Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Путешествие по эстонским замкам. Часть 7-я: Таллин, день второй

Продолжение. Начало тут:
О средневековых замках Латвии и Эстонии
Часть 1-я: Рига - Пярну - Виртсу - Муху
Часть 2-я: Муху - Сааремаа - Лихула
Часть 3-я: Лихула
Часть 4-я: Колувере
Часть 5-я: Колувере - Хаапсалу - Падизе - Кейла
Часть 6-я: Таллин, день первый

Уже давно никак не завершу свой рассказ о посещении Таллина. В прошлом выпуске было рассказано о втором дне путешествия, получившем завершение в Таллине. А теперь - о третьем дне.
С утра мы позавтракали в гостинице. Надо заметить, что в этом отношении маленькие гостиницы, имеющие всего несколько номеров, намного приятнее больших гостиниц. Например, когда мы были в Лихула, с утра к назначенному часу был сервирован столик, и имелся большой выбор шведского стола. В Таллине в большой многоэтажной гостинице это все поставлено на конвейер, и выбор намного меньше. Честно говоря, когда мы спустились к завтраку, мне это напомнило нашу студенческую столовку, обслуживавшую архитектурный факультет Рижского Технического университета. Большой зал, железные стулья, железные же поддоны, в которых небрежно сброшены упаковки со сливочным маслом, молочными пакетиками для кофе и прочим съестным. Никакого дизайна в интерьере. Персонал, который возобновлял содержимое поддонов только после того, как там разбиралось все до крошки. Кто пришел до смены ассортимента, остался без сыра, салфеток или чего-нибудь еще. Справедливости ради стоит отметить, что голодным оттуда никто не ушел.

После завтрака мы отправились к башне Толстая Маргарита, Морской музей в которой начинает свою работу со среды, почему накануне мы его и не посещали. Вообще, когда планируешь начинать путешествие по периметру Эстонии с понедельника, то лучше с ее западной части, где музеи работают в первой половине недели, и продолжать в восточной, где музейная жизнь кипит во второй. Специально ли так было задумано, не знаю, но я очень рада тому, что в свое время тщательно выписала из Интернета время работы музеев.

Приехали мы к Толстой Маргарите за полчаса до открытия, для того чтобы спокойно, без помех ее сфотографировать вместе с Морскими воротами. Тем не менее, там уже крутились какие-то скандинавы, которых приходилось в кадре прятать за кустами или просто отрезать низ кадра. :-)



В начале XVI столетия рядом с воротами, в ходе их перестройки, была возведена орудийная башня со 155 бойницами, которую за ее внушительные размеры - диаметр 25 м и высоту 20 м и прозвали Толстой Маргаритой. Это самая широкая в диаметре башня во всей Ливонии, на территории нынешней Латвии ей немного уступала по размерам орудийная башня замка в Саласпилсе (замок до наших дней не сохранился). За свою долгую историю Толстая Маргарита использовалась также как оружейный склад и тюрьма. Сегодня в башне располагается Эстонский морской музей, знакомящий с историей мореплавания и рыболовства в Эстонии.



Кстати, это единственный из эстонских музеев, который я посещала, где не разрешается фотографировать (даже за деньги). Поэтому интерьеров показать не могу, только немного опишу. Там внутри, среди массивных каменных стен с небольшими бойницами, устроена суперсовременная винтовая лестница синего цвета, соединяющая этажи экспозиции. Здесь, как и ожидалось, представлены макеты кораблей, корабельные пушки, рыболовецкое и водолазное снаряжение разных времен, пожелтевшие фотографии прославленных капитанов. С архитектурной точки зрения все грамотно и функционально распределено, стендами того же синего цвета обозначены переходы тематических зон. Прямо из башни можно выйти на небольшую огороженную площадку с морскими буйками впечатляющих размеров.



Кстати, только именно там становится заметно, что башня Толстая Маргарита не круглая в плане, а подковообразная.



Сбоку в кадр попала современная железобетонная лестница, никак, на мой взгляд, не сочетающаяся со старинной кладкой башни. Фотографии и планы таллинских укреплений, в том числе и Толстой Маргариты, можно посмотреть у меня на сайте тут: http://www.castle.lv/est/tallin.html - для тех, у кого проблемы траффика - там на странице одних превью-фото на 1 мб.




Простившись со Старым городом, мы поехали к дворцу Кадриорг. Заложенный еще Петром I в начале XVIII столетия Кадриорг получил свое название в честь жены царя - Екатерины I ("Долина Екатерины"). Небольшое уютное здание с клумбами во французском стиле не могло не очаровать. Ансамбль дворца состоял из двух неравных частей: большого пейзажного парка и значительно меньшего по площади регулярного сада в стиле барокко. В парке царил полумрак, и оттого сад за дворцом казался очень открытым и светлым. Белоснежные балюстрады, зеленые перголы настраивали на романтический лад.



И трудно было поверить, что вот тут, прямо за балюстрадой начинается территория дворца Президента Эстонии, и сам дворец виднеется за деревьями.



И нет никаких высоченных заборов, не торчат назойливо охранники с радиопередатчиками, коих постоянно наблюдаешь у Рижского замка. Над всем царит тишина и покой. На этом фото из Интернета видны внизу - Кадриоргский дворец, вверху - Президентский.



Зайдя вовнутрь Кадриоргского дворца, мы никак не ожидали встречи с этой дамой. :-) Как вы уже поняли, в Кадриорге расположен Художественный музей. Его собрание состоит из более 900 западноевропейских и русских живописных полотен, 3500 печатных изданий и около 3000 скульптур. Вестибюль и некоторые другие комнаты в главном здании сохранили свой первоначальный облик.



В те дни там проходила выставка работ Анжелики Кауфман. Той самой, к которой обращался Гаврила Державин:

Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус...

Небольшое отступление: Анжелика Кауфман родилась в Швейцарии и уже в одиннадцать лет начала писать портреты итальянских знаменитостей. По совету прославленного английского живописца сэра Джошуа Рейнольдса она переехала в Лондон. Вскоре художница стала известна своими историческими и мифологическими композициями, а также многочисленными портретами. В 1770-е годы Анжелика Кауфман выполняла заказы на росписи особняков, построенных по проектам братьев Адамс; нежный колорит и классический стиль этих сооружений вполне отвечали духу ее творчества. Идиллические сцены из классической мифологии переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности - благодаря этому искусство Анжелики Кауфман было очень популярно. Кроме того, в те времена женщины-художницы были редкостью, что также увеличивает интерес к ней.

Фотографировать картины - занятие бессмысленное со вспышкой, поэтому для общего представления о работах художницы даю ссылку на одну из ее работ из Эрмитажа. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/b2003/hm4_2_007_2.html

К сожалению, времени у нас было не так много, чтобы детально знакомиться с творчеством художницы, а потому пришлось приобрести каталог. Надо сказать, что в кассе музея довольно богатый выбор литературы по искусству и истории города Таллина, всегда можно найти что-то на свой вкус.



Затем из Кадриорга мы прогулялись до совершенно очаровательного павильона-беседки, на чем я настояла, заметив ее издалека при подъезде к Кадриоргу, хоть это и не предусматривалось программой. Но это изумительное сочетание солнца, воды, зелени, белоснежного сооружения и не менее белоснежного лебедя способно заворожить любого.



А рядом, близ памятника Крейцвальду (создателю эстонского народного эпоса "Калевипоэг"), раскинулись радующие глаз своим многоцветием клумбы и рабатки.



Недалеко от беседки мы увидели такую милую картину: молодой отец знакомит сынишку с природой во всех ее проявлениях (к сожалению, второй голубь на руке успел улететь, пока я сфотографировала эту сценку):



Дальше у нас по плану было посещение домика Петра I. Чтобы попасть к нему, нужно подняться по лестнице с препятствием в виде вертящейся струи для поливки клумб, требующей выжидательного момента. Но, к сожалению, домик был закрыт, а перед ним велись работы. Когда я такое вижу, мне сразу вспоминаются слова Назыма Хикмета, который, приехав в свое время в СССР, удивлялся тому, что там постоянно ломают асфальт, как будто ищут под ним алмазы.



К этому времени погода резко испортилась. Небо потемнело, окрасив все вокруг зловещими оттенками, подчеркиваемыми еще более тем, что деревья вокруг были старые, с сомкнутыми кронами. Начал накрапывать дождь, а затем сверкнула молния. Мы спешно загрузились в машину и уехали. Как оказалось, вовремя, ибо отверзлись хляби небесные... Тем не менее, дальше у нас было посещение Исторического музея в замке Маарьямяги. Это фото пришлось делать из машины, приспустив стекло, чтобы не залить камеру водой. Кстати, в свое время эта башенка и дверь снимались в «Собаке Баскервилей» в качестве входа в замок сэра Генри. Да, это и есть тот самый мрачный Баскервилль-холл из фильма:



В принципе, дождь для нас не был в тот момент особой помехой, поскольку сюда мы приехали знакомиться с экспозицией. Кстати, принципы ее комплектования удивительно схожи с историческим музеем в Рижском замке.
Здание, в котором расположился филиал Исторического музея в Таллине, ранее принадлежало графу Орлову-Давыдову. В 1874 г. граф купил участок на бывшем месте фабричного здания и выстроил что-то вроде средневекового замка, в неоготике - модном стиле того времени. Парк прилегающий к замку он назвал именем супруги и дочери (Мария) - Мариенберг. В эстонском варианте это звучит как Маарьямяги. В 1975 г. замок Маарьямяги был передан под Эстонский Исторический музей, собрание которого охватывает период с начала 19-го века до наших дней.

То ли по причине буднего дня, то ли из-за непогоды, но мы оказались единственными посетителями музея, обходящими экспозицию под гулкими сводами и привлекающими внимание эстонских тетушек-смотрительниц, во что бы то ни стало добродушно желающих с нами побеседовать на своем языке. :-) Вначале мы ознакомились с выставкой старинных стульев и кресел.



Затем было несколько залов с интерьерами разных мест и имущественных сословий – от крестьянства до дворянства. Очень люблю такие инсценировки сценок старого быта в музеях.



И на "закуску" в замке Маарьямяги было предложено познакомиться с дизайном современной мебели. Правда, такое сооружение трудно представить в собственной квартире, к примеру, если ты не поп-звезда или иной деятель шоу-бизнеса, к примеру. :-)



Затем на очереди было посещение монастыря св. Биргитты в Пирита - крупнейшего монастырского сооружения в Ливонии. К тому моменту, как мы подъехали к нему, дождь прекратился, уронив на прощание пару капель.



Ощущение от комплекса остались странные – перед ним огромное открытое пространство с видом на море, а зайдя в калитку, оказываешься в тесном камерном дворике, который буквально подавляет огромное каменное сооружение бывшей монастырской церкви с пустыми глазницами окон.



Очень приятная, доброжелательная манера кассира, продавшего мне билет и буклеты, сохранилась в памяти до сих пор. Суровая Биргитта и душевный прием, надгробные памятники близ церкви в пронзительно изумрудной зелени и черный пластик, натягиваемый рабочими на металлический каркас будущей эстрады внутри. Свинцовое небо и причудливый лабиринт остатков стен монастырских помещений – в нем не заблудиться, многие из них не выше половины человеческого роста – такой странной и неповторимой предстала Святая Биргитта, святая королевских кровей. Брат ее похоронен где-то в Риге, и неизвестно где, а культ сестры принесли сюда, на земли эстов датские миссионеры, положив начало будущему монастырю.



Последний взгляд, оборачиваясь на многозначную пустоту стен и – прощай, Таллин? Нет, этот гигантский, по меркам Эстонии, город так просто не отпускает… Мы едем уже по новым районам с их индустриальной застройкой, я берусь за мобильник, и в этот момент словно плитой припечатывает по голове от плохих новостей из дома. Слезы мешают мне набрать затем номер телефона знакомого врача для совета, и в это момент машину вдруг начинает резко бросать из стороны в сторону со страшным скрежетом, как будто мы оказались на гигантской стиральной доске, при том, что дорога абсолютно ровная, без выбоин. Это прямо подо мной спустило колесо! Впервые за все время, что мы ездим на машине. Приходится вытаскивать запаску и менять. Вот на такой ноте мы и простились с Таллином...

Поскольку мы остались без запасного колеса, то покатили по шоссе Таллин-Нарва в поисках автосервиса, а заодно газовой заправки. Впервые после того, как мы пересекли латвийско-эстонскую границу, потребовалась заправка. Не тут-то было: в Эстонии таких заправок раз-два и обчелся, уровень жизни тамошнего населения позволяет без проблем кататься на бензине, в отличие от Латвии. В Таллин возвращаться не хотелось, и мы ехали все вперед и вперед. В автосервис мы заехали, а вот к машине вернуться с новым колесом не смогли – все подступы отрезала стена дождя. Казалось, что весь годовой запас пролился на землю в эти минуты…

Но с этим ливнем практически закончились наши злоключения на эстонской земле. Закончился дождь практически так же внезапно, как и начался, и мы поехали обедать. В замок Кийу, самый маленький феодальный замок Европы, как утверждают путеводители. По дороге снова проехали большой ливень, но замок встретил нас солнечной погодой, свежеумытый и блистающий.



Об истории замка Кийу смотрите мою статью здесь http://www.castle.lv/est/kiiu.html, а путевые впечатления будут в следующий раз. :-)
Tags: Дворцы, Замки, Ливония, Остзейский край, Таллин, Эстония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments