Рената (renatar) wrote,
Рената
renatar

Categories:

Семнадцать мгновений весны, ч.3 - церковь пастора Шлага

Обзавелась новым юзерпиком для кинематографических расследований. :-) Жаль, что его не было во времена рижской шерлокианы в моем журнале. Но продолжим изучать места боевой славы штандартенфюрера фон Штирлица в Риге. Одним из таких мест была церковь пастора Шлага, на самом деле - лютеранская церковь Креста, памятник архитектуры государственного значения, в Риге, ул. Ропажу (Ropažu iela) 120.



То, что рижская церковь Креста использовалась в съемках фильма в качестве церкви пастора Шлага, достаточно известно. Вот, например, одна цитата из Интернета:

Tему "Штирлиц в Риге" пора выносить в раздел про легендарных авантюристов. Касательно "Семнадцати мгновений весны". Церквушка на переезде у Тейки - та самая, где служил пастор Шлаг. Там ещё бутафорский памятник, обвязанный мешками с песком стоял.
http://www.countries.ru/index.cgi?pid=1616

Примечание: бутафорский памятник, обвязанный мешками, в фильме имеется. Но к эпизодам, связанным с церковью Креста он отношения не имеет.

Надо сказать, что в романе Юлиана Семенова самой церкви пастора Шлага не упоминается. Те отрывки, которые здесь процитированы, скорее свидетельствуют о доме пастора, а не церкви. Так что это уже изобретение кинематографистов.



Цитата из беседы Штирлица с агентом Клаусом о пребывании последнего у пастора Шлага:

- С куревом у пастора было плохо? - спросил Штирлиц не оборачиваясь.
- Да, я там замучился без курева... Старичок говорун, а мне хотелось повеситься без табака...
Агента звали Клаус.

- Вспомните еще раз: вас никто не видел у пастора?
- Нечего вспоминать - никто...
- Я имею в виду и наших людей.
- Вообще-то меня могли видеть ваши, если они наблюдали за домом этого старика. И то вряд ли... Я не видел никого...

http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt

Как видите, в книге речь идет о доме. В фильме пастор выходит из церкви, чтобы убедиться, что Клауса никто не ищет:



Судя по архитектуре портала, это должен быть вход в церковь Креста в Риге. Но который из нескольких? Самое интересное, что нужный нам находится рядом с главным входом (на фото - справа) и удивительно, что пастор предпочел обозревать окрестности лишь улицы Крустабазницас, в то время как от главного входа ему был бы виден весь перекресток упомянутой улицы с ул. Ропажу и сама ул. Ропажу (во времена съемок - ул. Гагарина):



Посмотрим же и другие возможные места для бегства агента Клауса, буде таковые понадобились бы. С другой стороны церкви есть немного похожий вход:



А вот еще один вход, расположенный на той же стороне, что и тот, откуда выходил пастор:



Он же на другом фото:



Но вернемся к Штирлицу и агенту Клаусу. Каким образом агент попал к пастору? Вот как об этом пишет Юлиан Семенов:

Штирлиц вспомнил, как неделю назад он сам одевал его в одежду каторжника, перед тем как устроить спектакль с прогоном заключенных через ту деревню, в которой теперь жил пастор Шлаг. Он вспомнил лицо Клауса тогда, неделю назад: его глаза лучились добротой и мужеством - он уже вошел в роль, которую ему предстояло сыграть.
http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt

Так это описывается в Интернете:

Предательство
Эпизод первый. Имитируется побег, провокатор Клаус в полосатой робе заключенного вбегает в церковь пастора Шлага. Вот она — эта мрачноватая кирха в Чиекуркалнсе, на пересечении улиц Ропажу и Крустабазницас. То бишь ул. Церкви Креста — так храм называется. Вокруг пустынно, чуть подтаял снег, грачи еще не прилетели, на кованой церковной ограде перекаркивается лишь пара ворон… Но мы чуть отвлеклись от совместного кинопросмотра.

http://rus.delfi.lv/news/press/mklat/article.php?id=10775133

Прогон заключенных в фильме:



Это место в наши дни. Как видите, аллея деревьев уже давно срублена, осталось всего одно-два дерева из всей аллеи:



Камера в фильме поднимается выше, и мы видим шпиль церкви Креста:



Шпиль с его узнаваемым силуэтом в наши дни (из-за дерева немного не получилось сфотографировать в том же ракурсе):



Вернемся к той дороге, по которой прошли заключенные. Ныне она выглядит вот так, с ухабами и рытвинами:



Судя по всему, когда-то на ней был асфальт (во время киносъемок?):



Обратите внимание, что на кинокадре во время прогона заключенных на переднем плане виден еще какой-то столбик забора. Сейчас ничего подобного там нет. И отчего-то кажется, что он бутафорский. Дело в том, что он не мог ничего такого собой огораживать. За ним пролегает полотно железной дороги, располагавшееся за спиной кинооператора:



И еще, к вопросу о заключенных. Не знаю, было ли в годы гитлеровской оккупации что-либо подобное в этом месте, но четверть века спустя стало известно о том, что здесь были захоронения расстрелянных заключенных. Обнаружила в Интернете фотографии эксгумации жертв коммунистического террора 1940-41 гг. возле церкви Креста в Риге (детям и людям с неуравновешенной психикой смотреть не рекомендуется, там виды полуразложившихся трупов с анатомическими подробностями):
http://www.lettia.lv/lv_a_baigais-gads.html
http://www.angelfire.com/ks3/klubs/lapas71.htm

По первой ссылке эти две фотографии относятся к месту захоронения возле церкви Креста:
http://home.parks.lv/leonards/BaigaisGads/Img/73.jpg
http://home.parks.lv/leonards/BaigaisGads/Img/740.jpg

По второй ссылке одна из верхних фотографий все-таки относится к Бикерниекам, а к церкви Креста относят вот эту:
http://www.angelfire.com/ks3/klubs/720.jpg

Есть также сведения, что на кладбище церкви Креста (Krusta kapi), основанном в 1913 г., расположенном на месте нынешнего кладбища Юглас, были захоронения прокаженных из лепрозория.
Мир праху ушедших, и вернемся к фильму.



Вот как Ю. Семенов описывает визит Штирлица к пастору:

7.3.1945 (22 часа 03 минуты)

- Добрый вечер, пастор, - сказал Штирлиц, быстро затворяя за собой дверь. - Простите, что я так поздно. Вы уже спали?
- Добрый вечер. Я уже спал, но пусть это не тревожит вас, входите, пожалуйста, сейчас я зажгу свечи. Присаживайтесь.
<...>
Перед тем как уйти, он спросил:
- Кроме вашей прислуги, в доме никого нет?
- Прислуги тоже нет дома, она уехала к родным.
- Можно осмотреть дом?
- Пожалуйста...
Штирлиц поднялся на второй этаж и посмотрел из-за занавески на улицу: центральная аллея маленького городка просматривалась отсюда вся. На аллее никого не было.

Юлиан Семенов. Семнадцать мгновений весны
http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt

Как видите, церковь нигде в романе не упомянута. Так она выглядела в советские времена (фото конца 1980-х годов). Вид со стороны главного входа на ул. Ропажу:



Рижская евангелическая лютеранская церковь Креста - местоположение и фото http://www.mesta.lv/index.php?p=2&id=5485
Местоположение на Викимапии http://wikimapia.org/125887/lv/
http://wikimapia.org/#y=56983978&x=24194217&z=17&m=s
- здесь можно видеть и железную дорогу (слева вверху) и перекресток улиц перед церковью:



К вопросу о том, как и где был убит агент Клаус. У Ю. Семенова:

Штирлиц убил Клауса выстрелом в висок. Они стояли на берегу озера. Здесь была запретная зона, но пост охраны - это Штирлиц знал точно - находился в двух километрах, уже начался налет, а во время налета пистолетный выстрел не слышен. Он рассчитал, что Клаус упадет с бетонной площадки - раньше отсюда ловили рыбу - прямо в воду.
Клаус упал в воду молча, кулем. Штирлиц бросил в то место, куда он упал, пистолет (версия самоубийства на почве нервного истощения выстроилась точно, письма были отправлены самим Клаусом), снял перчатки и пошел через лес к своей машине. До деревушки, где жил пастор Шлаг, было сорок километров. Штирлиц высчитал, что он будет у него через час, - он предусмотрел все, даже возможность предъявления алиби по времени...

http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt

В реальности же между церковью и местом убийства оказалось гораздо больше километров, если верить этому источнику:
А убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу. http://dimakozlov.ru/17.htm

Цитата из Интернета:

Итак, Клаус — провокатор по призванию, а не на службе, с удовольствием предает священника. И тогда Штирлиц убивает агента — стреляет он, кстати, в фильме всего один раз за все 12 серий. С брезгливейшим выражением на лице. Ибо насекомое-Клаус совершил ПРЕДАТЕЛЬСТВО, самый страшнейший его вид — предательство доверившегося тебе. Ведь пастор рисковал своей жизнью. Укрыть беглого заключенного (а Шлаг не мог не помочь, так как верил в заповеди Христовы) — это в нацистской Германии каралось, по меньшей мере, отправкой в концлагерь.

Войдем же тихо в эту лютеранскую кирху, спросим у ее нынешнего пастора, что такое предательство и как оно карается? Священник церкви Ивар Екабсонс говорит, что предательство — это смертный грех, а самым известным предателем был Иуда.

http://rus.delfi.lv/news/press/mklat/article.php?id=10775133

Войдем же в эту церковь! Вот пастор Шлаг в кино ремонтирует орган:



Или вот еще кадр (прошу прощения за качество, специально привела небольшую картинку, чтобы не перегружать пост):



Теперь смотрим какова же церковь Креста внутри:



И ее орган, ныне состоящий из одного мануала и десяти регистров, установленный еще до войны, так и не был закончен в период с 1931 года до 1943 года:



Как видите, интерьер церкви пастора Шлага, знакомый нам по фильму, снимался не здесь. А где же? Об этом вы узнаете в следующий раз. ;-) Пока же продолжим рассказ о церкви Креста.



В цитате выше было упомянуто имя нынешнего пастора церкви Креста. Но не все знают, что он имел отношение к кинематографу! Пусть это не был фильм "Семнадцать мгновений весны", но тем не менее, лучшего пастора для этой церкви и выдумать было бы трудно. :-) Перевожу с латышского отрывок из статьи "Пастор, который в детстве создал много ролей в кино, но актером не стал":

"Вакара Зиняс" ("Вечерние новости") 5 сентября 2006 г.
Ивар Екабсонс является пастором лютеранского прихода. Вот уже два года он служит в рижской церкви Креста.
- Как известно, Вы однажды сыграли главную роль в художественном фильме "Dullais Dauka" ("Чудной Даука).
- Мой отец Висвалдис работал в Марупском колхозе и мы, дети, посещали детский сад в Марупе, где известная нянечка Лиените была музыкальным руководителем. Мои братья Янис и Валдис пели в хоре вместе с Лиените в тогдашних популярных детских передачах. Когда снимался художественный фильм "Долгая дорога в дюнах" мой брат был выдвинут исполнительницей главной роли Лилитой Озолиней на роль ее маленького сына Эдгара. Так мы, все три брата, попали в фотоархив Рижской киностудии. И когда начали снимать фильм режиссера Инары Чаксте по произведению Судрабу Эджуса "Чудной Даука", пригласили меня, ученика 2-го класса попробоваться в роли чудного Дауки. До того не ходил на театральные сборища, однако создателям фильма что-то во мне показалось интересным. Съемки происходили в Этнографическом музее, так же как у моря в Звейниекциемсе.

http://www.tvnet.lv/men/life/article.php?id=30958



Надо сказать, что сведений об истории церкви Креста в литературе и др. источниках маловато. В самой церкви есть стенд "история церкви", но на нем, как видите, всего несколько бумажек и те сообщают о намеченных богослужениях:



Известно, что вначале церковь прихода была не здесь, а, так сказать, с другой стороны Бикерниекского леса. К 1897 году приход Бикерниекской церкви разросся, и настало время подумать о строительстве филиала. Первоначальная церковь прихода выглядела так:



Но во время нашего визита в церковь Креста вот что удалось сфотографировать в комнате пастора:
Сначала несколько деталей интерьера, старые окна:



Не менее старая дверь:



Но самое интересное - вот эти пожелтевшие листы, бывшие в рамке за стеклом:

&

Выражаю огромную благодарность egil_belshevic, который взял на себя труд расшифровать этот старолатышский текст, написанный готическим шрифтом и в старинной орфографии. Судя по всему, это копия текста, заложенного в фундамент при строительстве церкви. В нем рассказывается немного об истории прихода и его церквей:

В году одна тысяча девятьсот девятом, в пятнадцатый год правления Его Величества Царя НИКОЛАЯ II, в то время, когда Его Превосходительство тайный Советник НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗВЕГИНЦОВ был губернатором Видземе, ландрат Арвед фон Штрандманн (ARVED VON STRANDMANN) начальником Видземской консистории, Его высочество THEOPHIL GAEHTGENS генерал-суперинтендантом Видземе и главой города Риги был Джордж Армистед (GEORGE ARMITSTEAD), на посту пробста города Риги находился обер-пастор церкви Св. Якова Томас Гиргенсон (THOMAS GIRGENSOHN), конвент Бикерской общины состоял из следующих членов: начальника городского управления имениями городского советника Вильгельма фон Булмерингка (WILHELM VON BULMERINCQ), инспектора имений города Риги, заместителя патрона Бикерской общины Вольдемара фон Хана (WOLDEMAR VON HUHN), начальника церкви делегата конвента Мартина Берзиньша (MARTIN BEHRSINS) и пастора общины Александра Каде (ALEXANDER KADE) был сего дня, во воскресение пред Троицей, 10 МАЯ, с радостным благодарением и сердечными молитвами, положен для КРЕСТОВОЙ ЦЕРКВИ, Бикерской филиал-церкви
ЗАКЛАДНОЙ КАМЕНЬ.

Вышеупомянутый конвент, отмечая это праздничное событие и желая послужить потомкам, добавляет здесь ещё краткие сведения о Бикерской церкви и начале церкви Креста.
Бикерская община, как мало какая из стародавних общин, была вынуждена страдать и бороться для существования в перипетиях времен. Не установлено, что означает название общины. По старым рисункам Бротце, словом "Бикери" обозначался весь тогдашний край и произошло оно от слова "битес" - "пчелы". Якобы в древнейшие времена жители много занимались там пчеловодством.

В течение столетий за все католические времена в округе не было и следа церкви или молельного дома. Только в сведениях 1654 года, т.е. в шведские времена, читаем о назначении пастора, который получил квартиру в самой общине и вдобавок три крестьянских дома. Богослужения происходили где придется, в каком-нибудь доме, способном вместить прихожан. В 1692 году построили маленькую деревянную церквушку, которой была суждена весьма короткая жизнь. Пришли печальные годы войны и чумы 1701-1702, в которые новое семя в духовных нивах общины было уничтожено. Хотя в году 1709 совсем непригодное для богослужений здание церкви было восстановлено, но по прошествии пары месяцев, она вновь была поглощена ужасами войны. Церквушка была совершенно разрушена и большинство членов общины унесены моровым поветрием. В те годы, которые последовали за этим страшным временем, о духовном окормлении остатков общины заботились пасторы предместья со своими помощниками.

Год 1721 имеет особое значение тем, что в нем в присутствии Российского ЦАРЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО тогдашним генерал-суперинтендантом Видземе обер-пастором церкви Св. Петра и начальника городской министерии Генрихом фон Брюнингком (HEINRICH VON BRUININGK) кандидат Антон Барнхофф (ANTON BARNHOFF) был посвящен в пасторы Бикерской общины. Невзирая на это, никакого расцвета общине не было суждено. Прошло 40 лет, в течение которых пасторы приходили и уходили, а церкви все также не было. Богослужения проводились у Лубанской дороги на хуторе Кампе.

В 60-х годах XVIII столетия судьба общины стала меняться. Был положен закладной камень для новой каменной церкви во время служения пастора Иоганна Готфрида Руэндорфа (JOHANN GOTTFRIED RUHENDORFF). Он же, видимо, из глубин сердца на столике памяти велел написать следующие слова: "In Deo spes mea regnante Imperatrice Catharina II", т.е., "При царствовании Царицы Екатерины II возлагаю свою надежду на Бога".

1 октября 1766 года церковь была освящена и в честь правящей Царицы названа ЦЕРКОВЬЮ КАТАРИНЫ. При постройке этой церкви большие заслуги заработал старшина гильдии Св. Марии Эрнст Хендефогель (ERNST HENDEVOGEL), владелец имения Гравенхевда. Пусть здесь будет упомянуто также, что друг сего уважаемого мужа, известнейший поэт Гердер (HERDER), который в позднейшее время в Бикерской церкви читал проповеди, для праздника освящения сочинил кантату, которая в тот день в церкви и была спета.

Пусть этой по сей день стоящей церкви служит, если так угодно Богу, КРЕСТОВАЯ ЦЕРКОВЬ, получившая свое НАИМЕНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ И СЛАВУ КРЕСТА ИИСУСА ХРИСТА.
Сколь необходима эта церковь, поймет всякий, подчеркивая, что Бикерская община находится, так сказать, пред вратами Риги, с чем и тесно связаны ее расширение и задачи. Община росла в той же мере, в какой сам город вырос за свои старые ворота, о чем свидетельствует перенос Александровских ворот, и вместе с тем и община получила новые духовные задачи. Это более десяти лет назад уже признал тогдашний Бикерский пастор Карл Роттермунд (KARL ROTTERMUND), стараясь найти пути и средства, как община могла бы заполучить новый дом Божий. Это было объяснено в прошении к Видземской консистории, врученному в октябре 1896, под которым подписались около 2500 обитателей придорожья. Хоть старания не остались бесплодными, но из-за нехватки средств и других препятствий начатое дело далее не продвинулось.

8 февраля 1901 года конвент Бикерской церкви под руководством тогдашнего начальника церкви товарища городского головы Эмиля фон Беттихера (EMIL VON BOETTICHER) решил считать будущую церковь филиалом Бикерской церкви. 25 октября 1901 года церковному конвенту было дано разрешение Государя и Царя принять от Эмилии Менгель (EMILIA MENGEL) в похвальной доброте подаренный участок; в ноябре того же года после полученного разрешения от господина министра внутренних дел был составлен комитет для собирания средств под председательством тогдашнего заседателя консистории Арведа фон Штрандманна (ARVED VON STRANDMANN); в 1903 г. город подарил для церкви необходимый участок в три пурных места (в некоторых источниках - пурвиет - прим. мое - Рената), который по сравнению с ранее подаренным участком находился ближе к центру области.

Невзирая на то, что вследствие деятельности комитета пожертвованиями разных учреждений и другими дарами была собрана немалая сумма денег, она все же была недостаточна для постройки церкви по намеченным планам. Так это дело несколько лет стояло без изменений, потом пришли и годы революционного движения, в которых о начале строительства церкви нельзя было и думать.

Весною 1908 года конвент Бикерской церкви в вышеупомянутом составе решил начать строительство церкви. Руководителем стройки был избран архитект Вильгельм Бокслаф (WILHELM BOKSLAFF), разработавший первый план постройки, причем окончательная разработка плана в его нынешнем виде происходила в его бюро архитектором Эдгаром Фризендорфом (EDGAR FRIESENDORFF). Постройка здания была доверена мастеру каменщиков Петеру Рудсиню (PETER RUDSINS). Капитал стройки составил 60 000 рублей, ещё нехватка средств достигла 10 000 рублей.

Пусть здесь также будет упомянуто, что для основания стен церкви отчасти будут использованы камни, которые выкопаны из основания стен старой Рижской крепости.
Началась постройка церкви в сентябре 1908 года, и сегодня мы можем положить закладной камень. Пусть Бог поможет продолжить и закончить эту постройку Крестовой церкви; и пусть он оберегает от опасностей всех, кто при этом трудятся. Пусть Он даст, что сей дом, который возвысится здесь, навсегда останется местом, где дух евангелизма и христианская жизнь обитает, и которое пусть еще детям детей свидетельствует о единстве отцов и их любви к дорогой евангельско-лютеранской церкви.

Любопытно, что здесь рижским зодчим-каменщиком, возводившим церковь, значится К. Кергалвис (Krišjānis Ķergalvis, 1856-1936), которого Николай II, увидев работы Кергалвиса, ЛИЧНО пригласил его работать по всей России. Возможно, что начинал работу один мастер цеха каменщиков - Рудсиньш, а завершал другой - Кергалвис?



Это и предыдущее фото кликабельны:




Культовые сооружения в Прибалтике строились в соответствии с традициями, однако в начале 20 века появилось несколько шедевров стиля модерн, в Латвии именуемого югендстиль. Общий облик сохранял традиционные объемы и силуэты церковной архитектуры, но элементы оформления заимствованы из традиций народного зодчества, что позволяет отнести церковь Креста к такому ответвлению югендстиля как национальный романтизм. Архитектор Бокслаф построил еще одну церковь в подобном стиле - евангелически-лютеранскую церковь в Дубулты (Юрмала, 1905-1909). Фото церкви в Дубулты, сделанное ipaat можно посмотреть здесь: http://foto.mail.ru/mail/ipaat/View/3069.html



Церковь Креста на ул. Ропажу, 120. Филиальная церковь бывшего Бикерниекского (Бикеру) прихода. Построена в 1908-1909 гг. по проекту архитекторов В.Л.Н. Бокслафа и Э. Фризендорфа. Характерный образец архитектуры стиля "модерн" в формах национального романтизма, с асимметричной планировкой и сложной объемной композицией. В отделке фасадов применен естественный камень и шероховатая штукатурка, щипцы - фахверковой конструкции. Высокие крыши были покрыты черепицей.



Церковь является зданием зального типа на 800 мест с широким средним и узкими боковыми нефами и поперечным нефом с пологими крестовыми сводами. В 1943 году в алтарной части были установлены витражи, выполненные Ансисом Берзиньшем.



В 1983 г. в конце поперечного нефа и в западном нефе были пристроены предусмотренные первоначальным проектом балконы ( в несколько измененной форме), под первым балконом - малый зал.



Крыши временно покрыты жестью (информация 1989 года). Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное...



Интересно, что вначале авторы задумали церковь симметричной в плане, с готическими элементами и башней в стиле барокко, напоминающей сооружения Старой Риги. Однако проект неоднократно менялся, и в результате построенная церковь обрела асимметричную пространственную композицию. Пирамидальная башня разместилась сбоку от основного объема, примкнув к более протяженному крылу поперечного нефа. Эффектно выглядят цоколь и отделка громадных проемов тесаным природным камнем.



О дальнейшей истории церкви сведений крайне мало, на русском практически нет, на латышском вот что удалось накопать из Интернета:

С именем церкви связано, по-видимому имя Йоргиса Земитанса, в будущем командующего Северной Латвийской армией в боях за независимость страны. После окончания юнкерской школы в 1897 г. Земитанс поступил на службу в 116-й Малоярославский пехотный полк, который был дислоцирован в Риге в тогдашних казармах Крестовой церкви. http://www.republika.lv/?id=article&nid=1081
Вполне возможно, что посещал службы в этой церкви вместе с однополчанами, входя вот в эти двери?



Еще нашлась информация о находке какой-то книги, принадлежавшей участнице движения мазпулков (вроде скаутов, только помладше) церкви Креста Зелме Бахманис, подписанная президентом Латвии Карлисом Улманисом:
Vilis Veldre. Ceļi un cilvēki. P-s. "Zemnieka domas". Rīgā. 1937.
В книге имеется вклейка "Kārļa Ulmaņa grāmata". Ниже находится надпись от руки: "523. Krusta baznīcas mazpulka dalībniecei Bachmanis Zelmai par sekmīgu lauku darbu veikšanu. 1937.g. vasarā" и личная подпись Вождя. Это настоящий раритет.

http://www.dream.lv/forum/index.php?s=2ff70aa688e4f36781e371769741dec7&act=Print&client=printer&f=88&t=9641

О церкви упомянуто в воспоминаниях времен 2-й мировой войны:

Формирования Латышского легиона отходили в Курземе, переправившись через Даугаву возле Юмправмуйжи и Рамавы. Через Ригу было позволено пройти только разведывательному батальону 19-й дивизии под командованием майора Лауманиса. Путь батальона через Ригу 12 октября 1944 года вспоминает тогда 22-летний сержант Индулис Мадре.
"Нам пришел приказ отступать. Под вечер 12 октября уже смеркалось, когда части Красной Армии начали форсирование Киш-озера. После этого батальон начал путь отступления через Ригу. Русские амфибии переправились через Киш-озеро тогда, когда мы были у церкви Креста".

http://vip.latnet.lv/LPRA/4stasti.htm



Нашлась информация о том, что в советское время церковь продолжала свою службу. Так, 20 августа 1955 г. в ней поженилась пара Эдгар и Эдите Францисы, не так давно отметившие свой 50-летний юбилей http://www.jpd.gov.lv/lat/zina/2005/050830/jur_4_k.pdf

В советское время в церкви проводили свои собрания и баптисты, активно привлекавшие молодежь (в школах устраивали разносы и выволочки тем, кто туда ходил). Был здесь и русский баптистский приход! О баптистах, правда уже после 1991 года упомянуто здесь:

Русские баптистские приходы в Латвии в составе LBDS около десяти лет работали как автономные приходы, которых объединял Совет. Мое духовное перерождение и развитие произошли в автономной церкви Креста в Риге (пастор Иосиф Бондаренко), где принял Христа как своего Господа и Спасителя
где в 1991 г. вместе с женой Тамарой были крещены
http://home.lbds.lv/files/bv/07_07&08_JULIJS.pdf

Пастор баптистской церкви Креста Иосиф Бондаренко некоторое время назад уехал из Риги в США. На этой встрече также будет презентация книги Иосифа Даниловича
http://slavicbaptist.org/church/index.php?option=com_content&task=view&id=91&Itemid=58

Около этого времени мне помнится о том, что в церкви Креста должен был выступать некий американский астронавт. И я нашла подтверждение этому в этом сборнике кинохроники под названием:
"Январские баррикады в Риге. Трансцендентальная медитация Софии Седерхольм. Международный латвийский конгресс предпринимателей. Американский космонавт Джеймс Ирвин в Рижской церкви Креста". http://www.nfc.webserver.lv/lmdb/movies/movie.php?mov_id=2071

Чтобы понять, кто такой Джеймс Ирвин, приведу несколько цитат из Интернета, уж больно интересная у него биография:

Лунная пыль появилась на ней в 1971 году, когда астронавт Джеймс Ирвин совершил прилунение в рамках программы полета американского космического корабля "Apollo-15". Ирвин совершил целых три прогулки по лунной поверхности. Размер нашивки - 6 на 12 дюймов, или примерно 15 на 30 сантиметров. Ирвин срезал ее со скафандра, потому что сам скафандр с остальным оборудованием остался на Луне. Нашивка стала самым дорогим лотом из трехсот "космических принадлежностей", выставленных на аукционе Christie в минувшую субботу.
http://www.lenta.ru/world/1999/09/21/moon_dust/_Printed.htm

Астронавты Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин исследуют лунную поверхность во время экспедиции космического корабля Аполлон-15. Стартовавшая с Земли 26 июля 1971 года, эта экспедиция была первой, применившей луноход в прогулках по Луне. Экспедиция Аполлона-15 привезла с собой на Землю 76 кг лунных пород для детального изучения. http://agency.epsilon.ru/show_photo/id/39579/from/search/photo_story/2699/?lang=ru

Список искателей ковчега можно продолжить, но он будет неполным без упоминания американского астронавта Джеймса Ирвина. Впервые он покорил Арарат в 1984 году, но безуспешно. Спустя год космонавт вновь взобрался на гору, однако ковчега так и не нашел. http://www.gov.karelia.ru/Karelia/509/71.html

Один из наиболее известных искателей ковчега – американский астронавт Джеймс Ирвин. В 1989 году во время очередной экспедиции на Арарат он заснял на видеопленку необычный коричневый предмет. После ее просмотра ряд западных ученых высказали предположение, что на Арарате действительно находятся остатки Ноева ковчега.
http://www.religare.ru/print31682.htm



С этой кафедры астронавт рассказывал о своих поисках ковчега:



В церкви давал концерт Раймонд Паулс, хором дирижировал мой двоюродный брат Арвид Платперс.

Об этом концерте было упомянуто в Интернете:
В конце прошедшего года Раймонд Паулс смог попробовать себя в новом амплуа, в связи с этим в церкви Креста в Риге произошла премьера цикла духовных песен композитора, при участии пастора Гунтиса Дишлерса, мужского хора "Абсолвенты" и Нормунда Рутулиса.
http://www.media.lv/kv200001/000120/01.htm

О концертах в церкви информации достаточно много. Вот, например:

2005 г. Мероприятие музыки Ambient “Klusais Siltums” (Тихое тепло") в церкви Креста в Риге
http://www.klusadaba.lv/lat/promo/liquids/

Рождественский концерт для штаба Национальных вооруженных сил http://www.lc.mil.lv/?pid=menu&mid=40

В церкви 15 сентября этого года проходила 2-я конференция преподавателей воскресных школ (LELB Svētdienas skolu skolotāju 2. konference) - в целом пункты программы достаточно традиционны, но один удивил: презентация христианского баскетбола!
http://svskola.lelb.lv/lv/?ct=aktualitates&fu=read&id=10&start=1

Церковные скамьи:



На них вырезан такой орнамент:



И еще нашлась такая информация:

Латвийский Кабинет Министров
Положение о получателях грузов гуманитарной помощи, среди которых значатся баптистский приход Рижской церкви Креста и Рижский Крестовый евангелически-лютеранский приход.
Latvijas Republikas Ministru kabinets
1998.gada 16.jūnijā Noteikumi nr. 225
Rīgā (prot. nr.31, 14.§)
http://www.likumi.lv/doc.php?id=48749
http://www.ge.lv/separate/likumi_uc/MFIN_1cet_02.htm

Еще фотографии церкви можно посмотреть тут:
http://www.ailab.lv/Riga/sat/Krustab.htm

Ссылка и разрешение от меня на использование моих материалов обязательны.
Скриншоты из фильма большого размера от ipaat


Ссылки на другие части:
17 мгновений весны, ч.1 - где снимался фильм? http://renatar.livejournal.com/100399.html
17 мгновений весны, ч.2 - рижский вагон http://renatar.livejournal.com/100871.html
17 мгновений весны, ч.4 - церковь пастора Шлага внутри http://renatar.livejournal.com/102760.html
17 мгновений весны, ч.5 - рижские сигареты и бальзам? http://renatar.livejournal.com/103727.html
17 мгновений весны, ч.6 - где рожала радистка Кэт? http://renatar.livejournal.com/105351.html
Tags: История_Латвии, Рига, Штирлиц
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →