?

Log in

No account? Create an account
Этот удивительный мир...
20 лет Чернобыльской аварии (часть 1-я: карта и таблица) 
26-апр-2006 05:45 am
ruini
26 апреля 1986 года... Кто из читающих эти строки помнит тот день? Расскажите, пожалуйста, если можете.

Решила вспомнить, чем я занималась в те дни, когда радиация в небе над нами бушевала вовсю... Так бы, конечно, не вспомнила, если бы это не был последний год моей учебы в рижской школе. Словом, разыскала старый школьный дневник... И вот что там обнаружено:

26 апреля (суббота) - учебный день. Стоит пятерка (в те годы была еще 5-балльная система оценок - это если кто не знает) по биологии по теме "Методы селекции". Как говорится, селекцию над нами таки произвели...

27 апреля (воскресенье) - видимо, была дома, делала уроки на следующую неделю, как обычно.

28 апреля (понедельник) - учебный день. Знаете, что у меня было записано в дневнике в этот день? Четверка по физике за тему "Физика атомного ядра"!!!

В общем, до середины мая мы ходили в школу и благополучно "набирали" микродозы радиации... К счастью, потом были выпускные экзамены, то есть всю половину мая и весь июнь сидели дома и зубрили экзаменационные билеты. Тем и утешаемся.

Я уже несколько лет слежу за темой Чернобыльской аварии, публикациями, которые появляются на эту тему и собираю ссылки здесь: http://offtop.ru/castles/view.php?only=&t=4378 - но там они вперемешку и не все. Сегодня днем я планирую завершить общий обзор ссылок на эту тему и высказать некоторые свои выводы.

Основная мысль - эта трагедия коснулась всех нас и продолжает касаться до сих пор. Об этом мало пишут, но кое-что мне удалось найти. Во-первых, взгляните на то, куда по всему земному шару распространились радиоактивные выбросы:



Во-вторых, заблуждением было бы думать, что через столько лет это не актуально. 20 лет для радионуклидов - ничто. Вот что было в реакторе, и периоды полураспадов этого:

радионуклид период полураспада масса в килограммах активность в беккерелях
Стронций 90 28.6 лет 4.3*10 2.2*1017
Рутений 106 368.2 суток 6.9 8.6*1017
Сурьма 125 2.77 лет 6.5*10-1 1.9*1016
Цезий 134 2.06 лет 3.2 1.5*1017
Цезий 137 30.17 лет 8.1*101 2.6*1017
Церий 144 284.3 суток 3.3*101 3.9*1018
Плутоний 238 87.4 лет 1.5 9.4*1014
Плутоний 239 24110 лет 4.2*102 9.5*1014
Плутоний 240 6553 лет 1.7*102 1.5*1015
Плутоний 241 14.7 лет 5*101 1.8*1017
Плутоний 242 3.76*105 лет 1.4*101 2.1*1012
Америций 241 433 лет 1.1 1.4*1014
Америций 243 7.38*103 лет 7.3*10-1 5.4*1012
Кюрий 242 162.8 суток 2.6*10-1 3.1*1016
Кюрий 244 18.11 лет 6*10-2 1.8*1014


Безопасной считается территория, на которой прошло 10 периодов полураспада вещества. Выводы делайте сами. С другой стороны, не все так фатально, как можно подумать. В общем, продолжение следует (более 180 разных ссылок по теме - карты зараженных территорий, медицинская статистика, мнения специалистов и многое другое).

Прошу прощения, что так много оставлено не под катом, но если я убираю таблицу туда, она ломается почему-то...

Пока здесь еще скажу о том, что существуют даже анекдоты о Чернобыле. Статья о цикле чернобыльских анекдотов в Восточной Европе была написана в конце 1980-х. Вот некоторые из них:

17) Соединенные Штаты объявили о гарантированном обязательстве не нападать на Советский Союз средствами своих ядерных реакторов первыми.

18) Человек сидит на речке, ловит рыбу и вдруг видит – над его головой летают ведьмы на метлах. Он не может поверить своим глазам: все-таки не средневековье, а конец ХХ века! Он ловит одну из них в сеть и спрашивает:
- Что происходит? В ХХ веке ведьм не бывает!
На что старуха ему отвечает:
- А мы не ведьмы, мы Чернобыль отмываем!

23) - Как будут называть Горбачева в учебниках истории после Чернобыля?
- Первый изотоп.

33) - Почему взорвался реактор на Чернобыльской АЭС?
- Так венгерский уран освободился из рабства.
http://malinxi.livejournal.com/107049.html
(Продолжение темы следует...)

UPD: Продолжения темы см. здесь:
Все о Чернобыле и его последствиях - (часть 2: много ссылок об аварии и Припяти) http://renatar.livejournal.com/26922.html?mode=reply
Все о Чернобыле (часть 3: много ссылок о медицинском аспекте проблемы, карты и цифры) http://renatar.livejournal.com/27180.html
Comments 
26-апр-2006 03:19 am
Да. А сейчас это всё равномерно распределилось по Европе.
26-апр-2006 04:52 am
у меня тогда был совсем маленьким старший сын. Когда узнали об этом, очень боялись, что ветром принесет радиацию в Латвию, несколько дней вообще не ходили гулять.
недавно муж лежал в больнице из-за отравления свинцом- там до сих пор регулярно лечатся оставшиеся в живых ликвидаторы чербыльской аварии.
26-апр-2006 05:08 am
Могу огорчить. Одними из первых о распространении радиации узнали работники Рижского университета. Кафедра оптики. Они кладут специальные стеклянные пластинки на подоконник на солнце, что-бы все дефекты высветились. Так как раз 26 числа у них все стекляшки эти почернели... Не сразу, но они догадались, что что-то случилось. Хотя поначалу думали и на своих и на финнов.
26-апр-2006 05:46 am
Почему-то всегда это событие ассоциируется с рассказом Рэя Бредбери и этими стихами.

- Сара Тисдейл.

Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;

Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.

И никто, и никто не вспомянет войну
Пережито-забыто, ворошить ни к чему

И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род

И весна... и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
26-апр-2006 01:13 pm
А у меня Припять сассоциировалась с Киплингом... Я написала продолжение о Чернобыльской аварии - см.
Все о Чернобыле и его последствиях - (часть 2: много ссылок об аварии и Припяти) http://renatar.livejournal.com/26922.html
Все о Чернобыле (часть 3: много ссылок о медицинском аспекте проблемы, карты и цифры) http://renatar.livejournal.com/27180.html
26-апр-2006 08:33 am
Львов основная зараза не так затронула (по сравнению с тем же Киевом), многие из столицы в то время переезжали в Закарпатье и к нам, где почище. А вот у либимой, киевлянки, в то время щитовидка моментально отреагировала, и чуть все волосы не повылазили... До сих пор помню, как на базарах щётчик Гейгера надрывно трещал над корзинами с черникой.
Сегодня утром сморел новостные репортажи. Оказывается, в северном Уэльсе множестве ферм пострадало от радиации, огромное поголовье заражённых овец, особенно фон усиливается весной, когда свежая трава выносит из земли заразу.
Поляки передали, что Крассный крест обратился к европейскому сообществу, мол собрано лишь половина суммы, необходимой на помощь Украине в этом году по поводу Чернобыля. Деньги перечислила только ирландия. Знал бы в окресностях какого нибудь ирлндца - поставил бы ему пиво:)
Вспоминается устишье советских времён:
"И теперь наш мирный атом
Вся Европа кроет матом":)
26-апр-2006 02:32 pm
Но хоть потом у нее нормализовалось, или до сих пор проблемы со здоровьем?
Если даже у нас сказалось, то каково же было у вас... Неужели те ягоды кто-то покупал? 8-(
26-апр-2006 09:03 am
а я в 1986 году пошла в 1 класс...не помню ощущений и как было.
Но мой дядя участвовал в ликвидации..теперь он инвалид :(
26-апр-2006 02:29 pm
Печально. :-( Он на самой станции работал или просто в зоне?
26-апр-2006 09:36 am
sir-ektor уже насписал, что Львов не так сильно пострадал. Я помню, несмотря на свой малый в то время возраст, что папа пришел с работы и сказал, чтобы мама и бабушка мочили простыни и занавешивали окна, чтобы меньше в дом проходила эта гадость (это их так проинструктировали на работе).
26-апр-2006 02:36 pm
Хорошо, что проинструктировали. Значит, все-таки не настолько все было пущено на самотек, как это может показаться из некоторых репортажей. Или это была чья-то частная инициатива?
26-апр-2006 04:21 pm
мне было тогда пол годика... я была в Киеве во время взрыва... как и многие мои знакомые и друзья...
информации почти не было... знали только те, у кого были связи или друзья, которые знали что произошло...
а кто-то гулял 1ого мая на Крещатике... Праздник блин был...
самое ужасное, что действительно об аварии ничего не оюъявили в первое время...
1-май-2006 02:34 am
Ужасно, Вы правы. Надеюсь, никто из Ваших близких не пострадал?
30-апр-2006 03:04 pm - Все мы - дети Чернобыля
Что было 26 апреля я не помню, маленьким был (10 лет от роду)! Зато я на всю жизнь запомнил странную лесную малину, которую мы с дедом собирали летом 1986 года в Риге (лесной массив в Межциемсе, недалеко от трассы для автогонок). Малина была огромной, длиной в 2-2,5 сантиметра (может и больше, не хочу врать)! И без червей! Отчетливо помню, как мы бродили в малиннике, который вымахал выше деда, радовались "улову", не понимая истинных причин происходящего. Сейчас, пока писал, мне подумалось, что может с этого и началась та цепочка событий, которая сделала меня "зеленым".
1-май-2006 02:30 am - Re: Все мы - дети Чернобыля
А я помню необычно огромные листья кленов возле дома в тот год с мелкими черными, будто прожженными дырочками. Было ли это связано с Чернобылем, не могу сказать. Но ассоциация осталась.
30-апр-2006 03:04 pm
СпасиБо за подборку! Рига жжот ))
1-май-2006 02:32 am
Кстати, я еще о Риге и Латвии собиралась делать подборку материалов, связанную с последствиями Чернобыля. Но очень мало материалов - может быть, Вы что-нибудь еще подскажете?

P.S. Обожаю этот Ваш юзерпик. Не первый раз уже вижу, но тем не менее. ;-)
4-май-2006 12:29 pm
Добрый день! Я киевлянка, в то время мне было 14 лет. Воспоминания первых дней такие.
26-го приехал знакомый и сказал, что произошло что-то ужастно неизвестное, т.к. в сторону Чернобыля (мы тогда не знали этого нарицательного имени) стекается большое колличество техники, военных. Никто из близких и знакомых не знал и не предполагал, чем это вызвано. О трагедии мы официально узнали числа эдак 4-го мая. Все школы нашего района на майские праздники выездали в пригород для проведения туристического слета. Два дня детишки резвились на природе: ставили палатки, учились ориентированию на местности, жгли костры, варили обеды, распевали песни. Потом из города приехал гонец и прервал этот "праздник". Не доведя слет до конца, мы спешно уехали в Киев. Через два дня в школе на пороге нас встречала плачущая медсестра. На вопрос почему она плачет, отвечала, всхлипывая: "Дети, вы не знаете, какое горе случилось!" И школы срочным порядком стали выезжать в Закарпатье, Крым.
Все меры предосторожности: закрытые форточки, красное вино, влажная уборка и ежедневное мытье головы были организованы на уровне слухов.
Мои родители отправили нас с сестрой в Гудауту. До сих пор помню этот ужас. Я все время плакала из-за того, что родители нас спасают, а сами заражаются. А еще помню строчку из маминого письма (ком в горле): "девочки, не волнуйтесь. У нас все хорошо. Даже разрешили форточки открывать" - !!!!
24-сент-2007 12:38 pm
Прошу прощения, что отвечаю на Ваш коммент только сейчас. :-( На почту он не приходил и если бы я не заглянула в старую тему, то и не увидела бы. Спасибо!
5-июл-2006 02:06 pm
Не помню я, что делала. Помню, что теплые деньки стояли.
А вот тетя моя, проживающая в Киеве, ходила на первомайскую демонстрацию. Беременная была, не помню на каком месяце, родился здоровый малыш. Надеюсь, и сейчас здоров (связь утратили, надеюсь, восстановим скоро).
Но она хорошо помнила, что выступавшие с трибун, то и дело бегали под них (трибуны), а там были душевые установлены...
Так сказать, народ вовсю облучался, а они значит, "здоровье берегли" :(
И только через пару дней киевлянам объявили. Тетка писала, как каждый день мыла окна и квартиру, завешивала окна мокрыми тряпками и щели мокрым тряпьем закладывала.
В отношении Латвии помню, что в этот год мама не покупала ничего черного (вроде как эти продукты радиацию накапливают)и грибы мы не ели :( А года через два уже с меньшей опаской к продуктам относились, больше шутили, когда видели большие ягоды или баклажаны... Народ ко всему привыкает, со всем сживается... А без юмора страшно жить было бы...
7-апр-2007 12:49 am
Странно, почему-то моего ответа на этот старый коммент здесь нет... 8-(
Спешу исправиться сразу, как увидела.

связь утратили, надеюсь, восстановим скоро

Удалось восстановить связь? Уже почти год прошел...

В отношении Латвии помню, что в этот год мама не покупала ничего черного (вроде как эти продукты радиацию накапливают)и грибы мы не ели

Грибы мы тоже не ели. Причем было обидно: мы не так давно стали жить рядом с лесом, понравилось собирать грибы, и все, как ножом отрезало. Грибов мы не ели, наверное, лет 10-12 после этой аварии, зная о том, как грибницы накапливают и долго выводят токсические вещества...

Народ ко всему привыкает, со всем сживается

Это да. Хотя при этом утрачивается чувство бдительности, но тут уже как карта ляжет.
6-апр-2007 10:04 am - 26 апреля 1986 года...
26 апреля 1986 года... Кто из читающих эти строки помнит тот день? Расскажите, пожалуйста, если можете.

Уважаемая Рената!
Я теперь могу рассказать - что было в Новосибирске... И про МАРТ 1985 года.
Вот тут уже начал: http://kuhlevsky.livejournal.com/
Неспеша, малыми порциями.
Задавайте вопросы. Что знаю - расскажу.
7-апр-2007 12:50 am - Re: 26 апреля 1986 года...
Спасибо. А что было в марте 1985-го?
18-сент-2007 06:01 pm
Помню, как в Минске на уровне слухов распространялась информация и достаточно быстро. Кто-то жил на осадном положении: ежедневно стирал одежду и мылся сразу по приходу домой, не открывал форточки и т.п. Другие жили как и раньше. Помню, что тем летом ели тушёнку и еду доаварийного производства и принимали йод. Перестали собирать чернику и грибы, а спустя время регулярно относили проверять на радиоактивность. А ещё и в конце мая и в июне я и очень многие одноклассники (6 класс) стали днём ложиться спать. Утомляемость была зверская.
Есть у меня один знакомый ликвидатор, как минимум работал в зоне и достаточно близко к станции (не очень помню) на данный момент - практически здоров. Уникум!
19-сент-2007 01:23 am
Да, в тот год было много странного. Вы испытывали утомление и сонливость, а в Прибалтике напротив, многие жаловались на бессонницу... Грибы тоже не собирали и не ели несколько лет.
Что касается ликвидатора - я читала, что прямое излучение менее опасно, чем т.н. пыль, возможно, ему удалось не подцепить опасных частичек в свой организм, а пораженные прямым излучением клетки крови быстро обновились.
19-сент-2007 11:42 pm
я родилась 22 апреля 86 года... в городе Ставрополе, Северный Кавказ... мои родители естественно ничего не знали.... через 9 месяцев у меня нашли опухоль на сонной артерии, мотивировалось это как "неправильная мутация клеток".... мама плакала, я лежала в онкологии несколько лет. 3 раза делали оперцию (чистку) - не помогало. потом мама просто забрала домой, мы жили в питере, потом в новороссийске... все это время у меня была открытая рана, не заживающая, и свищь ппроосто выходил так. так было до 7 лет. за все это время ничем больше я не болела. даже бональным насморком... сейчас уже все хорошо. только так и не известно - от чего все это было... и почему прошло?... олько теперь у мамы почти отсутствует иммунитет...
20-сент-2007 01:41 am
Спасибо, что рассказали. Ужасно это все. И ведь не доказать прямой связи с аварией. Держитесь!
20-сент-2007 09:40 am - 19 лет Чернобыльской аварии
Я был в Чернобыле и Припяти 26 мая 2005 года - спустя ровно 19 лет и один месяц после трагедии.
Так что все видел своими глазами.

Если интересно, то вот мои общие впечатления.
Тут - фотографии.
Тут - поподробнее о том, что я увидел в Зоне отчуждения.
Ну а тут - информация для тех, кто хочет туда сам попасть.

Что касается самой даты аварии, то я ее помню смутно - пришел из школы, включил телевизор, увидел горящее жерло реактора. Вот и все.
22-сент-2007 03:32 am - Re: 19 лет Чернобыльской аварии
Интересно и даже очень! Прочитала - очень наглядно разъясняются многие вещи, спасибо! Я одно время подумывала съездить посмотреть, но сама идея организованных экскурсий как-то не так смотрится... Хотя в целях безопасности по-другому быть не должно.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded ноя 20 2019, 11:04 pm GMT.