Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Category:

Места боевой славы штандартенфюрера фон Штирлица в Риге. Часть 1-я: Блюменштрассе

Вначале немного предисловия. Фильм "17 мгновений весны" уже давно перестал быть просто фильмом, он является одной из вех в культуре своего времени, эпизоды из него растащены на цитаты, созданы целые коллекции анекдотов.

Но меня в этот раз интересует то, что множество эпизодов фильма снималось в моем родном городе - в Риге. Вот что об этом пишут в Интернете:

Начались съемки 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету, ведь снимали в Германии, Прибалтике, Грузии. http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?&id=939

Кинематографическое начальство пожалело денег на зарубежные командировки, и в Берлине Лиознова снимала не так много. Цветочную улицу (Берн) нашли в Риге, границу между Германией и Швейцарией — на Кавказе, невыездного тогда Льва Дурова, получившего после роли провокатора Клауса кличку «главный бандит республики», пришлось пристрелить в подмосковном лесу — так дешевле.
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?year=2003&month=9&id=925

Впервые картинки тыловой жизни немцев были представлены в фильме Татьяны Лиозновой так обстоятельно, с любовью к деталям и даже с нескрываемым любованием. Свой досуг и деловые свидания герои сериала проводят под звуки приятной музыки в небольших уютных "подвальчиках" с неповторимыми, запоминающимися названиями "Пухлый Готлиб" или "Элефант" за кружкой пива, чашкой кофе, рюмкой коньяка или за партией в шахматы. Эти телекартинки - не что иное, как отражение обобщенно-притягательного образа западной жизни, уже сложившегося к тому времени в сознании переживших свою "революцию потребностей" советских людей, в особенности тех, кому удалось тогда побывать в Европе.
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?year=2003&month=9&id=762


Серия первая: Блюменштрассе - Яуниела


Описание у Юлиана Семенова:

Он шел на конспиративную квартиру, адрес которой ему дал Штирлиц, по пустынной улице.

Плейшнер пошел к дому, где помещалась явка, и, взглянув в окно, увидел высокого хозяина явки и черноволосого. Они стояли, беседуя о чем-то, между ними торчал большой цветок - сигнал провала. (Русский разведчик, почувствовав за собой слежку, успел выставить этот сигнал тревоги, а гестаповцы так и не смогли узнать, что этот цветок означает: "все в порядке" или "явка провалена". Но поскольку они были убеждены, что русский не знает об охоте за ним, они оставили все как было, а так как Плейшнер по рассеянности зашел сюда первый раз, не обратив внимания на цветок, гестаповцы решили, что на явке все в порядке.)

Плейшнер стоял возле окна в парадном - большого, немытого. Он выпрыгнул из окна - ногами вперед. Он хотел закричать, но не смог, потому что сердце его разорвалось, как только тело ощутило под собой стремительную пустоту.


Кадр из фильма


Улица в наши дни

О настоящей Блюменштрассе

Когда в этом фильме крупным планом показывают уличную табличку на Цветочной улице, то все забывают, что швейцарский немецкий отличается тем еще, что в нем отсутствует "эс-цет" и слово "улица" пишется через честное "ss".



Несколько лет назад я поехал в Берн, чтобы найти Цветочную улицу. Я знал, конечно, что знаменитый фильм снимался в Риге, на улице Яуниела, кажется, но все же поехал. Нужно мне было отчего-то посмотреть - как там? Стала для меня Цветочная улица символом отношений маленького человека и массовой культуры.

Итак, я все-таки пошел искать Цветочную улицу.
Цветочной улицы не было.

Был какой-то Цветочный переулок, вполне современной, послевоенной застройки. Я осмотрелся и неподалеку от нужного номера обнаружил кафе. Несколько разноплеменных людей сидели за пластмассовыми столиками. Эта пластмасса и строительные опилки в полиэтиленовых мешках вокруг подчеркивали правильность места.

Получалось, что Плейшнер должен был погибнуть в реальности точно так же, как герой "Пепла и алмаза" - среди какого-то мусора и прочих негероических предметов.

Я произнес перед ними речь о значении Плейшнера, и разноплеменный люд радостно согласился выпить за великого человека. Мы выпили, хотя один из моих новых знакомцев решил, что я - внук Плейшнера. И вот теперь внук, как наследник жертвы нацизма, приехал проведать памятное и скорбное место.

Меня хлопали по плечам и снова предлагали выпить.
http://www.mvs.gov.ua/sht/tv/st5.shtml
О рижской Блюменштрассе

В те времена, когда в Риге снимали «заграницу», Яуниела превращалась в лондонскую Бейкер-стрит, по которой прохаживались Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Василий Ливанов и Виталий Соломин).
Еще раз эта улочка Старой Риги прославилась в качестве Цветочной улицы в Берне, куда Штирлиц направил на явку профессора Плейшнера. Здесь он попал в гестаповскую западню и выбросился из окна, чтобы не попасть в застенки.
http://www.chas-daily.com/win/2006/01/04/g_002.html?r=32&

На самом деле, это не только швейцарская Цветочная улица из "Семнадцати мгновений весны", где падал из окна профессор Плейшнер, а также Фридрихштрассе в Берлине, по которой ездил Штирлиц, Бейкер-стрит из сериала о Шерлоке Холмсе. Богатая история у этой улицы, не правда ли?
http://www.mvs.gov.ua/sht/33_5.shtml

Пройдемся по бернской Блюменштрассе. Улица Тиргоню (здесь ошибка – это ул. Яуниела, прим. мое – Рената), что в Старой Риге, плавно изгибается, вот и дом, из окна которого в фильме выбросился профессор Плейшнер. Цветка, конечно, сейчас в окне нет, внутри квартируют какие-то бизнес-конторы. Нет на этой улице и милого зоомагазинчика с канарейками из фильма, зато в наличии пара-тройка дорогущих баров и ресторанов для интуристов. http://rus.delfi.lv/news/press/mklat/article.php?id=10775133

Вот в достоверности этих сведений я сомневаюсь, больше похоже на прикол:

Сердечно простившись с фирменными проводницами фирменного же поезда "Латвия" и водворившись в забронированные номера отеля "Рига", московские гости в моем сопровождении тут же отправились выбирать подходящий уголок Берна, где нашел свой конец профессор Плейшнер. Такая спешка была вызвана тем, что Евгений Евстигнеев спешил на гастроли, и съемки с его участием надо было уложить в первые же два-три дня.

- Где же видано, чтобы немецкий профессор со шведским паспортом в столице Швейцарии курил "Беломор" фабрики имени Урицкого? - пояснил Евстигнеев свои приобретения. И действительно, если хорошенько вглядеться, то можно увидеть, что в портсигаре у Плейшнера лежит "Рига". Это, конечно, не относится к той цигарке, которая лежала отдельно и с ядом, если под ядом не подразумевать табак вообще.

Оптимальное место для съемок мы отыскали довольно скоро – вблизи всемирно знаменитой Домской площади, на улочке Яуниела, которую с тех пор иногда называют Блюменштрассе или даже Штирлицштрассе. Некоторые сложности вызвало то, из какого окна должен выбрасываться Плейшнер, чтобы это выглядело достаточно убедительно с эстетической точки зрения. Пока главный оператор снимал ракурсы, я предложил на всякий случай подстелить под окном соломки.
- Не надо, - беспечно махнула рукой Татьяна Лиознова. - Евгений Александрович только примет яд, а прыгать из окна будет каскадер.

Кстати сказать, с Рижскими съемками "Семнадцати мгновений весны" связан еще один забавный эпизод. По первоначальному замыслу хозяйку птичьего магазинчика на Блюменштрассе, куда заглядывали и Плейшнер, и Штирлиц, должна была играть Вия Артмане, однако по каким-то причинам ее в это время не было в Риге. И когда встал вопрос о срочной замене, Лиознова решила на ходу изменить пол персонажа и предложила эту роль мне: - Товарищ Быдзанс, выручайте!
Наверное, я принял бы это заманчивое предложение и тем самым увековечился в мгновениях, но у меня была на примете другая, куда более оптимальная кандидатура: неподалеку находился банно-прачечный комбинат "Варавиксне", которым заведовал мой хороший знакомый Гунтис. По счастью, он оказался на месте, то есть в родной химчистке, и после недолгих уговоров с пристрастием согласился, хотя и с условием, что его загримируют до малой узнаваемости. И эта предосторожность оказалась весьма кстати - кто же мог знать, кем станет Гунтис лет двадцать спустя... http://rianova.narod.ru/kul/bdz.html


А это - злые гестаповцы, поджидающие бедного профессора Плейшнера в окне рядом со злополучным цветком...


Это окно находится на 4-м этаже вот этого дома, находившегося действительно на той же самой улице Яуниела


А вот тот самый момент, когда профессор Плейшнер выпадает из окна. Вот где в Риге такие витражи, что-то я и не припомню... Может, это в Таллинне? Или даже в павильоне "Мосфильма".


И - печальный финал профессора Плейшнера, лежащего на булыжной мостовой Блюменштрассе...



Ссылки на другие части:
Часть 2-я: площадь в Берне http://renatar.livejournal.com/11748.html
Часть 3-я: кафе "Элефант"? http://renatar.livejournal.com/14443.html
В Берлине. Часть 4-я: кабачок Готлиба http://renatar.livejournal.com/18492.html
Tags: Кино, Рига, Таблички, Штирлиц
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 181 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →