Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Драккар - корабль-дракон в Риге

Медленно драккары уплывают в даль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И, хотя нам Англию немного жаль,
Лучшая добыча впереди.
Синяя, синяя моря гладь стелется,
Вёслами работают все: и млад, и стар.
Каждому викингу в лучшее верится
И летит над волнами боевой Драккар.


Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой. Корабли викингов были предназначены для различных целей и не все они были одного и того же размера и типа. Три наиболее известных и лучше всего сохранившихся до наших дней корабля были найдены в норвежских курганах близ Осло-фьорда — в Гокстаде, Усеберге и Туне. К чему я веду этот разговор? А к тому, что реконструкция драккара из Усеберга была осуществлена в Риге! Вот и фотодоказательство этого:






И информация мз прессы:

Руководитель проекта по запуску судна Юрис Эртс рассказал, что Osa сделана по чертежам тысячелетней давности и уникальна в своем роде — копий нет не только в Балтии и Скандинавии, но и во всем мире.

Osebergship - прародитель Osa — древнейший норвежский военный корабль викингов, строить который начали в начале девятого века, и использовали как репрезентативный транспорт свиты короля, а также во время нападений и для перевозки конницы.

Современную Osa воссоздала фирма Kubuks при поддержке предпринимателя из Норвегии Пера Бйоркума и латышских ремесленников. Помогали финансово и другие страны — сумму вложений подсчитать нельзя, потому что судно получилось уникальное. Идея построить корабль викингов возникла еще в начале 1990 года, работа с чертежами началась только в 2000 году. Практическая работа же пришлась на 2007 год.

http://www.ves.lv/article/81102



Неофициальный спуск драккара на воду состоялся еще в начале мая, о чем рассказывает очевидец этого события:

Утром 9 мая, в День победы, меня вызвонил Лёня и пригласил стать свидетелем торжественного события — спуска на воду первого построенного в Латвии драккара. Я оперативно собрался и пришёл, тем более место икс находится рядом с домом.

Драккар построен по заказу норвежской стороны с целью катания туристов. Он изготовлен из дуба (только мачта — из сосны) и достигает в длину 24 м. Прототипом послужил известный корабль-гробница из Осеберга, IX век. Сразу скажу, что во время строительства полностью все аутентичные технологии не соблюдались, так как изначально корабль не планировался в виде полной реконструкции. Работа велась на протяжении двух лет. Мастер — Юрис Эртс, опытный плотник и яхтсмен. Пока корабль находится в Риге, и, возможно, на него ещё можно свободно взглянуть своими глазами. В дальнейшем он будет переправлен водным путём в Норвегию.
Предлагаю вниманию мой фото отчёт с видео вкраплениями.

http://ms-reenactor.livejournal.com/153724.html



А вот и официальный спуск:

В субботу, 23 мая, на главную реку Латвии был спущен корабль викингов, созданный по чертежам тысячелетней давности, сообщает телеканал LNT. Уникальное судно с названием Osa не имеет аналогов не только в Балтии и Скандинавии, но и во всем мире.

Современная Osa была создана по подобию Осебергского корабля - дубового судна (драккара) викингов, обнаруженного в 1904 г. близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл. Ладья и её содержимое были извлечены из земли и ныне выставлены в Музее драккаров в Осло. Судя по дендрохронологическим данным, этот древний корабль был спущен на воду ок. 820 г. и до 834 г. использовался в прибрежной навигации, после чего был использован в качестве погребального корабля.

Длина корабля 22 метра, ширина 6 метров, размер мачты мог колебаться от 6 до 10 м. При площади паруса в 90 кв. м. корабль мог развивать скорость до 10 узлов. 15 пар уключин свидетельствует о том, что судно приводили в движение 30 гребцов. Нос и корма корабля украшены замысловатой резьбой в виде сплетённых животных, а также соединёнными в валькнут треугольниками.

Строительство первого в мире латвийского корабля викингов, который 23 мая уже бороздил воды Даугавы, с 2007 года проводило предприятие Kubuks.

Как передает телекомпания LNT, уже этим летом судно совершит путешествие по Балтийскому морю до Вентспилса, а затем отправиться на остров Готланд и в Швецию.

http://www.novanews.lv/index.php?mode=news&id=74349



Но накануне официального спуска, в пятницу 22 мая мой супруг по моей просьбе разыскал место стоянки драккара и сфотографировал его в деталях. Так что все фото рижского драккара в этом посте - наши. :-)



О дальнейшей судьбе драккара:

Организаторы планируют разместить копию лодки напротив Президентского дворца, чтобы у всех интересующихся появилась возможность ознакомиться с премудростями кораблестроения древних викингов.

В июне аналог лодки Osa по Балтийскому морю отправится в путь из Риги в Вентспилс, а затем через остров Готланд - в Швецию.

http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=24410117



А теперь рассказ об оригинальном корабле викингов, по чьему образу был создан рижский драккар:

Поразительно контрастирует с аскетичным убранством корабля из Гокстада роскошное великолепие корабля, обнаруженного в 1903 году в Усеберге. В целом конструкции двух этих кораблей похожи; корабль из Усеберга лишь немного короче, на нем только на одну пару весел меньше, однако общее впечатление от него совершенно другое, поскольку глубина корабля посредине не достигает и 1 метра. Поднимаясь от длинных, низких бортов, нос и корма высоко взмывают над водой, и взлетающий изгиб носа завершается спиралью — изогнувшейся змеей. Полосы богатой резьбы с узором из волнообразных завитков очерчивают две кромки с обеих сторон носа; при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не просто завитки, а ряды переплетающихся зверей. Тот, кто стоял на палубе лицом к носу, мог видеть еще одну панель с резьбой — более гротескной и даже шутливой по стилю, где маленькие получеловеческие фигурки с выпученными глазами и телами головастиков карабкаются друг на друга.



Однако, как бы богато ни был отделан корабль из Усеберга, он никогда не предназначался для плавания по открытому морю. У него слишком низкая осадка, тонкий киль, в уключинах отсутствуют заслонки; на корме и в самом корпусе из-за пазов в обшивке есть слабые места, и почти все доски палубы прибиты гвоздями, так что в случае необходимости нельзя было бы даже вычерпать воду. Такой корабль подходил только для спокойной воды закрытого фьорда; видимо, его использовали для развлекательных поездок или, поскольку многие найденные в нем предметы могли быть связаны с культом, корабль служил религиозным целям и использовался в культе какого-нибудь божества.



Погребение состоялось примерно в середине IX века, однако корабль уже был старым и изношенным, когда попал в курган. Его киль почти пришел в негодность; блок, удерживавший на месте мачту, когда-то раскололся, и его чинили; румпель отсутствовал; весла, руль и мачта были не частью первоначальной оснастки, а заменами — действительно, некоторые весла даже не были закончены. Судя по всему, корабль не использовался уже несколько лет, и на нем отсутствовала часть такелажа, так что его пришлось спешно оснащать с тем, чтобы он оказался достоин своей последней задачи.



На кораблях также были палатки — рамы для них найдены как в Гокстаде, так и в Усеберге. Рамы изготовлены из ясеня, и на досках, образовывавших «коньки» над палаткой, вырезаны звериные головы, которые выступали над тканью палатки. Предназначение их — охранять спящих людей от зла. Найдены и рамы от разобранных постелей, некоторые из них с головами зверей, очень похожими на зверей с палатки; очевидно, палатка и кровати являлись гарнитуром.



Палатки бывали очень просторными: палатка из Усеберга — длиной 5,18 метра, шириной 4,38 метра и высотой 3,43 метра, в то время как другая лишь чуть меньше и высота ее составляет 2,63 метра. Такие палатки иногда раскладывали на палубе, когда корабль пришвартовывался, но чаще во время путешествий вдоль побережья люди каждый вечер выходили на берег и раскладывали палатку на земле. Те, у кого не было постелей, пользовались кожаными спальными мешками, часто одним на двоих для тепла.



Ночь на берегу давала возможность заняться приготовлением пищи. Среди кухонной посуды, найденной на корабле из Усеберга, — два железных котла с цепями и крюками для подвешивания, ложки, ножи, топорики, деревянные миски, бочки и тарелки, а также ручная мельница для перемалывания зерна; на двух досках лежала туша вола.

Резные столбы, оканчивающиеся головами животных с разинутой пастью, возможно, некогда украшали небольшие суда, и считается, что они древнее, чем эпоха викингов; другие подобные столбы были найдены в погребальной камере на борту корабля из Усеберга, хотя мы и не знаем, частью какого предмета они были. Эта голова змея — с самого Усебергского корабля, и она была постоянной частью его корпуса, однако из других источников мы знаем, что фигуры на носах кораблей могли быть съемными.

http://www.bibliotekar.ru/vikingi/4.htm



И немного цитат о драккарах вообще.

Конечно, не снискать бы викингам их мрачной славы, не обладай они самыми лучшими по тем временам судами. Корпуса их «морских драконов» были отлично приспособлены к плаванию в неспокойных северных морях: низкие борта, изящно вздернутая вверх носовая кормовая оконечность; на корме сбоку — стационарное рулевое весло; раскрашенные в красную или синюю полоску или клетку паруса из грубого холста на мачте, устанавливались в центре просторной палубы. Однотипные торговые суда и военные, гораздо более мощные, уступая в размерах греческим и римским, существенно превосходили их в маневренности и скорости. Реально же оценить их превосходство помогло время. В конце XIX века в могильном кургане на юге Норвегии археологами был найден неплохо сохранившийся 32-весельный дракар. Построив его точную копию и испытав ее в океанских водах, специалисты пришли к выводу: при свежем ветре судно викингов под парусом могло развивать почти десять узлов — а это в полтора раза больше, чем каравеллы Колумба во время плавания в Вест-Индию... через пять с лишним столетий.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/123/



Размеры драккаров колебались от 35 до 60 метров. На носу крепилась вырезанная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты. Не каждый корабль с головой дракона носу был драккаром - голова дракона символизировала высокий статус владельца судна, а сам корабль мог быть любым. При приближении к дружественным землям голова дракона убиралась — по поверьям народов Севера, она могла напугать или разозлить добрых духов. Если викинги желали мира, вождь с носа драккара показывал щит, внутренняя сторона которого была выкрашена в белый цвет. Драккары приводились в движение вёслами и простейшим парусом. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Большие корабли имели до 35 пар весел ("Великий Змей", построенный для короля Олафа Трюггвассона зимой 999/1000 года) и развивали скорость до 10-12 узлов, что для кораблей такого класса может считаться выдающимся показателем. Драккары отличались многофункциональностью — корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.



Драккары являются большими аналогами другого типа судов викингов - Снеккаров (от Snekja - змея и Kar - корабль). Снеккары имели меньший размер (до 30 метров) и меньшую команду (до 60 человек). Управлялись также квадратным парусом, имели 25-30 пар весел и в открытом море могли развивать скорость 15-20 узлов.

Флот викингов: носы кораблей на норвежском наскальном рисунке:



Драккары, в силу своей малой осадки, были удобны для передвижения по рекам. По этой же причине, драккары зачастую использовались также и для внезапной высадки войск в атакуемой территории. Низкие борты делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сохранять маскировку до последнего момента.

Ряд драккаров сохранился до наших дней — ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.



Дракары строились из ясеня, сосны или дуба. Кораблестроители викингов изначально выбирали деревья с естественными изгибами для киля и шпангоутов. После срубки, дерево разрубалось пополам, а затем из каждой половины вырубалось по одной доске. Чтобы сохранить прочность и эластичность - викинги вытесывали доски исключительно вдоль волокон, а в качестве инструмента использовали топоры различных видов. Полученные доски можно было изгибать до 40 градусов без последствий деформаций. Для бортовой обшивки брались дубовые доски и клались внахлест. Доски скреплялись с помощью железных гвоздей и заклепок. Потом вся конструкция пропитывалась сосновой смолой. Таким образом при движении по воде создавалась воздушная прослойка - это повышало стабильность, устойчивость и скорость движения: чем больше становилась скорость, тем устойчивее и ровнее двигалась лодка.

Различные исторические организации пробовали воссоздать тот или корабль по оригинальным технологиям. "Морской конь из Глендалу" (Havhingsten fra Glendalough) 30-метровый корабль, практически точная копия корабля викингов Skuldelev-2 (названного в честь поселка Скульделев в котором в 1962 морские археологи нашли 5 кораблей) построенного в 1042 году в Ирландии и затонувшего в конце XI века в Роскильдском фьорде. На его создание ушло около 300 дубовых стволов, 7000 железных гвоздей и заклепок, 600 литров смолы и 2 км канатов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%80



Свои боевые корабли, норманны называли "длинными" (лонгшипы), а также в зависимости от размеров драккарами ("драконы") или шнеккар ("змея"). Например, найденные на территории Норвегии два корабля викингов датируемые соответственно IX и Х веками имеют длину около 23 м; один 15, другой 16 пар весел, клинкерную (кромка на кромку) обшивку и замечательно стройные обводы корпуса, плавно перетекающие в грациозно изогнутые штевни. Ученые утверждают, что строились нередко драккары длиной 30 м и более, а транспортные суда норманнов - кнорры, на которых викинги перевозили захваченный скот и лошадей, достигали 50-метровой длины.

Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда – по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40–80 человек каждое, а большое килевое судно XI в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 метров.



Старые норвежские саги повествуют о том, что стилизованные изображения мифических драконов и змей были излюбленным украшением штевней кораблей викингов. Вид вырастающих в морской дали чудовищ должен был приводить в ужас врагов и, несомненно, наводил панику на мирные прибрежные селения других стран.

Головы драконов иногда покрывали позолотой, а резные накладные доски на бортах часто изображали их лапы, крылья и чешую. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно зачехлялись или снимались, чтобы не напугать своих жен, детей, стариков, а также добрых духов, покровительствовавших мореплавателям. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.

Кроме устрашающих драконов и змей, корабли викингов иногда несли менее воинственные фигуры - резные изображения быка, льва, оленя или дельфина, а транспортные и рыбацкие суда часто не имели никаких украшений. Драккар короля норманнов Вильгельма Завоевателя, совершившего в 1066 г. захватнический поход в Англию, нес на форштевне позолоченную фигуру льва, а на ахтерштевне - деревянное изваяние вождя, дующего в боевой рог, со знаменем в другой руке.

Об отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют их звучные имена, воспетые в древних сагах: "Морской змей", "Ворон вихря", "Лев волн", "Морской олень", "Конь ветра", "Сани владыки морей". И драккары морских королей оправдывали свои названия. Их высокие мореходные качества наглядно подтвердились на практике, когда в 1893 г. копия гокштадского корабля, названная "Викинг", за 27 дней пересекла Атлантику, обогнав по пути другие парусные суда, в частности четырехмачтовую шхуну. Благодаря отсутствию надстроек и полужесткой конструкции корпуса, когда шпангоуты связывались с обшивкой гибкой лозой, драккар обладал завидной легкостью, поворотливостью и прекрасной остойчивостью. По свидетельству капитана "Викинга" Магнуса Андерсона, в свежий ветер корпус драккара под воздействием паруса на полфута приподнимался над водой, что уменьшало поверхность трения и позволяло развивать скорость в 10-12 узлов. Так еще раз были подтверждены высокие мореходные качества кораблей викингов.

Нос и корма ладьи одинаковы, что позволяло идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. Ладьи имели киль, к которому крепились шпангоуты, к шпангоутам крепилась обшивка. Рулем служило большое весло, прикрепленное сбоку ахтерштевня. Ладьи викингов имели до 32 весел с каждого борта.

Суда нередко строили из досок, уложенных рядами с перекрытием и скрепленных изогнутыми шпангоутами. Выше ватерлинии большинство боевых кораблей было ярко раскрашено.

Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулем лопастной формы, установленным на корме судна.

Несколько сохранившихся судов викингов экспонируются в музеях скандинавских стран. Одно из самых известных, обнаруженное в 1880 г. в Гокстаде (Норвегия), относится примерно к 900 г. н.э. Оно достигает в длину 23,3 м и в ширину 5,3 м. Судно имело мачту и 32 весла, на нем было 32 щита. Местами сохранились нарядные резные украшения.

http://copypast.ru/2008/09/30/vikingi_i_ikh_drakkary.html



Рижская реконструкция далеко не единственная.

В 1880 г. возле Сандефьорда (Норвегия) было найдено большое скандинавское судно, относящееся к IX веку (называемое судном из Гокштада (Gokstad)) длиной 24 м, шириной 5,1 м. Парусное вооружение состояло из одного большого рейкового паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Мачта имела высоту ок. 13 м. Длина гребного весла составляла 5,5 м. Корабль имел шестнадцать пар весел. Не вполне ясно поэтому, отчего на рисунке изображены всего лишь десять весельных отверстий. Также вызывает недоумение крест на клотике мачты, изображенный на приведенном рисунке. В IX в. практически все без исключений викинги были последовательными, убежденными язычниками. Остается предположить, что изображенный крест не имеет никакого отношения к христианской символике.

Это красивое и стройное судно с круто приподнятой к обеим оконечностям линией борта построено целиком из дуба и богато орнаментировано. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде и имеет не только эстетические достоинства. Исключительную мореходность этого типа судов практически доказали двенадцать молодых норвежцев в 1898 (1893?) году. Построив точную копию гокштадского корабля, они успешно пересекли Северную Атлантику, показав среднюю скорость хода 9-10 узлов, а максимальную – 11 узлов (!). Это весьма неплохо и для более поздних больших парусных судов, что же касается боевых гребных кораблей, то это почти фантастика!

http://www.sci-lib.net/index.php?s=00f98edf138f824760e13fa34af7bd6b&act=Print&client=printer&f=38&t=2251



Еще пример успешной реконструкции и плавания:

Датские энтузиасты исторической реконструкции 1 июля 2007 года отправятся в морское путешествие на борту крупнейшей реплики викингской ладьи-дракара.
30-метровая ладья "Хавхингстен фра Глендалу" ("Havhingsten fra Glendalough", "Конь моря из Глендалу") сконструирована по образцу викингского корабля XI века, найденного в датском Роскилле в 1962 году, но построенного в ирландском местечке Глендалу.

http://www.lenta.ru/news/2007/05/28/viking/



Ссылки по теме:

И. фон Фиркс Суда викингов
http://norse.ulver.com/articles/firks/index.html

Навигационное искусство викингов
http://norse.ru/history/common/viking-navigation.html

Музей кораблей викингов в Роскилле (Дания)
http://www.vikingeskibsmuseet.dk/index.php?id=1246&no_cache=1&L=1

Аутентичное изображение драккара на ковре из Байе (Bayeux Tapestry):



И немного о драккарах в Латвии:

Первые сведения о морских катастрофах в латвийских водах относятся к Х веку. Скандинавские руны сообщают о гибели кораблей с богатым грузом отважного викинга Свена у мыса Колка (Laumane,1996).
http://spbae.ru/rains_2004.htm



Экспозиция истории мореходства Латвии знакомит посетителей с морским транспортом Латвии, начиная с X в. и до наших дней.
В экспозиции Особенно интересны многие макеты и модели судов

http://www.rigamuz.lv/km/index.php?m=ekspozicijas&prev_main=ekspozicijas&s=kugniecibas_vesture&l=ru

Зал музея истории города Риги и мореходства:



Макет корабля викингов 9 века из музея истории города Риги и мореходства:



Раньше появление драккара наводило ужас на местное население. Теперь же оно вызывает радость. :-) Времена изменились - от тех времен нас отделяет больше десяти столетий...



Сейчас сохранились лишь легенды и предания о тех драккарах. А также пишутся новые сказки и небылицы о них...



А тех викингов, что правили драккарами, больше нет, лишь их молчаливые изображения можно найти на стенах рижских домов...


Tags: Викинги, Другие_страны, История, Латвия сегодня, Этнографическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →