Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Ночной Минск

Сегодня приглашаю вас на прогулку по ночному Минску! Подсветка фасадов в городе решена очень интересно, это стоит видеть. Под катом как наши фотографии, так и найденные в других источниках.



Уже на дальних подступах к городу он лучится и светится как нечто сказочное, непознанное...



За 12 километров до города начинаются освещенные магистрали, облегчая усталому путнику прибытие в город:



Сначала покажу наши фото, сделанные в районе площади Победы:







К сожалению, съемка велась без штатива, и в полной мере игру света, цвета и теней передать не удалось...





Но на этих кадрах хотя бы получилась общая праздничная атмосфера, как мне кажется:





Далее предлагаю посмотреть фотографии более опытных фотографов, найденные по следующим ссылкам: http://www.minskportal.com/foto/main.php?g2_itemId=18
http://talks.guns.ru/forummessage/145/304501.html
http://udikov.livejournal.com/474921.html



Я уже упоминала в ЖЖ о новом здании Национальной библиотеки и о том, что необычным является решение подсветки здания, которая включается ежедневно с заходом солнца и работает до 0:00.



Цвет и узоры меняются ежесекундно.



Причем эффектны ракурсы как вблизи, так и издали:



А отсюда вообще что-то футуристическое:



Я нашла в Интернете пару статей о том, как создавалась ночная подсветка минских улиц и просто процитирую их в посте, вставив фотографии между абзацами.



Для тех, кто несколько лет не был в белорусской столице, вид ночного Минска становится откровением. Гости начинают удивляться, едва выходя из поезда.



Сегодня все эти здания освещаются в темное время суток, и, несмотря на то что работа была сделана разрозненно, а не по единому проекту, впечатление складывается благоприятное.
Поэтому перед современными архитекторами и светотехниками стояла непростая задача - осветить проспект таким образом, чтобы подчеркнуть его своеобразие и шарм. Результат заслуживает того, чтобы стать темой отдельной статьи, поэтому сейчас мы остановимся лишь на нескольких наиболее выразительных объектах.



В выходные и праздничные дни освещение основных городских магистралей усиливается за счет иллюминации: гирлянд, растяжек и паутины маленьких ламп в ветвях деревьев. Забавно видеть, как современные светодинамические установки и рекламные щиты соседствуют с уцелевшими со времен развитого социализма украшениями в форме звезды Героя или национального белорусского орнамента. Однако в целом уличное освещение, фасадное и ландшафтное, а также множество развешанных повсюду разноцветных ламп создают неповторимую атмосферу всеобщего праздника.



Сегодня минчанам уже трудно представить, что всего несколько лет назад город по ночам тонул во мраке, а праздничная иллюминация ограничивалась включением немногочисленных гирлянд. О том, как произошли столь удивительные перемены, рассказал Александр Иванович Чадович, исполнявший обязанности главного архитектора Минска с 1996 по декабрь 2003 года.



- Как и когда создавалось архитектурное освещение Минска?

- Для меня все началось в 1980-е годы с молодежного смотра Союза архитекторов СССР. Тогда на выставку приехал крупный партийный босс, который хотел ознакомиться с работами молодых зодчих. После осмотра он задал несколько вопросов - в частности, почему на выставке не представлена "ночная" архитектура? Именно после этой встречи я стал интересоваться данной темой. Оказалось, что архитектурное освещение - совершенно самостоятельный и очень интересный вид профессиональной деятельности.



Когда я стал главным архитектором Минска, у меня появилась возможность реализовывать некоторые идеи: прежде всего хотелось подсветить центр города, где сосредоточена историческая застройка - здания, которые радуют глаз, привлекают человека и оставляют след в его душе.



В 1997 году мы сделали осветительную установку первого здания - Национального банка Республики Беларусь. Этот объект был выбран потому, что отвечал всем необходимым условиям: он находится в центре города, обладает интересной архитектурой, кроме того, заказчик обеспечил необходимое финансирование. Мы привлекли специалистов фирмы Philips, вместе с которыми работали и наши светотехники. Попытка оказалась очень удачной.



- Потом наше городское руководство побывало в Лионе - городе-побратиме Минска. В Лионе праздник города - это праздник света. Та световая феерия, которую мы увидели, поразила нас и позволила составить очень смелые планы. Смелые потому, что незадолго до этого в Минске для экономии электроэнергии по вечерам выключали витрины и уличное освещение. Считалось, что таким образом мы сберегаем деньги.



На самом деле, если сравнить стоимость тех киловатт, которые были сэкономлены при выключенном свете, с тем, сколько государство потратило на оплату больничных листов, становится очевидна неэффективность этого шага. Ведь темные, неосвещенные улицы создают условия для роста травматизма, хулиганства, кроме того, у людей складывается неприятное ощущение, что они находятся не в крупном городе, а в прифронтовой зоне с обязательным затемнением.



На первом этапе Комитет архитектуры, градостроительства и землеустройства обязал заказчиков во время ремонта, реконструкции, нового строительства освещать здания. Таким образом появились первые освещенные объекты.



А в 2000 году, когда их набралось достаточно много и стало очевидно, что это привлекает горожан, была разработана и принята Программа архитектурного освещения города. Программа реализуется поэтапно в зависимости от наших возможностей и предусматривает освещение улиц городского и районного значения, т.е. всех улиц, по которым движутся городской транспорт и большие потоки людей.



Освещение магистралей идет целенаправленно: сначала выбираются ключевые здания, которые интересны в архитектурном отношении, работают на большое пространство и создают какое-то представление о месте, в котором находятся. Затем - уже остальные здания, в среднем примерно по 200 объектов в год. Сегодня в Минске освещено около 500 объектов. Уже практически закончена осветительная установка проспекта Скорины и Партизанского проспекта, идет работа на других крупных магистралях.



- Каким образом осуществляется финансирование работ по освещению зданий и сооружений, и насколько оправданны эти затраты?

- Большую часть расходов несут арендаторы и владельцы первых этажей зданий, где сосредоточены коммерческие предприятия - торговля, общественное питание и т.д. Их финансовая помощь очень значительна. Бюджетных денег на освещение уходит немного, и в любом случае эффективность вложений очевидна: в центре города, где работа была сделана в первую очередь, значительно сократились случаи хулиганства и вандализма. В центре стала чаще появляться молодежь. Проспект Скорины, где особенно высок уровень освещенности, по вечерам наполнен гуляющими людьми. Стала расти городская культура, а это многого стоит.



Если учесть, что Минск в 1960-1970-е годы по относительным темпам роста населения обгонял даже Мехико и для работы на промышленных гигантах приезжали люди из деревень, вопрос об уровне городской культуры стоит достаточно остро. Социологи утверждают, что только внуки человека, переехавшего в город, становятся горожанами не формально, а осознанно. Появление красивых освещенных пространств помогает формировать мировоззрение горожанина значительно быстрее. Люди чувствуют, что город перестал быть неким безликим пространством и становится частью того места, где они живут и работают, становится продолжением их дома.



Я думаю, что архитектурное освещение зданий и сооружений - это не только возможность выявить замечательную архитектуру в центре города и добавить его окраинам ощущение столичности, но и своеобразный этический прием, который прививает горожанам любовь к городу, привычку относиться к нему бережно и аккуратно. И это дает нам уверенность, что программу нужно продолжать.



- Какие примеры архитектурной подсветки в Минске вы считаете наиболее удачными?

- Я не стал бы выделять отдельные здания, а остановился бы на двух удачных приемах освещения. Так, на проспекте Скорины все усилия специалистов были направлены на выявление достоинств архитектуры, акцентирование деталей. А на Партизанском проспекте с помощью света была создана среда с определенным световым климатом. Кроме того, нашим достижением можно считать то, что работа осуществляется последовательно и в больших объемах.



- Но, вероятно, есть и какие-то проблемы?

- В Минске, к сожалению, нет общей концепции архитектурного освещения города. Почему? Руководство недооценивает необходимость комплексного подхода. Если мы занимаемся чем-то профессионально, у нас должна быть концепция, ее нужно разработать, обсудить, внести коррективы и только затем осознанно реализовывать шаг за шагом. А если концепции нет, мы всегда рискуем ошибиться. Когда мы начали работать с проспектом Скорины, то думали, что первые этажи не нуждаются в освещении, так как на них расположены светящиеся витрины. В итоге получили отрицательный эффект: плоскость перед витринами остается темной, и здание как будто разорвано. Мы исправили эту ошибку, но ее можно было избежать, продумав все с самого начала.



Были случаи, когда прожектора размещали таким образом, что они светили прямо в окна квартир. Сейчас мы уже располагаем некоторым опытом. Специалисты научились освещать здания заливающим светом, чтобы не беспокоить жильцов. Выработался оптимальный режим освещения: в будние дни до 23.00, а в выходные и в праздники - до 1.00. Но у нас по-прежнему нет специального проектного подразделения, которое занималось бы этой темой, изучало мировой опыт, новые технологии и приемы и применяло те из них, которые соответствуют нашим условиям и возможностям. В Москве, например, существует специальная мастерская, в которой совместно работают архитекторы и светотехники, добиваясь превосходных результатов.
http://www.illuminator.ru/article.asp?articleid=428



Но настоящую красоту улицы ночного Минска все-таки дождались. В 2001 г. силами УП «Мингорсвет Мингорисполкома» впервые было подсвечено расположенное практически в самом центре столицы здание Нацбанка РБ. «Первый блин» получился отменным. Удачно стартовав, «Мингорсвет» с энтузиазмом продолжил и дальнейшее движение в направлении подсветки. Украшены были проспекты Независимости и Победителей, после которых свет разлился в стороны от главных магистралей на улицы Притыцкого, Я.Коласа, Кальварийскую и др. После чего даже ничем не примечательные двухэтажные дома послевоенной постройки, например, на Партизанском проспекте, настолько преобразились, что рядом с ними впору прокладывать вечерние туристические маршруты: зрелище – сказочное!



По словам Антона ЯЦУКОВИЧА (главного инженера УП «Мингорсвет»), всего на улицах, скверах, в парках Минска каждый вечер включается почти 100 тыс. ламп освещения (включая около 20 тыс. ламп архитектурной подсветки зданий).



Но вот интересный парадокс: хотя количество ламп, освещающих город из года в год, становится все больше, электроэнергии на них тратится все меньше (менее полупроцента всей электроэнергии, потребляемой городом). Добиться подобного положения вещей предприятию удается за счет разнообразных энергосберегающих технологий. Например, раньше повсеместно улицы Минска освещали ртутные лампы мощностью в 400 Вт, ныне они постепенно заменяются на натриевые мощностью 250 Вт. Нетрудно подсчитать, сколько можно сэкономить на одной лампочке (а их – тысячи). Добавим, что натриевые лампы оказались куда эффективнее и в сложных погодных условиях: во время дождей и особенно туманов. А за счет замены в светильниках обычных 200-ваттных ламп накаливания на лампы люминесцентные экономия достигается еще большая, четырехкратная. Приблизительно подобный экономический эффект дают и новые зеркально-натриевые лампы.



Кстати, фонарные столбы в центральной части Минска можно смело приравнять к произведениям архитектуры. У «Мингорсвета» к ним самое бережное отношение. После зимы их обязательно подновляют, ремонтируют, подкрашивают. На эти цели ежегодно расходуется более 10 т краски. И опять же, в покрасочном деле без автовышки не обойтись. И мотаются «газоны» по всему городу (нормированных на смену 50 км хватает им в обрез), а бравые электрики на пронизывающем ветру (это внизу – безветрие) орудуют не плоскогубцами, а малярными кистями. А потом проверяют, все ли рукотворные солнца сияют над Минском, делая нашу жизнь светлее и безопаснее.
http://www.gkhmag.by/archive_08_05_04.html


Могу также добавить, что такой неповторимый эффект минские улицы имеют потому, что здесь применены чистые геометрические объемы, нет "информационного шума" коммерческой рекламы, которая сама по себе хотя и может быть эффектной в редких случаях, но вызывает чувство тревожности и беспокойства в отличие от безмятежного спокойствия нынешней подсветки минских улиц.

Но реклама просачивается и сюда - видите насколько портится вид от нее?



И здесь еще характернее:



Неужели через несколько лет Минск будет так же загажен рекламой, как и наши города? :-(
Tags: Архитектура, Белоруссия-Беларусь, Иллюзии, Фотопейзажи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →