий. Почти все они стали украшением города. При его участии реставрировались многие значимые для города объекты, например, такие, как церковь Св. Петра, Домский собор. 10 октября в помещении Рижской думы состоялась конференция, посвященная юбилею этого замечательного зодчего. Давайте и мы отдадим дань памяти Вильгельму Бокслафу и прогуляемся по улицам, чтобы взглянуть на его дома, которые чудо как хороши. Их пощадило время, их фасады берегли рижане, независимо от политических режимов. А может быть, они сохранились хорошо еще и потому, что изначально были сделаны добротно.



Прогулку начнем в Старом городе, от ул. Лиела Пилс (Большая Замковая). Именно здесь, в доме № 9, старинном, в стиле классицизма, построенном другим знаменитым рижским мастером Кристофом Хаберландом в 1780-м, жил архитектор до 1939 года. Из окон Бокслаф мог смотреть на свою работу — дом № 11 по той же улице. Это Английский клуб, возведенный здесь в 1901 году для английских купцов и моряков как место неофициальных встреч для отдыха у камина, за бильярдным столом. Гармоничная архитектура напоминает об эпохе Ренессанса, а небольшой балкон над главным входом — о шекспировской пьесе "Ромео и Джульетта". Некоторые рижане так и называют это здание — "Дом Джульетты". Хотя в нем располагается официальное учреждение — датское посольство. В советские времена там находилось Министерство иностранных дел.

С ул. Лиела Пилс через Домскую площадь отправимся на Яуниела, одну из старейших в городе. Туристы с постсоветского пространства всегда хотят побывать здесь, ведь она в разное время была то киноулицей Бейкер-стрит из "Приключений Шерлока Холмса", то Цветочной из "17 мгновений весны". Самый впечатляющий дом под номером 25/29 построен по проекту Вильгельма Бокслафа в 1903 году. Главный вход в него акцентирован массивными колоннами со спиралевидными каннелюрами. Каннелюры — это углубления в стволе колонны. Над колоннами — скульптурный декор в виде стилизованных листьев аканта. Это растение с красивыми резными листьями, распространенное на Средиземноморье, очень полюбившееся скульпторам еще с античных времен. Между колоннами над дугообразным проемом главного входа нависает огромная женская маска с загадочным выражением лица. У дома много эркеров, это выступы на фасаде, не достигающие первого этажа. Многие окна в здании прямоугольной формы, вытянутые по вертикали, а некоторые в своей верхней части имеют дугообразную форму. Цокольный этаж оштукатурен грубо, под гранит. Большие витринные окна первого этажа ограждены до линии подоконника красивой чугунной решеткой. Это все приметы разных направлений стиля модерн, называемого в Риге югендстилем. Здание огромно. Но этого не замечаешь сразу, потому что архитектору удалось решить трудную задачу — сделать его объем зрительно меньше.



Ну а гости с постсоветского пространства рассматривают этот объект как дом, из окна которого падал профессор Плейшнер. И непременно фотографируются на его фоне. Впрочем, снимки на память здесь с удовольствием делают и туристы из "старой" Европы. Вот она, волшебная сила искусства. Ведь здание действительно впечатляет. В 90-х годах прошлого века и в начале этого оно довольно долго пустовало и постепенно деградировало. В последние годы его начали активно ремонтировать. Фасад почти обновлен. Здесь будет гостиница.

С Яуниела по коротенькой и узкой ул. Краму выйдем на главную улицу Старого города — Калькю. Но по Краму советую идти внимательно. Тротуары рассчитаны на одного пешехода, проезжая часть — на один автомобиль. Тем не менее машины идут здесь непрерывным потоком. Туристы прижимаются к стенам домов, особенно когда по улице лихо проносятся байкеры. На ул. Калькю, двигаясь по направлению к памятнику Свободы до ул. Скарню, вы увидите угловой дом под номером 6. Его невозможно не заметить. Высокая башенка дома украшена скульптурами. Они исполнены Августом Фольцем, выходцем из Магдебурга. Бокслаф дружил с Фольцем, и многие дома Бокслафа построены в содружестве с этим талантливым скульптором. Например, роскошный дом по ул. Амату, 4, что поблизости от ул. Калькю. Можно пройти от углового дома влево на ул. Шкюню. Здесь на пересечении коротенькой ул. Лайпу и ул. Шкюню увидите еще одну работу Вильгельма Бокслафа — угловой дом, напоминающий старинный замок. Специалисты отмечают его как пример виртуозной работы с архитектурными объемами. Фасад, выходящий на ул. Шкюню, всего 4 м, а дом кажется огромным. На самом деле его общая площадь всего 100 кв. м. В советские времена из-за малой площади он не был национализирован.



Пройдите еще чуть-чуть — и окажетесь на романтичной ул. Амату. В окружении домов Большой и Малой гильдий в глубине небольшой площадки перед входом в концертный зал "Большая гильдия" открывается своим главным фасадом этот великолепный дом. Его официальный адрес: ул. Амату, 4. Строился он под конторы Большой гильдии и для квартир с магазинами на первом этаже. Сейчас в нем располагаются строительное управление, архив. Этот дом, 1904 года рождения, авторитеты в архитектуре считают шедевром Бокслафа. Ему удалось сделать эту постройку доминантой ансамбля, образованного зданиями Малой и Большой гильдий. Многообразные по форме оконные проемы, легкий декор на фасаде, угловой эркер с высокой изящной башенкой и фигурка юного подмастерья, согнувшегося над книжкой и почесывающего затылок — все вместе придает зданию легкий и жизнерадостный вид. Как правило, лица людей впервые рассматривающих эту постройку, светлеют. Вот такие положительные импульсы уже более ста лет посылает нам этот дом.

А если вы выйдете на ул. Смилшу (поблизости от ул. Мейстару), то обратите внимание на дом номер 6. Это великолепное здание, построенное Бокслафом в 1906 году. Сегодня здесь разместился банк. По ул. Смилшу направляйтесь через любимую многими Бастионку к Эспланаде. Там на углу ул. Кр.Валдемара и бульв. Калпака на территории Эспланады вы увидите неоготическую постройку из красного кирпича — здание Академии художеств. Строилось оно как коммерческое училище биржевого комитета. Строилось быстро — с 1903 по 1905 год. В нем есть и элементы эклектики, и элементы югендстиля. Это одно из знаковых зданий города. Оно непременно присутствует в открыточном наборе о Риге. Вы обязательно заметите его в любом художественном альбоме о Риге. Но лучше всего увидеть это здание своими глазами, оценить занимательные фасады со всех сторон, зайти внутрь. И увидеть роскошный холл, в огромных оконных проемах лестничного пролета — прекрасные витражи в эстетике югендстиля. И может быть, еще раз убедитесь, в каком красивом городе мы живем.



Вильгельм Бокслаф происходил из старинного рижского рода. Его родители считались известными людьми в городе. Отец — старейшина Большой гильдии, мать — дочь рижского бургомистра Тимма. Ее сестра, Эмилия Тимм, была женой знаменитого русского художника Карла Брюллова; брат, художник и книжный иллюстратор Иоганн Вильгельм Тимм, тоже оставил свой след в истории. В 1885 г. Вильгельм Бокслаф закончил Рижский политехнический институт. Через 7 лет стал помощником профессора института, декана архитектурного факультета Иоганна Коха. В 1892 г. открыл собственное архитектурное бюро. Он работал много и талантливо. На годы до Первой мировой войны пришелся самый плодотворный период его деятельности. По проектам Бокслафа строили доходные дома и фабричные здания в разных исторических стилях. Его творческая активность совпала со временем бурного строительства в Риге. Рижане тогда успешно зарабатывали транзитной торговлей. Строили много — дома для сдачи квартир внаем и общественные здания. Современный облик рижского центра и нынешней Старой Риги сформировался именно тогда — на рубеже ХIX—XX веков, в последние десятилетия царской власти.

В годы Первой независимости Латвии по проекту Бокслафа было построено только производственное здание фабрики Квадрат. В 1939 г. архитектору и его семье пришлось покинуть Ригу как и большинству рижан немецкого происхождения. Это произошло после заключения пакта Молотова—Риббентропа. Со своим большим семейством он переселился в Познань.



Одна из внучек Бокслафа на конференции поделилась воспоминаниями об этом периоде его жизни. Рассказала, что в последний год войны архитектор жил в погребе со своими дочерьми и там, в возрасте 87 лет, умер. Они вынуждены были похоронить его в этом же погребе. Спустя какое-то время останки были перенесены на кладбище в Познани. Перевезти прах Бокслафа в мемориальный склеп семьи в Риге после войны не представлялось возможным. В этой связи вспоминаются строчки Оскара Уайльда: "Каждый человек рождается королем, но большинство людей умирают в изгнании".



Покидая родной город в 1939 г., Вильгельм Бокслаф подарил университету обширную коллекцию бабочек и коллекцию стеклянных фотонегативов. Ригу, которая стала краше благодаря и его таланту, архитектор больше не увидел.

http://pribalt.info/abc.php?month=10&news=154

Примечание относительно подбора иллюстраций к этому посту: здесь представлены только те виды и чертежи, что были сфотографированы в Малпилсе, поэтому они не всегда совпадают с объектами, указанными в ссылках и вообще отражают лишь малую долю творений архитектора.



В книге о Яунмокском замке, одном из известнейших творений архитектора (Jaunmokas pils. Dzimtas Cilvēki 2007) упоминается также следующие подробности из биографии:
В 1878 г. будущий архитектор начал учиться в Рижском Политехническом институте на архитектора. В 1885 г. он вместе с Николаем Хугенбергом и Константином Пекшеном становится полноправным архитектором. Его дипломной работой была отдельно стоящая на площади одного провинциального города Евангелически-лютеранская церковь. Работа была заявкой, выражающей желание работать над большими сакральными объектами. Сохранилась также еще одна его курсовая работа - Охотничий замок. Это безупречно композиционно продуманное здание с художественным силуэтом и выразительными деталями.



После окончания учебы последовала поездка за рубеж, потом работа ассистентом у профессора архитектурного отделения Иоханна Коха. С 1886 по 1892 год он работает также в архитектурном бюро И. Коха, вместе с ним проектирует церковь Лютера в Пардаугаве (1888), церковь св. Альберта на улице Лиепаяс (1901), банковское здание на улице Валдемара 1в (1887). В дальнейшем молодой архитектор работает самостоятельно. В 1939 г. он вместе со своей семьей репатриировался в Германию. Архитектор умер 9 марта 1945 г. в Позене (Познань), в нынешней Польше.




Наверное, не случайно, что список латвийских зодчих, увековеченных в камне и бронзе, довелось открыть Вильгельму Бокслафу - прибалтийскому немцу, родившемуся в Риге и украсившему свой родной город множеством красивейших зданий.

Памятник, который стал подарком к 150-летию Вильгельма Бокслафа, открыли в 50 километрах от Риги - в Малпилсской усадьбе, также построенной по проекту знаменитого рижанина. Здесь же пышно отметили и день рождения мастера - в присутствии нескольких сотен гостей, приглашенных на праздник владельцем фирмы Vestbalt Алдисом Плаудисом и его дочерью Лигой.



Малпилсскую усадьбу нельзя назвать самой известной работой Вильгельма Бокслафа, на творческом счету которого такие рижские жемчужины, как здание академии художеств на бульваре Калпака, клуб английских моряков на ул. Пилс, водонапорная башня на улице Алисес, банк на улице Смилшу, 6, велосипедная фабрика Лейтнера на ул. Бривибас, 139, жилые дома на ул. Калькю, 6, и Яуниела, 25/29, и еще десятки других работ.



Но именно в Малпилсе появился памятник Бокслафу - совершенно не пафосный, без высокого постамента. Архитектор с рулоном чертежей под мышкой стремительно шагает от здания усадебной оранжереи к Господскому дому. Таким его увидел скульптор Глеб Пантелеев. Таким деловым, энергичным и увлеченным архитектурным делом Вильгельм Бокслаф вернулся к нам - в свой 150-й день рождения. Вместе с Малпилсской усадьбой.



В рамках чествования Вильгельма Бокслафа в Большом зале рижской Ратуши прошла научная конференция. А на здании по ул. Пилс, 9, рижский мэр Янис Биркс и внук архитектора Клаус Бокслаф (на снимке) открыли мемориальную доску, установленную на средства родственников.



По словам изучавшего дедовское наследие Клауса Бокслафа, семья проживала в этом доме на Замковой улице, построенном выдающимся зодчим эпохи классицизма Кристофом Хаберландом, с 1900 до репатриации 1939 года. В семье Бокслафов и сейчас сохраняется творческий дух. В Германии хорошо известен внук Бокслафа, архитектор Томас фон Циммерман. Многие потомки рижского зодчего достигли успехов в бизнесе, банковской сфере и театральном искусстве.

http://www.chas-daily.com/win/2008/10/15/g_019.html?r=33



Кратко о реставрации имения в Малпилсе:
Предприниматель Алдис Плаудис завершил реконструкцию господского дома Малпилсского поместья, принадлежащего его семье.



Это здание было построено в конце XVIII века. В 1905 году усадьба сгорела и в 1907-1911 гг. ее восстановили в неоклассическом стиле. Нынешняя реконструкция началась в мае 2007 года. Была произведена замена поврежденных строительных конструкций, в том числе крыши, перекрытий, окон, лестниц, а также обновлен интерьер здания.



Работы проводились согласно проекту архитектора В.Бокслафа, по которому сгоревшее поместье возвращали к жизни в начале прошлого века. Общий размер инвестиций составил 3 млн. латов. Теперь на четырех этажах Малпилсской усадьбы разместилась гостиница на 24 номера, а также ресторан, банкетный зал и залы для семинаров.



Руководила всеми работами компания по недвижимости Vestabalt, председателем правления которой является Лига Плауде — одна из владелиц усадьбы.

http://www.bb.lv/index.php?p=1amp;i=2670amp;s=1amp;a=101069&i=4123&s=1&a=151162&cm=9&cy=2008



Стены Звездного Зала украсили оригинальные проектные чертежи
В зале имения устроена выставка с оригинальными чертежами и рисунками архитектора, которые до этого хранились в архивах архитектурного факультета Рижского Технического университета. Среди работ имеются имение в Малпилсе, Академия художеств, евангелически-лютеранская церковь св. Мартина и многие другие объекты.

http://www.building.lv/readnews.php?news_id=100616

Кроме работ и портрета архитектора в экспозиции представлен также садовник имения:



К сожалению, освещение в зале было неважное и часть работ закрыта проекционным экраном, поэтому заранее извиняюсь за не лучшее качество фотографий в посте...



Чертежам Биржевого училища, ныне Академии художеств в Риге посвящен отдельный зал в Малпилсе.



В городском музее видел манускрипт от 12 октября 1921 года об открытии Академии художеств. Указано даже время — 13 часов 30 минут. Одной из первых стоит подпись ректора, выпускника Петербургской академии художеств Вилхельма Пурвитиса. Однако само здание на бульваре Кр. Валдемара строили вовсе не для обучения живописи. Поднялось оно в 1904–м по решению рижского Биржевого комитета — в нем открылось немецкое биржевое училище.

Архитектором пригласили Вилхелма Бокслафа. На его счету десятки интересных сооружений в Риге и на взморье, однако это, по мнению историка архитектуры Яниса Крастиньша, "самая значительная работа".

От экскурсоводов доводилось слышать, что здание всего лишь "псевдоготика", пример стилизации. Оно действительно "одето" в роскошные готические формы, но, по мнению того же Крастиньша, отличается новаторским подходом. Прежде всего в решении объема. "…И даже столь утилитарные элементы, как воздухозаборы системы вентиляции, осмыслены на языке художественных форм", — пишет историк архитектуры. Отдельные элементы — перила лестниц, витражи, резьба по дереву — выполнены в стиле модерн. Витражи создавались в рижской мастерской Тодде. Сохранилась и настенная фресковая живопись начала ХХ века, роспись потолков в югендстиле. Ректор академии Алексей Наумов рассказывал мне, что в 1950–е во время ремонта роспись замазали мелом, однако через 20 лет, во время нового ремонта, вернули из небытия.



Строительство здания продолжалось два года. В отличие от участка Эспланады, где высится Кафедральный собор и под которым в древности протекала река, здесь неожиданностей с грунтом не было. Фундамент делали обычный — на 2,5–метровой глубине. На втором этаже училища возвели, как это тогда было принято, квартиры для преподавателей. И сегодня многие преподаватели не отказались бы от таких — семикомнатных.

Училищу не суждена была долгая жизнь — во время Первой мировой в помещениях открыли лазарет для раненых. А в 1921–м провозгласили акт, о котором мы уже говорили. Уже почти 90 лет в этих стенах ваяют и рисуют. И как бы ни плакался кое–кто об "оккупациях", Академию художеств никогда не трогали — ни при немцах, ни при Советах…

Здание академии — самое интересное в районе бульваров. Почему? Да потому что нет ни одного туриста, который, проходя мимо, не поинтересовался бы: "А что это?" Мимо других "знаковых памятников" проходят, даже не подняв головы.
Рижский шедевр, созданный Бокслафом, увековечен не только на старинных открытках. В культовом советском детективе про Шерлока Холмса и доктора Ватсона в нем располагался английский замок с парком. Кстати, в самой академии можно увидеть посмертную маску Бокслафа — дань памяти видному рижанину.

http://www.ves.lv/article/58857



Далее предлагаю вашему вниманию небольшой дайджест по наиболее часто встречающимся в Интернете ссылкам, рассказывающим о значении вклада архитектора в местную архитектуру, а также по отдельным его творениям. Надо заметить, что далеко не каждый архитектор того времени так многообразно представлен в Интернете, что также говорит о его большом вкладе в культуру.



С докладом о вкладе Бокслафа в развитие градостроительства в латвийской столице выступит профессор Янис Крастиньш, о проектах зодчего в Старой Риге расскажет Андрейс Холцманис, а архитектор Эйженс Упманис ознакомит участников конференции с историей создания одного из объектов архитектурного наследия Бокслафа — семейной усыпальницы на Большом кладбище.

В честь юбилея архитектора издан информативный буклет о его творчестве и жизни. Презентация буклета состоится во время конференции, а затем его можно будет приобрести в Рижском центре югендстиля на ул. Пилс,18.



Архитектурное наследие знаменитого зодчего в Риге насчитывает около 30 жилых и общественных зданий, а также несколько заводских построек, и каждое из них обладает уникальными, присущими только творческому почерку Бокслафа чертами. Наиболее известными творениями архитектора являются Коммерческая школа (ныне Латвийская художественная академия на бульв. Калпака, 13), бывшее канторское и жилое здание Большой гильдии на ул. Амату 4, водонапорные башни в Агенскалнсе и Чиекуркалнсе и церковь Св. Креста на ул. Ропажу.

http://www.baltic-course.com/rus/novosti_baltiiskogo_regiona/?doc=1731



Как видите, архитектор известен и за пределами Латвии:
10 октября 2003 года в Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка "Архитектура 1900-х: Стокгольм, Хельсинки, Таллинн, Рига, Санкт-Петербург", организованная Государственным музеем истории Санкт-Петербурга совместно с Музеем эстонской архитектуры, Шведским музеем архитектуры, Латвийским музеем архитектуры и Музеем финской архитектуры. Проекты, чертежи, фотографии, макеты архитектурных сооружений, живописные и графические произведения, представленные в экспозиции, расскажут об архитектурном развитии пяти столичных городов балтийского региона на рубеже ХIХ и ХХ столетий.



Латвия, Рига. В конце ХIХ - начале ХХ века в многонациональной Риге работали немецкие, российские и латвийские зодчие. Это обусловило развитие различных архитектурных направлений. Одно из них представляют эклектичные постройки балтийско-немецких архитекторов В.Ньюманна и В.Бокслафа. Это самые большие общественные здания Риги - Городской музей искусства и Рижская школа коммерции.

http://www.museum.ru/N14816



И вообще он часть европейского культурного наследия:
09.04.2009 Монеты проекта "Национальное наследие Европы"
Проект Монеты национального наследия был начат в Бельгии, и в данный момент в нем участвуют уже 25 стран. Цель проекта - популяризация объектов культурного и исторического наследия в этих странах, значительных событий и выдающихся людей путем издания посвященных им монет. Монету, которая представляет собой замечательный памятный сувенир, можно приобрести только в том месте, которое отображено на монете, а информация и изображение с монеты заносятся в международную коллекцию Монет национального наследия, знакомя таким образом с отображенным на монете событием или местом и поощряя желание осмотреть это место.

В рамках проекта по всему миру были выпущены уже 483 монеты, семь из которых посвящены Латвии - замок в Малпилсе, Вильгельм Людвиг Николай Бокслаф, Елгава, Рижский ретро-трамвай, дворец в Елгаве, замок в Цесисе и Сигулда.

http://serenity.com.ua/ru/new.aspx?i=316



А теперь ссылки по отдельным творениям Бокслафа. К сожалению, именно чертежей этих объектов в Малпилсе почти не представлено, поэтому приведенные иллюстрации со ссылками большей частью совпадать не будут. Но если щелкнуть по некоторым ссылкам, можно увидеть фотографии этих сооружений.



ПАМЯТНИКИ В РИГЕ

Водонапорная башня на улице Гауяс, 21; архитектор Вильгельм Бокслаф 1912
По ссылке есть ее фото
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%B5%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BD%D1%81

Водяная башня в Агенскалнсе (Agenskalna udens tornis)
Находится на против ул. Kristapa на углу ул. Alises. Архитектор Вильгельм Людвиг Николай Вокслаф, 1910. В конце 19 века «отцы» города Риги решили реконструировать водяную систему столицы, потому как в городе многие годы царила эпидемия холеры. Тогда в Риге и были постоены водяные башни. Одна из них водяная башня в Агенскалнсе. Башня украшена стилизованным гербом Риги. В постройке четко выражен декоративный югендстиль.

Церковь М. Лютера (Торнякална) ул. Tornakalna 3/5.
В 1888 г. заложен фундамент храма. В 1891 г. церковь торжественно была открыта, первой получившая название в Латвии, в честь М.Лютера. Она построена по проекту профессора Рижского политехнического института Йохана Коха. Церковь – традиционное неоготическое строение с остроконечной башней в западном конце, выраженная планировка латинского креста. Интерьер храма создал В. Бокслаф, выдающийся знаток в отношении использования готического стиля. В 1893 г. фирма «E.F.Walcker&Co» из Людвигбурга построила орган, которая через год построила орган и для Рижского Домского собора. Одна из особенностей церкви – огромные железные люстры. Возможно, что храм самая высокая постройка в Пардаугаве.

http://www.orangetur.ru/country_print.php?id=152&menu=excursion



10 ноября 1901 года – в Агенскалне был заложен и освящен первый камень новой церкви под руководством прелата Ф. Афанасовича. Технический надзор за строительством осуществлял архитектор Вильгельм Людвиг Николай Бокслаф.
29 ноября 1903 года – прелат Ф.Афанасович освятил новый Дом Божий. Церковь св. Альберта построена как сооружение с тремя нефами, 50 м длиной и 24 метра шириной. Это самая большая церковь в Латвии и может вместить 2500 чел.

http://catholic.baznica.info/2008/05/20/katolicheskaya-cerkov-svalberta-v-rige



Основные этапы строительства церкви Св Петра в Риге
1936-1939 Под руководством архитектора В. Бокслафа и М. Брискорна выполняют наружные ремонтные работы.

http://rizanin-velery.livejournal.com/6650.html

Дом на Jaunielā 25/29 Arhitekts Vilhelms Bokslafs, 1903.
http://www.jugendstils.riga.lv/lv/rigas_jugendstila_centrs/turisms/kartes__marsruti/vecriga



ПАМЯТНИКИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РИГИ

ДУБУЛТСКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Построена в 1907 -1909 г.г., архитектор В.Бокслаф. Постройка в стиле «Югенд» с элементами национального романтизма. В 1962 – 1990 г.г. здесь находился Юрмальский музей истории и искусства.

http://www.etaka.lv/public/ru/details/sightseeing/Sightseeing_en/dubulti_evangelic_lutheran_church.html



Яунпилсский замок был сожжен во время революционных волнений в декабре 1905 г. Восстанавливать замок было поручено известному архитектору В.Л. Бокслафу. Архитектор очень высоко оценивал это выразительное в своей простоте здание, в суровых стенах которого, по словам Х. Пиранга, "заключена вся средневековая философия".
http://foto.mail.ru/mail/sheila63/1224/1239.html



На живописных холмах Курземе, рядом с шоссе Рига – Вентспилс, лишь в 70 километрах от Риги, находится дворец Яунмоку. Он был построен в 1901-м году как охотничий замок тогдашнего мэра Риги Георга Армитстедама по проекту Вильгельма Бокслафа. Ансамбль поместья в современном виде сформировался за короткое время, он сменил нескольких владельцев, но сохранил изначальную концепцию, заложенную в него архитектором В. Бокслафом – представить этот хозяйственный и рекреационный комплекс как синтез влияния готики Ганзейского города.
http://www.mammadaba.lv/pages/print_top.php?l=ru&tema=4&subtema=3&subsubtema=0&id_object=59&id_active=5



Замок Лиелстраупе
После поджога 1905 года восстановление по проекту архитектора В.Бокслафа закончено в 1910 году.
В замке можно осмотреть созданные В.Бокслафом необароккальные интерьеры, восстановленные по просьбе Розена «чтобы было как до пожара».

http://grandearmee.borda.ru/?1-1-0-00000006-000-0-0

В 1906-1910 гг. Лиелстраупский замок был восстановлен и частично модернизирован (арх. Вильгельм Бокслаф). В. Бокслаф также восстановил бароккальные интерьеры по просьбе барона фон Розена («чтобы было как до пожара»).
http://www.castle.lv/latvija/lielstraupe.html



ПАМЯТНИКИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЛАТВИИ

Ратуша в Пярну
Здание было построено по заказу ратмана Хардера в 1797 году как жилой дом. Именно в этом особняке останавливался в Александр I. После смерти владельца дом был превращен в комендантский, а как Ратуша используется с 1839 года. В 1911 году по проекту рижского архитектора В.Бокслафа была сооружена пристройка в югенд-стиле. Это угловое здание с элементами неоготики и необарокко.

http://wapn.km.ru/wapportal/tourism/text.aspx?idmr=7&idr=7&rubr=tourism_2005&topicnumber=1073&ipage=8



Пярну
Ахнула, увидев очень необычное здание с башенками. Оказалось, что над пороховым амбаром, возведённым в 1812 году, в 1906-м архитектор Вильгельм Бокслаф, знакомый по интересным домам и даже замкам в Латвии, построил гимнастический зал. Получилось очень симпатичное сочетание.

http://ambramare.livejournal.com/6468.html



Как бы там ни было, первый памятник архитектору - хороший знак. Пусть их будет больше - интересных и разных!
На фото ниже - ночной вид на памятник Бокслафу:



Кстати, меня тут недавно в ЖЖ зафрендил один мой однокурсник по архитектурному факультету РТУ, которому данный пост должен быть интересен. ;-) Артис, отзовись, а?
Tags: Видземе, Выставки, Дворцы, Интерьеры, История архитектуры, Остзейский край, Памятники, Персоналии, Рига
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments