?

Log in

No account? Create an account
Этот удивительный мир...
Сквозь инферно - Стасис Красаускас 
20-июл-2008 05:54 am
labyrinth
Что-то захотелось мне поговорить об искусстве, о его силе воздействия... Было мне лет семь, а, может, и меньше. Однажды родители взяли меня с собой в гости, а поскольку других детей там не было, чтобы не скучать, хозяева дали мне гору книжек, с которыми я и уединилась в хозяйской спальне. Среди прочих была книга, иллюстрированная литовским художником Стасисом Красаускасом. Увиденное там ошеломило и врезалось в память на всю жизнь. Я была ребенком, выросшим на творчестве Микеланджело и Вермеера Делфтского, Босха и Делакруа, любимой книжкой по искусству были "Музеи Ватикана. Рим", меня трудно было чем-то удивить. Но те работы как лезвие ножа вспороли тонкие покровы души, поселив там, в глубине сознания очень много мыслей... Я даже не читала стихов подле иллюстраций, я жила и умирала в них. Много лет спустя, в 2005 году, разыскивая в Интернете нужную мне информацию, я наткнулась на работы художника и мгновенно их узнала, узнав, наконец, и его имя. Но тогда не было полного собрания тех иллюстраций, всего одна или две из цикла. В этом году появились все, и хочу их вам показать - такими, как увидела тогда, без текста. Но смотреть надо не спеша, следуя за каждой линией, и тогда они будут говорить с вами. Обидно, что художник почти забыт в наше время...




Я не помню порядка этих рисунков, но, возможно, он был таким... Качество не очень - их, видимо, снимали фотоаппаратом, не сканировали, но даже и так ощущается сила и эмоциональность линий... Но я умолкаю, просто смотрите:
1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


Вот эта книга:



Роберт Рождественский. "Вечный огонь". Стасис Красаускас. "Вечно живые. Память"
http://blogrider.ru/communities/2125/posts/id/499916/robert_rozhdestvenskiyvechniy_ogonstasis_krasauskasvechno_zhiviepamyat.php

В 1975 году Стасис Красаускас создал, пожалуй, самую знаменитую свою серию - цикл эстампов "Вечно живые".
http://100.sovietmuseum.ru/krasauskas.htm

Знаменитый цикл гравюр Вечно живые, за которые художник получил премию Ленинского Комсомола
http://www.alib.ru/bs.php4?uid=585e5611a40d47603c389f6c7f6f1001473

Стихотворение Александра Винокура о художнике:

Стасис Красаускас - график, художник
Шестидесятых годов.
Линий язык, до него невозможный,
Освобожденный от слов.

Контуров магия. Росчерк небрежный -
И, создавая пример,
Тел и вещей оболочки мятежно
Пересекают барьер.

Там, выходя за границы пространства,
Преобразуют его,
Чтобы потом, возвратившись из странствий,
Не узнавать ничего.
http://zhurnal.lib.ru/w/winokur_a_b/krasauskas.shtml

Основной текст поста взят отсюда: http://www.ikleiner.info/lib/painter/painter-0035.shtml - а дополнительные вставки в текст ниже выделены другим цветом и дана ссылка на источник.

Вот и сам художник:



Родился Стасис Красаускас 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю общеобразовательную школу. В 1948-1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта, восемь раз завоевывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в заплывах на разные дистанции и в разных стилях. Мало кто знает, что Красаускас много лет отдал спорту, был профессиональным спортсменом.

Превращая образы в символы и метафоры, что бы ни воплощал Стасис Красаускас - космические метаморфозы поэзии Э. Межелайтиса или трагическую реальность "Вечно живых", человека или птицу,- он был заворожен тайной движения, которое стремился передать не только в пластике, но даже в настроении своих образов. Одна из выполненных им в 70-е годы графических серий так и называлась - "Движение". В этих автоцинкографиях Красаускас как в замедленной съемке показал остановленные мгновения движения спортсменов - баскетболиста, вратаря, гандболиста.



В 1952 году он поступил в Государственный художественный институт Литовской ССР в Вильнюсе и окончил его в 1958 году, получив диплом с отличием. В 1953 году женился на чудесной женщине Ниеле Лещукайтите, которую не раз рисовал и чей образ незримо присутствовал во многих его работах. В 1955 году у него родилась дочь Раса, а в 1960 - Айсте Юрга.

Это портрет Айсте в детстве:



Айсте в наши дни. Посмотрите, как точно художником было схвачено печально-недовольное выражение лица...



Частную коллекцию семьи Красаускаса представляет дочь художника Айсте Юрга Красаускайте. http://www.artmuseum-klgd.ru/news/3.22/

С 1961 года Стасис Красаускас начал преподавать в Государственном художественном институте Литовской ССР, а в 1962-м получил бронзовую медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге. Этой награды он был удостоен за иллюстрации к поэме Э. Межелайтиса "Человек", которые, как и сделанные приблизительно в это время иллюстрации к поэме Ю. Марцинкявичюса "Кровь и пепел", стали ключевыми во всем творчестве литовского графика. В них впервые в полную силу прозвучала главная тема его творчества - преодоление страданий во имя осуществления великой мечты о счастье. В этих работах гармонично были соединены две пластические системы - плоскостно-линеарная и скульптурно-объемная. В музыкальных, пластически выверенных линиях его гравюр трепетно, чувственно воплощаются даже сложные философские идеи, метафоры, поэтические обобщения.

Сильные крестьянские руки защищают в пространстве не только Земли, но, кажется, и всей Вселенной фигурку народного "бога". Это очень созвучно строкам Э. Межелайтиса:

В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках.
Я - как мост
Меж землей и солнцем...



Именно в 50-е годы литовские художники как бы наново открыли для себя традиционную народную культуру, резьбу по дереву, деревянную скульптуру. При внешней статичности, сдержанности, во всех произведениях Красаускаса проявляются характерные для литовской народной традиции экспрессия и пластическая выразительность. С самого начала Красаускас пробовал себя в рисунке, потом в эстампе, книжной графике. В 50-е годы именно в рисунке больше всего начала проявляться его индивидуальность. Постепенно переосмысление литературных образов стало главным направлением его творчества.

Иллюстрируя Межелайтиса, Красаускас даже линией подчеркивает ритмическое единство человека с природой. Округлость женского тела вызывает у него ассоциацию с округлостью яблока. А нежно стекающие волосы - с переплетением ветвей...
Как считают искусствоведы, именно с иллюстрациями к поэме Межелайтиса генетически связаны более поздние работы Красаускаса. Икар стал внутренним прообразом серии "Полет", а Ева - иллюстративного цикла "Рождение женщины".

В 1961-1963 годах в творчестве Красаускаса можно выделить Два направления пластических поисков. С одной стороны, в серии "Материнство" акцентируется материальность, скульптурный объем и даже массивность формы.
С другой, например, в линогравюре "К звездам" делаются главными штрих, линия.
Объем как бы дематериализуется, а штрих указывает траекторию движения предмета. Таким образом, женщина остается для художника символом жизни, а мужчина - символом творчества.
В это время Красаускас проиллюстрировал поэму Р. Рождественского "Реквием" и книгу Э. Межелайтиса "Кардиограмма".

В 1962 г. получил бронзовую медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за иллюстрации к поэме Э. Межелайтиса "Человек", Лауреат Государственной премии СССР (1976).
http://www.kuncinas.com/About_all/antakalnio_cemetery.htm



В 1964 году художник выполнил серию линогравюр "Песнь песней", в которой вновь, как в иллюстрациях к "Реквиему", подчеркнута одна из главных в философской системе Красаускаса мыслей - жизнь вырастает из смерти.

Красаускас часто ездил в творческие командировки, в 1966 году появилась серия его эстампов "Дальний Восток". В том же году он работал над сериями иллюстраций к "Авиаэтюдам" Э. Межелайтиса, "Песни песней" царя Соломона и к "Сонетам" В. Шекспира. Традиции европейского экспрессионизма переосмыслены Красаускасом в иллюстрациях к книге Ю. Марцинкявичюса "Стена".



Иллюстрации к “Песни песней Соломона” были выполнены в 1966 г. литовским графиком Стасисом Красаускасом в технике автоцинкографии http://esoserver.narod.ru/sol_song.htm

К своему удивлению я не нашла в интернете работ Красаускаса, то есть нашла очень мало, в основном на тему войны. Поэтому решила внести свою лепту - отсканировала открытки. Когда-то очень-очень любила эти работы. Жаль, что он рано ушёл из жизни. Талантливый мастер.
Посмотрите: http://blogs.privet.ru/user/chandra/tags/167605



Плоскостное и глубинное видение соединяются в серии эстампов Красаускаса "Детские открытия". С традициями эпохи Возрождения связан стиль иллюстраций к книге А. Венцловы "Знаешь ли ты тот край?".



В серии литографий "Лето" предметы и образы как бы растворяются в солнечном свете, а в выполненной в 1968 году серии эстампов "Окна" и иллюстрациях все громче, выразительней звучит тема окрыленности человека.

В конце 60-х годов в творчестве Красаускаса начали звучать трагические ноты. В рисунке "Материнство" главной делается не радость, а ужас перед тем, какие страданий могут выпасть на долю ребенка.



Красаускас создал много своих автопортретов, но особенно глубок его автопортрет "Кто я?". Здесь внешне физически сильный человек как бы скован внутренним своим бессилием от неразрешимости вопроса о своем назначении в этом мире и вообще о цели всего бытия.

И если литографии "Лето" 60-х годов были полны оптимизма, уверенности в своей силе, ощущения полноты жизни, то выполненная в 1971 году серия гравюр "Движение" заключает в себе внутренний драматизм. Каждое движение здесь - преодоление мускульного нервного напряжения. Близки по настроению к "Движению" и эстампы "Бегство от себя", "Земля и небо".

"Этюды на свободную тему" можно считать продолжением полных жизни иллюстраций к "Песни песней" царя Соломона, а вот серия эстампов "Полет" в творчестве Красаускаса - одна из самых мрачных. Ужас бытия в том, что человек, который Сначала мечтает, а потом пробует избавиться, вырваться из оков земного притяжения и взлететь, неминуемо встретится с парящей над землей безжалостной птицей зла... Эта птица ассоциативно связана с той, что была в серии Чюрлениса "Знаки зодиака".

В творчестве Красаускаса постоянно звучала тема земного предназначения мужчины и женщины. "Куда идешь, человек?" - спрашивает он в выполненной в 1973 году серии станковых автоцинкографий. Сильный, могучий мужчина сам приходит в ужас от сотворенных им бед. На плечах искалеченного титана - такой хрупкий, еще живой земной шар... Цикл автоцинкографий "Рождение женщины" - это поэма о красоте жизни, о гармонии бытия. Именно женщина воспринимается художником как одухотворенный образ вечного бытия.



В годы Второй мировой войны он был еще ребенком, но величайшая трагедия XX века осталась незаживающей раной, шрамом на его сердце. Всю жизнь он пытался понять причины страшных заблуждений человека, причины жестокости.

В 1975 году Стасис Красаускас создал, пожалуй, самую знаменитую свою серию - цикл эстампов "Вечно живые".

Здесь образы предельно обобщены, приподняты над конкретно-земным их значением, чувствуется безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты... Прекрасные женщины с глубокой печалью и скорбью в глазах, его товарищи-солдаты, с которыми шел он в бой, чудный конь, оседлать которого он, лежащий, бессилен... Как раз в это время Красаускас тяжело заболел и 10 февраля 1977 года его не стало.

Для тех, кто понимает - в тех работах было много инферно, и Стрела Аримана поразила его... Там такая энергетика, что мне думается, что он просто сжег себя...



Последней работой Красаускаса были иллюстрации к книге Л. Левчева "Пристрастия", в которой с особой силой звучит мысль о слиянии человека и природы, мысль о гармоничном начале бытия. В бесконечной, стекающей в космическое пространство реке света мужчина и женщина прислушиваются к дивной, едва уловимой музыке вечности...

С 60-х годов эмблемой одного из самых популярных всесоюзных литературно-художественных журналов "Юность" стала литогравюра Стасиса Красаускаса. Юное, нежное девичье лицо рождалось в таинственном переплетении встревоженных дуновением ветра линий-веточек, а один из листочков преображался в загадочную улыбку. Сама весна улыбалась нам, и в застойные 70-е привнося дух недавней оттепели 60-х.



С. Красаускас. «Юность». Линогравюра. 1961.

Именно эта работа повторена на могиле художника:



Дань художника социалистической идеологии – лишь несколько циклов иллюстраций (в том числе иллюстрации к поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»). Другие иллюстрации, среди них – «Реквием» (1961) Р. Рождественского, выходят за узкие пределы идеологии. В своих произведениях Стасис Красаускас создал своеобразную схему композиции графических работ, расширил границы жанра. Творчество Стасиса Красаускаса несет в себе печать вечности. Художник говорил не только на языке пульсирующей жизненной энергией линии, чистой знаковости, но и на языке визуализированных поэтических метафор, почти не изменившемся со времен библейских песней или элегий Ренессанса.
http://www.artmuseum-klgd.ru/exhibitions/exhibition1-5/2/

В 2005 году по этой ссылке на литовском языке была большая статья о художнике и в конце – список персональных выставок. Кто это все убрал? :-( http://lt.wikipedia.org/wiki/Stasys_Krasauskas

А на русском, к сожалению, по Интернету растиражированы только эти несколько строчек из БСЭ: http://bse.sci-lib.com/article065687.html

Выставка в Эстонии
http://www.hot.ee/vladui/S_Krasauskas/s_krasauskas.htm

Этот пост я пыталась сделать дважды, в 2005 году на одном форуме, а затем в ЖЖ 29 сентября 2007 года, но не хватало главного - той серии "Вечно живых", что вы видели вначале. Так пост и лежал в запасниках до сегодняшнего дня. Это к тому, что то, о чем пишу в ЖЖ, дается не просто, каждым постом проживается и переживается многое, какими бы сухими ни казались порой познавательные строчки. Надеюсь, что и вам будет близко творчество этого художника...
Comments 
20-июл-2008 03:31 am
Да, совершенно уникальный художник. Некоторые гравюры я видела раньше, хотя имя и не помнила, их ни с чем не спутаешь. Совершенно особое образное мышление.
Спасибо.
20-июл-2008 03:36 am
Спасибо, Вы поняли мою мысль, что его работы именно запоминаются и их можно узнать, сколько бы времени ни прошло...
20-июл-2008 04:03 am
Очень яркие вещи
20-июл-2008 04:15 am
А пОмните, в журнале "Смена", в почти каждом номере, находилось место для его работ?

И ещё его сатирические, юмористические рисунки в "Литературке" ...
20-июл-2008 05:09 am
"Смену" мы не выписывали, а вот "Литературка" - имеется в виду "Литературная газета", да? Там я его работ не помню, честно говоря. Как-то не ассоциируется он у меня с сатирой...
20-июл-2008 04:33 am
Да, сильные работы - я это скорей чувствую, чем вижу. Сама не смогла бы так проникнуться, как вы, но хорошо понимаю, что это возможно. Тем более в детстве.
20-июл-2008 05:10 am
я это скорей чувствую, чем вижу

Мне кажется, это правильный подход... Спасибо.
20-июл-2008 06:11 am
Очень хорошо помню свое детское потряение с Вечно живыми.
Это верно все.
20-июл-2008 11:59 am
Значит, я не одна такая была... Сколько Вам тогда лет было?
20-июл-2008 06:54 am
Замечательный художник!
20-июл-2008 12:00 pm
Вне всякого сомнения.
20-июл-2008 08:45 am
Пронзило!!!Примите мою признательность!
20-июл-2008 12:00 pm
Признательность нужно выразить художнику...
20-июл-2008 09:50 am
Первая серия не оставляет никаких слов... Спасибо огромное!
20-июл-2008 12:45 pm
Не за что! Хорошо, что теперь есть возможность видеть работы этого художника...
20-июл-2008 09:52 am
Да, работы несомненно "тяжелые", но пробирают насквозь. Увидев раз, их никогда уже не забыдешь!
20-июл-2008 05:11 pm
Спасибо! Увидела - и поняла тут же, что встречала его рисунки, и они завораживали своей точностью и лаконичностью. Да, эти тонкие линии... А имени художника не знала! Рисунки потрясающие!
20-июл-2008 07:54 pm
Вот это и есть показатель истинности гения художника, когда его работы запоминаются, несмотря ни на что...
20-июл-2008 07:09 pm
Спасибо!
Гениальное чаще всего просто.
Почти пол века назад я запомнил
В шар земной упираясь ногами,
Солнце шар я держу на руках

36.27 КБ

И ещё
Женщина
Ты в моих помыслах такая: под деревом зеленолистым, нагая, одним прикрытая листком античных сатуй, как рыба белая стройна, ты, словно, дерево ветвями, держишь в чудесных длинных, узких пальцах плод яблони, как небольшое солнце, округлый золотой моток, как будто предлагая свить из него нить бытия. О счастье - создавать творить!...
37.61 КБ

ЗЫ Впервые ставлю картинки в ЖЖ. :)
20-июл-2008 07:55 pm
Здорово! Спасибо, что показали, и что решились сделать что-то для себя новое. :-)
20-июл-2008 08:23 pm
помню этого художника!спсибо, что вспомнили! а "юность" - это ласочка из кола брюньона!
20-июл-2008 08:57 pm
Пожалуйста. Не поняла, какая ласочка из "Кола Брюньона", о чем Вы?
20-июл-2008 09:30 pm
Надгробием дали "Юность", как хорошо! Такая вечная весна...
20-июл-2008 09:33 pm
Никакая она не Ласочка, — товарищ что-то путает!
20-июл-2008 09:43 pm
Представляешь, совсем недавно, неделю назад мы с Володей открыли книгу с этими рисунками. Листали. Я не помню, чьи стихи были в книге (судя по всему, Роберта Рождественского), но рисунки запомнила очень хорошо... И вот открываю твой журнал... Спасибо! Увидела много новых.
20-июл-2008 09:51 pm
Таня, в посте приведено фото книги: http://pics.livejournal.com/renatar/pic/009q5xt4/s640x480 - где видны фамилли, и еще ссылка с таким комментарием:
Роберт Рождественский. "Вечный огонь". Стасис Красаускас. "Вечно живые. Память"
http://blogrider.ru/communities/2125/posts/id/499916/robert_rozhdestvenskiyvechniy_ogonstasis_krasauskasvechno_zhiviepamyat.php
- так что никаких сомнений в том, что это Роберт Рождественский, нет. ;-)
Можно вопрос: Нике будешь показывать эту книгу?
21-июл-2008 12:12 pm
"юность" - известный рисунок даже для меня.
очень сильные рисунки, и очень хороший пост.

Спасибо.
22-июл-2008 03:15 am
Вам спасибо за такой отзыв! "Юность", такое ощущение, много где публиковали. Мне смутно припоминается, что была обложка какой-то книги с этим рисунком...
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded ноя 13 2018, 11:20 pm GMT.