?

Log in

No account? Create an account
Этот удивительный мир...
Замок Медвежьей головы в Эстонии 
10-май-2011 05:43 am
kuressaare
Сегодня рассказ о не слишком известном месте, где находился средневековый замок Оденпе в эстонском городке Отепя (Otepää), который мы посетили еще в апреле этого года. Как центр зимних видов спорта в Прибалтике этот город многие знают, а вот его древнейшая и средневековая история остаются в тени, особенно на русском языке. Полную версию истории этого места можно посмотреть на моем сайте. А здесь хочу привести текст неизвестной пока в Интернете книги Хейно Мяги "Отепя-Кярику" Таллин "Ээсти раамат" 1973 и лишь кое-где дополнила его цитатами с Интернет-ресурсов. Язык книги несколько специфический, но узнаваемый для того времени. Кроме истории самого Отепя, я перепечатала несколько легенд о его окрестных местах. В отличие от латышских преданий, которые не упоминает только ленивый, эстонские мне вообще редко встречаются...



Далее, чтобы отличить источники, мой текст в посте выделен курсивом, текст из книги - обычным шрифтом, а цитаты из Интернета - коричневым цветом.

Местоположение волости и города Отепя на карте Эстонии и замка Оденпе на плане города:



Таким городище Линнамяги, где находился средневековый замок, предстало перед нашими глазами 2 апреля 2011 года:



Как говорилось, городище больше известно по спортивным состязаниям и репортажам:



Но и следы былой славы хранятся на городище:


На холме Линнамяги Отепяэ можно увидеть развалины первого в Эстонии строения из кирпича. В 1224 г. Герман I, став Тартуским епископом, возвел здесь первое городище своего епископства. В окрестностях епископского замка в XIII в. возникло поселение, где жили в основном ремесленники и купцы.
* Старейшие следы заселения на холме восходят примерно к смене летоисчисления. В XI в. Отепяэ был важнейшей твердыней древней земли Уганди.
* В 1937 г. на Линнамяги была установлена металлическая карта городищ.
* В рамках проекта тематического парка истории Отепяэ в плане возвести у подножия Линнамяги постройки, отражающие доисторическую эпоху.
Время и цены
Oткрыто круглосуточно
Бесплатно.
http://www.visitestonia.com/ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%8F%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B0-xii-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

Хорошим ориентиром для розыска городища при въезде в Отепя служит высотная доминанта церкви:



20 сентября 1876 г. Тартуское Эстонское сельскохозяйственное общество провело в церковном поместье первую Эстонскую сельскохозяйственную выставку.
4 июня 1884 г. в Отепяской церкви был освящён первый эстонский флаг. Поэтому при церкви имеется «Комната эстонского флага» и памятная доска об освящении эстонского флага. Недалеко от церкви есть также памятник эстонскому фольклористу, языковеду и общественному деятелю Якобу Хурту (1839—1907).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F2%E5%EF%FF

Это ещё и родина эстонского флага. В 1884 г. здесь был освящён сине-черно-белый флаг Эстонского студенческого общества, который впоследствии и стал государственным флагом Эстонии. Сегодня в церковной мызе Отепя находится музей эстонского флага. http://rezeknenka.livejournal.com/28128.html



Местоположение церкви и городища относительно друг друга на инфостенде у церкви (1 - церковь, 4 - городище):



В восточной части города, на холме Линнамяги (эст. Linnamägi, Городская гора) стоят развалины Отепяского епископского замка XIII в. Замок был построен на месте городища эстов, которое впервые упоминается в русских летописях в 1116 г. под именем Медвежья Голова. Учёные полагают, что поселение на горе Линнамяги существовало уже 2000 лет назад, а археологические находки на месте относятся ко 2-й пол. первого тысячелетия н.э. Первоначальное название поселения неизвестно, но учёные склоняются к мнению, согласно которому имя было связано с головой медведя. Немцы в своих хрониках название городища не переводили и вплоть до XIX века в качестве названия замка, а позже и посёлка, использовали немецкую транскрипцию Оденпе (нем. Odenpäh) не дошедшего до нас древнеэстонского названия места.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F2%E5%EF%FF

Являясь стратегическим и экономическим центром древней земли Уганди и находясь среди плодородных угодий, Отепя был одним из наиболее укрепленных опорных городищ эстов. Археологические раскопки показали, что еще до начала нашей эры гора Линнамяги в Отепя использовалась в качестве поселения. Постоянное поселение возникло здесь в 6-7 вв. Отепя расположен на пересечении путей. Отсюда шли дороги на северное побережье Эстонии, в крупные центры восточных соседей - русских во Псков и Новгород, а также на юг, к латгальским и ливским племенам. Из Отепя вели дороги на запад и северо-запад - в Вильянди и др. места. Т.о. Отепя находился в важной узловой точке соединения путей, и его значение особенно возросло в 11-12 вв, когда укрепилась связь указанных русских городов с морскими воротами на Балтийском море. Поэтому естественно, что в старинных русских летописях Отепя хорошо известен.



2 варианта городского герба и эмблема местного футбольного клуба.

Дело в том, что Отепя расположен на холмах и один из холмов своими очертаниями как раз и напоминает голову медведя. О медведях в Отепя Вам уж точно не дадут забыть - это символ города. Кстати, голова медведя изображена и на гербе города. http://rezeknenka.livejournal.com/28128.html

Впервые Отепя упоминается в "Новгородской летописи" 1116 г. под названием "Медвежья голова". В "Хронике Ливонии" Генриха Латышского, из которой наши историки черпают сведения об освободительной борьбе 13 в., Отепя известен под именем "Оти пеа" ("Голова медведя"). Названные источники, к сожалению, повествуют только об основных событиях. В них нет почти никаких сведений об Отепяском городище Линнамяги и о жизни в те времена. Чтобы добыть эти сведения, нам необходимо воспользоваться какими-то др. источниками.



Такой исторической книгой является сама гора Линнамяги, нужно только уметь "раскрыть" и "прочитать" ее. Впервые эту книгу "приоткрыл" в 1895 г. русский археолог С.К. Богоявленский. В 1950-61 гг. здесь проводились обширные раскопки Отепяской археологической экспедицией Института истории Академии наук Эстонской ССР под руководством ученого секретаря института О.Саадре. Культурный слой был вскрыт до глубины четырех метров, обнаружено более четырех тысяч находок. С 1968 г. археологические раскопки под руководством О. Саадре продолжаются [книга 1973 г. изд.]. Помощниками при раскопках стали юные краеведы Отепяской средней школы.



Отепяская гора Линнамяги представляет собой двухступенчатый природный холм, расположенный в направлении с севера на юг. Южная сторона холма крутым 16-метровым уступом возвышается над северной. Относительная высота южной части 30 м, абсолютная высота 165,6 м. Здесь и было расположено древнее городище. Склонам холма была придана большая крутизна, поверхность разровнена, и холм использовался как укрепленное поселение. Площадь как верхнего, так и нижнего плато более 3000 кв.м. При раскопках выяснилось, что более высокую южную часть горы использовали для проживания уже во 2-й пол. 1 тыс. до н.э. Леса и богатые рыбой водоемы в окрестностях горы Линнамяги давали жителям необходимое пропитание. По мере развития производства и производственных отношений менялся и характер использования горы Линнамяги. На верхнем плато возникло городище, окруженное земляным валом. В городище, по-видимому, проживал старейшина рода, а позднее старейшина округи. В случаях опасности городище использовалось как убежище.



Со временем на нижнем плато возникло подобие открытого поселения. Находки показывают, что здесь занимались кузнечным делом и другими ремеслами. На этом месте найдено множество тиглей для плавки бронзы, форм для литья металлов, ножей, шил, осколков точил, обломков веретен. Наряду с земледелием местные жители занимались также охотой и рыболовством. Найдено большое количество предметов русского и латвийского происхождения, которые попали сюда, очевидно, в результате товарообмена. По сравнению с другими более ранними городищами, оставленными в середине 1 тыс. н.э., Отепяское городище оставалось укрепленным местом и во второй половине этого тысячелетия, чему способствовали, без сомнения, благоприятные географические условия. С развитием общественных отношений менялся и характер Отепяского городища. Отепя не относилось к особенно крупным укреплениям более позднего периода, однако благодаря необычайно крутым и высоким склонам, оно было одним из наиболее защищенных.



В начале 13 в., когда началось наступление немецких феодалов, крепость была укреплена дополнительно. Собранными в округе гранитными камнями укрепили вал около ворот. Крепость обнесли частоколом. При раскопках, руководимых О.Саадре, в культурном слое были обнаружены угли и головни. Находки подтверждают летописные сведения о том, что городище неоднократно подвергалось пожарам. Среди находок имеется большое количество наконечников стрел, копий, дротиков, обломки мечей, пик и т.д. Кроме самой крепости укреплялись и ближайшие подступы к ней. Вероятно, городище было окружено водой. Об этом свидетельствуют заболоченная местность и зарастающее озеро Алевиярв на подступах к горе Линнамяги. В народе сохранились предания о тайных подводных тропах и о мосте из кож, с помощью которого поддерживалась связь с внешним миром.



В начале 13 в. Отепя оказывается в водовороте войны: на Эстонию нападают рыцари-крестоносцы. Весной 1200 г. под предводительством епископа Альберта в устье Даугавы прибыло 23 корабля с крестоносцами. Высадившись на берег, они силой оружия принудили местное население креститься. Укрепившись здесь, они стали готовиться к военным походам на земли эстонцев и русских. В конце лета 1208 г. войско епископа, Орден и купцы учинили опустошительный набег на Уганди. Хронист рассказывает, что многочисленное войско вторглось в Уганди, разграбило деревни и убило всех захваченных эстонцев. Дойдя до Отепя, они сожгли крепость, не сумевшую оказать им сопротивление. Лишь на четвертый день захватчики покинули замок, забрав с собой скот, пленных и другую добычу. Этим набегом было положено начало большой и длительной войне с целью покорения эстонцев. В 1210 г. немцы совершили новый набег на Уганди. Его главной целью было овладеть крепостью Отепя. Враг проник в крепость обманным путем. Предводитель орденского войска Бертольд обратился к осажденным с предложением вступить в мирные переговоры. Это ослабило бдительность угаласцев. Воспользовавшись этим, епископские войска с противоположной стороны ворвались в крепость. Противнику удалось занять вершину холма и главное укрепление. Мужчины были убиты, женщины взяты в плен и уведены в рабство, а сама крепость опустошена и вторично предана огню.



Захватчики повторяли набеги почти ежегодно и шаг за шагом продвигались все дальше в глубь страны. К началу 1217 г. немцам удалось превратить в своих данников жителей земель Уганди, Сакала, Соонтага и Ярвамаа. В 1216 г. немецкие захватчики предпринимают первую попытку создать свой опорный пункт в захваченной ими южной Эстонии. Отепяский замок они избрали очевидно потому, что он, во-первых, по сравнению с другими укреплениями в Эстонии, находился ближе всего к орденским владениям и во-вторых, чтобы создать плацдарм для дальнейшего вторжения в русские земли. Немцы заставили эстонцев заново отстроить сожженный замок Отепя и укрепить его "против русских и против других народов, до тех пор еще не крещенных", как отмечает немецкая хроника.



В самом начале 1217 г. Орден совершил из Отепя захватнический набег на Новгородскую землю, грабя и истребляя население с такой же жестокостью, как и в Эстонии. В начале 1217 г. новогородцы собрали могущественную рать, к которой присоединились также и Псковские войска. Русские разослали по всей Эстонии гонцов с призывом идти на осаду Отепя и изгнать из Эстонии захватчиков. На призыв русских, как отмечает "Хроника Ливонии", откликнулись "не только эзельцы (сааремасцы) и гарионцы (харьюмасцы), но и жители Сакала, уже давно крещенные, надеясь таким образом сбросить с себя и иго тевтонов, и крещение".



В феврале 1217 г. русско-эстонские союзные войска начали осаду Отепя. В сильно укрепленном замке немцы сосредоточили значительные силы. Они вступили с русскими в переговоры, а сами срочно послали за помощью. Немцы собрали большое, почти трехтысячное войско, во главе которого стоял магистр Ордена Волквин. На 17-й день осады это войско подошло к Отепя. Магистр Ордена хотел внезапно напасть на русские войска, заставить их отступить и освободить замок из кольца окружения. Однако орденские и епископские войска потерпели тяжелое поражение. были убиты многие знатные рыцари, в том числе и цесисский комтур Бертольд. Русские захватили семьсот лошадей. Псы-рыцари пытались укрыться за стенами замка, но это их не спасло. Через три дня осажденное в замке войско вынуждено было сдаться и просить мира.



О том, кто такие русские в книге Х.Мяги, подробнее освещается в этой цитате:
После возвращения в Псков Владимир попытался вернуть себе утраченный авторитет, возглавив борьбу с крестоносцами. В 1216 г. он отправился с дружиной в область Уганди - к замку Отепя (рус.: «Медвежья голова»), незадолго до того сильно разрушенному рыцарями. Отепя, расположенный недалеко от псковских рубежей, имел важное военно-стратегическое значение. Закрепиться там было бы большой удачей для псковичей. Князь рассчитывал заключить антиливонский союз со здешними эстами. Но те решили сохранить мир с ливонцами, которые в том же году начали восстанавливать укрепления. Поэтому псковичи вернулись домой, довольствовавшись данью с эстов.

Зимой 1216 - 1217 гг. князь Владимир возглавил новый поход в Ливонию. Эсты собирали силы для войны с крестоносцами, что давало надежду на создание русско-эстонского военного союза. Новгородский князь Мстислав Удалой был тогда в Южной Руси. Владимир предложил новгородцам объединить усилия для совместной экспедиции в Эстонию. Русские и эсты встретились около Отепя и в течение 17 дней осаждали замок. Обе стороны понесли большие потери и согласились на перемирие. Обратим внимание на то, что у рыцарей не было времени, чтобы полностью восстановить и сильно укрепить замок. Характерно также, что среди рыцарей – ленников епископа, защищавших замок, был зять Владимира – Теодорих. Естественен вопрос: действительно ли русские не могли взять Отепя? Или же князь Владимир предпочел использовать ситуацию, чтобы добиться от рыцарей соглашения на разграничение сфер влияния в Восточной Эстонии. Сомнительно, чтобы ливонцы отказались от южной части Уганди – от только что отстроенного замка Отепя. Однако псковичи могли претендовать на северную часть этой области с замком Тарту, где некогда новгородцы построили свое укрепление – Юрьев. В начале XIII в. постоянных представителей княжеской администрации там не было, но сохранялась большая русская колония. Кроме того, псковичи хотели получить права на небольшую область Вайгу к северу от Уганди, жители которой также платили дань Новгороду. Наконец, Владимир, очевидно, потребовал и сохранения права Пскова на дань с латгалов, а также вполне вероятно, что в условия мира входило прекратить военные действия крестоносцев против Пскова. Неясно, какая роль при всем этом отводилась Новгороду, но в отсутствие князя Мстислава Мстиславича новгородцы вряд ли могли повлиять на условия мира.
http://gubernia.pskovregion.org/number_82/13.php



Победа союзных войск под Отепя имела большое значение. В результате рыцари были вынуждены покинуть не только Уганди, но и остальную территорию Эстонии. Неоднократные победы русских над рыцарями-крестоносцами сильно встревожили епископа Альберта и обеспокоили папскую курию. Епископ Альберт понимал, что рыцарей Ордена, вассалов, а также ежегодно вербовавшихся в Ливонию крестоносцев для борьбы с русскими и эстонцами недостаточно. Летом 1218 г. он обратился с просьбой к датскому королю Вальдемару II оказать поддержку в завоевании эстонцев. В то время Дания была сильным феодальным государством. Она и прежде не раз осуществляла разбойничьи нападения на восточные берега Балтийского моря. В захвате этих земель, помимо феодалов, были заинтересованы также датские купцы. С помощью немцев Вальдемар II надеялся добиться большего успеха. Он сразу же согласился и, с одобрения папы, в 1219 г. начал большой захватнический поход против эстонцев. Теперь эстонцам предстояло бороться с двумя сильными противниками. Это оказалось им не под силу. Русские в то время отражали нашествие татарских орд и не смогли оказать эстонцам помощи. В 1224 г. немецким захватчикам вновь удалось овладеть Отепяским замком и превратить его в опорный пункт Тартуского епископства. Здесь была заложена одна из первых в Эстонии каменных крепостей, к строительству которой приступили в том же 1224 г.



Строили крепость главным образом местные эстонцы. Народное предание говорит, что обожженный кирпич передавали из рук в руки по цепочке, протянувшейся на несколько километров, от навеса, где изготовляли кирпич, до вершины холма. О.Саадре, на основании данных раскопок, пришел к выводу, что крепость вначале была окружена кирпичной стеной с наружным двором для защиты ворот, а затем строительные работы продолжались уже под прикрытием стен. На северной стороне каменной крепости была построена часовня, которую вскоре, однако, стали использовать в качестве помещения для стражи. Здания строились вдоль крепостной стены. Дорога в крепость шла с северной стороны холма на нижний уступ, и оттуда, вдоль восточного склона, к воротам крепости. Позднее для защиты дороги была построена стена от ворот крепости и вокруг нижнего (северного) уступа. Нижняя часть стены сложена из гранитных камней без связывающего вещества. Кирпичная стена, скрепленная раствором, начинается на высоте примерно двух метров. Крепость принадлежала епископу Герману, который в 1225 г. переехал в Тарту и оставил отепяскую округу на попечение своих родственников.



Отепяский епископский замок расширяли и перестраивали несколько раз, по-видимому, в 13 в. В настоящее время еще трудно дать полную картину замка, показать расположение его помещений и объяснить их назначение. Выяснить это в какой-то мере поможет обработка данных, полученных при раскопках.



В ходе раскопок выяснилось, что епископский замок был уничтожен в результате пожара - во всех откопанных помещениях найдены головни, предметы, побывавшие в огне, и закопченные части стен. Обнаружена монета, отчеканенная в Таллине около 1390 г., которая вместе с остальными монетами дает возможность датировать время пожара в замке. В те времена между феодалами нередко возникали внутренние распри, сопровождавшиеся набегами и поджогами замков. Из истории известно, что в 1396-97 гг. между Тартуским епископством и Орденом проходила ожесточенная война, в ходе которой Орден безжалостно разгромил епископство. Очевидно в этой войне серьезно пострадал и Отепяский замок.



В связи со строительством замка в начале 14 в. Отепя как крепость потеряла свое значение и после пожара ее, видимо, уже не восстанавливали. Замок развалился, а камни были использованы для строительства других построек. Поэтому в течение последующего длительного периода, когда Эстония попеременно переходила в руки немецких, шведских и польских захватчиков, Отепяский замок не имел уже ни военного, ни политического значения.



То, что в Отепяском замке поселился епископ, послужило, вероятно, толчком для возникновения средневекового города Отепя, где проживали, в основном, ремесленники. Жителям замка были необходимы различные кустарные изделия. Существование городка при Отепяском замке подтверждает обнаруженный при раскопках мостовой настил, остатки зданий и следы ремесленной деятельности.



В 1883 г. в болоте между церковью и Линнамяги на глубине 1,2 м обнаружили часть мощеной дороги. Находка была сделана при прокладке осушительной канавы. Интересно отметить, что здесь же была обнаружена цепь длиной 42,6 м, каждое звено которой было толщиной около 10 см. Предполагается, что это - цепь от подъемного моста, поскольку дорога в крепость из города вела по мосту через наполненный водой ров. На месте бывшего моста до сих пор сохранились вбитые в землю дубовые сваи. В 1953 г. при раскопках на территории между церковью и Линнамяги на глубине около 2,5 м обнаружен колодезный сруб. При очистке колодца были найдены два туеска из бересты и лыка.



У восточного склона горы Линнамяги расположено древнее кладбище - холм с каменным крестом, на восточной стороне которого высечен крест, напоминающий мальтийский. Вероятно, указанное кладбище также имело отношение к городу Отепя. В 1957 г. здесь раскопали участок площадью 24 кв.м, где обнаружили 44 частично и полностью сохранившихся скелета, которые в большинстве находились друг на друге и лежали головой на запад. Все предметы, найденные вблизи скелетов, относятся к 14 в. Можно предположить, что это массовое захоронение и могила относится либо к 1315 г., когда был большой голод, либо к 1351 г., когда в Ливонии свирепствовала чума. Все эти факты свидетельствуют о существовании поселения городского типа.



Найденные следы мостовой позволяют предположить, что средневековый Отепя находился на треугольнике, образованном холмом Линнамяги, старым кладбищем и теперешним центром совхоза. В городе была своя церковь, которая, очевидно, находилась на месте теперешней церкви. Ведь нельзя же было допускать простой народ в часовню св. Елизаветы, находившуюся в епископском замке.



При раскопках найдены следы существования различных ремесел. Так, обнаружено много железного лома, что говорит о деятельности кузнецов. Важное место среди ремесленников занимали сапожники, о чем свидетельствуют обрезки кожи, найденные при прокладки канализации. Вероятно, были в Отепя и колесники. Их изделия пользовались большим спросом. Дороги были плохие, а тяжелые обозы с товарами приходилось возить в далекий Псков и Тарту.



Каков был внутренний распорядок в городе, какие существовали гражданские права и обязанности - сведений об этом мы пока не имеем. Однако можно предположить, что городское население подчинялось не местным вассалам, а через фогта епископу. По-видимому, замок и город погибли в огне одновременно.



Позднее, в связи с перемещением торговых путей, центром торговли стал город Рига. Теперь обозы с товарами проезжали между Псковом и Ригой через Вастселийна, минуя Отепя. Поселение ремесленников находилось в сильной зависимости от замка и его жителей. Поскольку замок не был восстановлен, то и поселение ремесленников утратило свое значение. Это, по-видимому, и послужило причиной того, что средневековый город Отепя уже не восстанавливался.



В 1861 г. помещик имения Пюхаярве направил Рижскому губернскому правлению прошение с просьбой разрешить основать поселок вместо подмызка Нуустаку. Он обещал выделить для этой цели 50 лофштелей земли и предлагал назвать поселок "Вастсе-Отепя", т.к. недалеко отсюда находился древний Отепя.



1 апреля 1936 г. Отепя стал называться городом. Мы оказывается, были там почти в день 75-летия! :-)



На горе Линнамяги для туристов построен небольшой павильон, в котором можно укрыться от палящего зноя или внезапно хлынувшего дождя. У южного подножья Линнамяги, на пересеченной местности, зимой начинаются и кончаются лыжни. Городище, где много веков назад эстонцы защищали свою независмость, в наши дни стало местом народных гуляний. В первое десятилетие 20 в. сборы от праздников, проводившихся на горе Линнамяги, шли на содержание Отепяской средней школы, которая существовала на средства народа.



Традиция проведения гуляний на горе Линнамяги продолжается и в наши дни. Изменилось только их назначение. Постановки Отепяского народного театра на открытом воздухе воссоздают картины далекой старины и призывают ценить завоеванную свободу. За последние годы здесь была поставлена пьеса А. Китцберга "До первых петухов", пьеса Э. Борнхёэ "Борьба Виллу", опера Г. Эрнесакса "Пюхаярве", инсценировка романа Э. Вильде "Война в Махтра" и т.д. В 1960 г. начата консервация стен епископского замка. На фотографиях видно все, что от замка осталось в наши дни.



Поэт Юхан Сютисте написал на тему войны в Пюхаярве либретто к опере "Пюхаярв", музыку написал Густав Эрнесакс. В 1957 г. драмкружок Отепяского дома культуры поставил на горе Линнамяги по этому же либретто представление на открытом воздухе. Постановку посмотрели тысячи зрителей.



О горе Линнамяги существует множество преданий, в которых речь идет, главным образом, о поисках запрятанных здесь сокровищ. Несколько десятков лет тому назад за ночь оказывался вскопанным то один, то другой склон горы, местные жители пытались добраться до зарытых здесь кладов. Какой-то купец из Тарту, желая еще более увеличить свои богатства, нанял 10 студентов и ночью, чтобы найти захороненные ценности, стал копать на вершине горы. К восходу солнца была вырыта яма наподобие кратера глубиной почти в 10 м. Но сокровища так и не были найдены. По древнему преданию, эти клады охраняются заветным словом, а купец его, видимо, не знал. Утром разочарованный бесплодными поисками купец вместе со студентами покинул гору, даже не засыпав вырытую яму. Эта яма заметна и по сей день и многие считают ее древним колодцем на горе Линнамяги. Археологические раскопки, однако, доказали, что это место ничего общего с колодцем не имеет. Что же касается кладов, то они есть здесь на самом деле, но это не золото и серебро, а исторические находки.



Церковь реконструирована в 1890 г. по плану инженера Гулеке. Колокольню высотой в 51 м возвел строительный мастер Вебер в 1860 г. Церковь построена в неоготическом стиле. Орган создан в 1852 г. мастером Кесслером из Тарту. Алтарная роспись выполнена в 1880 г. Х.Спренаэлом.



При перестройке церкви в ее стенах были обнаружены человеческие кости. В народе бытуют рассказы о том, что при строительстве старой церкви стены разваливались. От стены, которую возводили днем, за ночь ничего не оставалось. Владелец имения согнал окрестных крестьян и спросил, кто из них желает стать церковным ключником. Крестьянин Отть, в надежде удостоиться более легкой доли, первым изъявил согласие. Крестьянина Оття заживо замуровали в фундаменте церкви. После этого стены уже не разваливались.



По др. данным, Отепяская церковь вообще не имела каменного фундамента. Вместо этого были вырыты канавы, которые заполнялись просеянным песком и утрамбовывались. Вот на таком основании и была построена церковь.



Отдельные пасторы Отепяской церкви вписали свои имена в историю эстонской культуры. Следует отметить немца Адриана Виргиниуса, который работал в Отепя в 1684-1704 гг. Под его редакцией в Риге был издан "Новый завет" на южно-эстонском наречии, первая книга на эстонском языке, которая не содержала немецкого текста.

О церкви и замке на английском с информационного стенда возле церкви:



Детали церкви:





Интерьеры:



>







И немного легенд вокруг Отепя


По поводу возникновения озера Пюхаярв легенда рассказывает, что оно появилось в те дни, когда шла борьба с железными рыцарями. С ними боролся уже Калевипоэг. После его гибели на его место встали Сулевипоэг, Алевипоэг и Олевипоэг. Они провели свой последний бой недалеко отсюда. Так близко, что их матери, которые сидели на холмах около озера, видели и слышали, как с треском ломались их копья о щиты железных рыцарей. Матери всегда оплакивают своих сыновей. Оплакивали их и эти матери - из слез образовалось озеро. Слезы матерей святы, поэтому и имя озеру дано Пюхаярв, что значит "Святое озеро".



Направляясь в сторону Тарту, на четвертом километре, на холме на опушке леса видна церковь Кастолатси. Церковь построена в 1873 г. По легенде, бытующей в народе, продолговатая гряда Валлимяги, расположенная к западу от церкви Кастолатси, получила свое название в период Северной войны. На этой горе находился укрепленный вал главного лагеря вражеского войска. Шведы в то время стояли примерно в 400 м к югу на продолговатом возвышении на болоте, которое сейчас называют горой Роодесемяги. Положение шведов было безнадежным. Они оказались в окружении, но укрепившись на маленьком холмике, упорно сопротивлялись. В какую бы сторону начальник гарнизона ни посылал своих лазутчиков, они возвращались со словами "Впереди рота русских". Отсюда и название холма Роодесемяги.



На расстоянии 5 км от Отепя - примерно километр вправо от шоссе Отепя-Тарту (около дороги Кинтсли - Вана-Отепя) находится гора Уандимяги, которую раньше ошибочно считали городищем. Легенда рассказывает об этой горе следующее: у старейшины Уанди Мээме была дочка-красавица Вайке. Однажды к городищу подошло рыцарское войско под водительством рыцаря Септимуса. рыцарей было много, а защитников городища совсем мало, сопротивление не имело смысла. По требованию народа начались переговоры с рыцарями. Молодой рыцарь Септимус увидел прекрасную Вайке и влюбился в нее. При сборе дани он, помимо прочего, потребовал себе девушку. Вайке пожертвовала собой ради народа и пошла в лагерь Септимуса. Перед тем, как покинуть родной дом, Вайке покончила с собой и завещала похоронить себя в родной земле. Молодой Септимус выполнил ее завещание и вместе с Вайке положил в могилу все золото, которое получил в качестве военных трофеев. Пастор, который видел, как зарывали золото, проклял Септимуса и заявил, что богатства никто не сможет выкопать. Оно само появится на поверхности при условии, если в сентябрьскую ночь в новолуние, в час трех духов (т.е. с 24.00 до 3.00 часов) кто-либо задом-наперед пройдет по могиле Вайке накрест и тем самым окрестит язычницу, которая свела с ума Септимуса. Условие: крест имеет в длину семь шагов и в ширину три шага, и искатель счастья не должен при этом оборачиваться. Местное население говорит, что раньше многие пытались найти могилу, но никто не сумел обнаружить ее.



Озеро Юуза. По преданию, недалеко отсюда, за горой Харьямяги, зарыты огромные богатства. Легенда говорит об этом следующее: во времена Северной войны войска шведского короля Карла XII при отступлении занимались грабежом и постепенно распались на разбойничьи отряды. Где-то в районе Арула один из таких отрядов оказался сильно побитым. В живых остался только офицер - командир отряда. Он успел на лошадях ускакать от преследователей вместе с награбленным добром. Огромная бочка и несколько бочонков были до краев наполнены золотом. Золота было так много, что четыре лошади под его тяжестью вскоре обессилели и пали. Грабителю пришлось зарыть золото в землю, а самому продолжить путь верхом. Вскоре его настигли, и он был сильно ранен. Шведский офицер умер не сразу, его подобрал и пытался лечить какой-то крестьянин. Перед смертью швед поведал крестьянину свою тайну об огромных богатствах, которые он захоронил. Он даже пытался описать место, где это произошло: "Если идти отсюда туда, то в девятой ложбине на расстоянии семи шведских мечей от ее конца, а ложбина сама в семидесяти саженях за большой и высокой горой".



Часть текста не поместилась в пост, продолжаю ниже в комментах:
Comments 
10-май-2011 02:44 am
Примерно в полукилометре от бывшего имения Арула в сторону Отепя дорога пересекает невысокий холм, называемый местными жителями "Мырзьямяги" ("невестина гора"). По правую сторону от дороги на обочине находится небольшой серый гранитный камень, который известен многим поколениям. В народе рассказывают, что в очень давние времена жила прекрасная девушка, у которой было два упрямых поклонника. Ни один из них не желал отказываться от своих притязаний. Наконец они договорились, что девушка достанется тому, кто первым до нее добежит. Этот своеобразный забег состоялся. Девушка ожидала своей участи на холме, который впоследствии стали называть Мырзьямяги. Соперники достигли цели одновременно. Поскольку ни один из них не пожелал отступиться от своих прав, девушку привязали к быкам, которые и разорвали ее надвое.

Второй вариант гласит, что невесте оба жениха были одинаково милы, и она каждому из них обещала выйти замуж. В наказание за неверность ее и разорвали пополам. В память о печальном событии на камне выдолблен крест. От времени крест потерял свои четкие контуры, но тем не менее хорошо различим. Он напоминает немецкий рыцарский крест. Отсюда и название камня "Мырзьяристикиви" ("невестин камень с крестом"). Предполагают, что крест сохранился со времен польского владычества.

Камень "с крестом" есть теперь и возле церкви в Отепя:



Подробнее о памятнике:
Установленный на холме перед Отепяэской Мариинской лютеранской церковью памятник воинам, павшим в Освободительной войне, примечателен тем, что он 30 лет находился спрятанным в недрах земли. После реновации памятник был открыт в 1989 г. Сохранившейся была верхняя часть памятника с надписью «СЛАВА ПАВШИМ» и 22 именами. Пропавшей осталась гранитная глыба с полным списком павших воинов. Работы по художественной обработке металла выполнил скульптор Юри Оявер.
Первоначальные эскизы памятника выполнил Вольдемар Мельник, скульптором был П. Веэбер. Первое торжественное открытие памятника состоялось 10 июня 1928 г.
http://www.visitestonia.com/ru/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC-%D0%B2-%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5



Так это место выглядит летом:



10-май-2011 02:45 am
Кстати, никто не мог бы помочь перевести с эстонского содержание этого текста про DVD?

Arheoloog Osvald Saadre leidis Otepää linnamäel 1955.a. kaevamiste käigus pronkseseme tükke, mis aastakümneid hiljem identifitseeriti Eesti vanimaks tulirelvaks.Arheoloog Jaak Mäll otsustas rekonstrueerida selle 14. sajandist pärit tulirelva, kasutades keskaegset valmistamistehnoloogiat. Ka katselaskmistel kasutatud püssirohi valmistati keskaegsete retseptiraamatute kohaselt.
http://aerling.blogspot.com/p/kirjandus-ja-film-ajaloost-ja.html
11-май-2011 11:16 am
"Aрхеолог Освальд Саадре в ходе раскопок городища Отепя нашел бронзовую пушку, которую десятилетия спустя идентифицировали как самое старейшее огнестрельное оружие в Эстонии.Археолог Яак Мялль решил реконструировать это оружие 14-го века , используя средневековые технологии изготовления. Также при пробном выстреле использовался порох, изготовленый согласно средневековой книге рецептов"

Как-то примерно так, перевел как умею.)
10-май-2011 03:49 am
Ух, ты сколько новой информации! Прочитала и впитала в себя с превеликим удовольствием. Это же надо сколь короткая жизнь, оказывается, была уготована замку в Отепя. Даже до Северной войны не дожил. А то немногое, что осталось от замка как-то не впечатляет - ну фундамент и фундамент :-) Кстати, в инфорцентре тетя достаточно хорошо понимала и говорила по-русски, но упорно говорила нам, что никакого замка в Отепя нет :-).
10-май-2011 03:56 am
Замка нет, есть только остатки фундаментов. ;-) Таких "заброшенных" замков в Ливонии было не так уж мало. Даже недалеко от Вас есть один такой - на Маконькалнсе.
Но вообще в Отепя надо бы как-нибудь летом выбраться. Зимой на гору лезть как-то несподручно... :-)
10-май-2011 05:41 am
Такие живописные места! Архитектура на высоте. Хочется смотреть и смотреть...
10-май-2011 01:05 pm
Вот этим мне Эстония и нравится...
10-май-2011 07:55 am
Спасибо. Очень интересно, тем более что в Отопя я была и церковь их мне очень понравилась.
Я деталаях ее показывала у себя в жж.
А вот про замок нам гид ничего не рассказывал.
Видимо, эстонцы считают что там нечего смотреть туристам. :)
10-май-2011 01:14 pm
О, точно! По-моему, Вы ее и в сообществе про Эстонию показывали. Тогда это было что-то незнакомое, потому не вспомнилась сразу. Большое спасибо за ссылку! В пост я ее добавить не смогу, потому что лимит не пускает, а на сайте - с удовольствием. Вы разрешите также Ваши фотографии церкви показать на сайте? С указанием авторства, разумеется.

Вот и выше дама-экскурсовод пишет, что в информационном центре им про замок не говорили. Не в первый раз сталкиваюсь с тем, что в туриндустрии игнорируются не зрелищные места. Мне как-то важнее, что там было, а не как выглядит. Но когда один раз в турпоездке прокатилась на автобусе с гидом и посмотрела на публику, многое стало понятно. Хлеба и зрелищ, одним словом...
10-май-2011 08:12 am
Действительно, как Медвежья голова. Спасибо за фотки.Теперь есть представление о месте.

С Оденпе связана ещё одна драматичная история - возможно, Вы её знаете. Князь Ярослав Владимирович, покидая Псков, оставил молодую жену Ефросинию, из рода полоцких князей. В Ливонии он женился на немке, ходил с рыцарями воевать Псковскую землю, дал дарственную грамоту, по которой уступал Псков Дерптскому епископству. А Ефросиния постриглась в монашки (под именем Евпраксия), основала Иоанновский монастырь на другом берегу Великой (против Крома), добротой и благочестием снискала любовь у псковитян. И вот, спустя почти двадцать лет (в 1244) Ярослав пригласил Ефросинию на свидание в Медвежью Голову. Чем руководствовался - непонятно. Ефросиния послушно поехала, и там её убил сын Ярослава от немки.
10-май-2011 01:17 pm
Нет, эту историю я как-то упустила... Большое спасибо, что рассказали! Источник информации, откуда история, не подскажете, случайно?
10-май-2011 08:16 am
Замечательный пост
Необыкновенно красивая церковь, холм крайне живописен, ну и история неисчерпаема!
10-май-2011 01:18 pm
Зимой там очень красиво, надо бы летом еще как-нибудь посмотреть...
Спасибо!
10-май-2011 08:49 am
Спасибо, Рената!
Очень интересно!
10-май-2011 01:18 pm
И тебе спасибо за интерес к этому посту!
10-май-2011 11:11 am
Спасибо, очень интересно и познавательно.
Могу добавить кое-что из времён Северной войны.

Упомянутый отепяский пастор А. Виргиниус по указу Карла XII формировал здесь в 1700 - 1702 г. крестьянское ополчение – ландмилицию. В целом по шведским прибалтийским землям это мероприятие было малоуспешным, но отряд Виргиниуса кое-где упоминается, очевидно пастор пользовался авторитетом у крестьян и сумел их мобилизовать.

После Нарвской битвы зимой 1700 – 1701 года в Отепя размещался корпус Спенса армии Карла XII.

30.07-02.8.1702 сюда совершили поход отряды Назимова и Чехицева армии Шереметева, разорявшего местность после победы при Гумельсгофе.
10-май-2011 01:21 pm
Надо же, пастор не только книжной работой занимался! Боевого характера, видимо был. :-)
Большое спасибо за дополнение из времен Северной войны, крайне интересно. Источник информации не подскажете? Я бы и на сайте указала бы также.
10-май-2011 05:14 pm
эх, жаль, не дожил замок... не перестаю удивляться тому, сколько всего можно нарыть в прибалтике :)
10-май-2011 05:24 pm
Так я давно всем говорю, что тут еще поле непаханое для всего... :-))
Эстонцы вон вообще это достопримечательностью не считают...
10-май-2011 06:13 pm
Жаль, что нет поездок в такие интересные места:-( А пост очень познавательный!
10-май-2011 07:57 pm
Нет, почему же, бывают, только нерегулярно, отслеживать надо. Или обычным рейсовым автобусом...
Спасибо!
10-май-2011 06:35 pm
Ээээх. Сколько у нас в балтии таких развалин.... Спасибо за интересный рассказ.
10-май-2011 08:02 pm
Остатки боевой славы крестоносцев, можно сказать... По Латвии у меня на сайте есть табличка, где написано, что в каком состоянии: http://www.castle.lv/latvija/kondicii.html
По Эстонии надо бы сделать...
11-май-2011 02:14 am
Нормальный вполне стиль у книги - советский такой %) Или вы имели в виду, стиль в оригинале (и переводили на "нормальный" язык)?
Вообще, в очередной раз поражаюсь, как вы ухитряетесь доставать редкую информацию и делать эксклюзивные материалы. Однажды они могут кому-нибудь очень пригодиться ;)
11-май-2011 02:29 am
Именно что советский, значит, мне не кажется, чувствуется. :-) На сайте в тексте о замке это все разбавлено цитатами из немецкой хроники, то есть равновесие соблюдено. :-)
С эстонского я переводить еще не готова. :-)) К счастью, в советское время издавалось много путеводителей в мягких обложках, это текст из одного такого.
Я поэтому показываю и рассказываю далеко не все, что могла бы. ;-)
11-май-2011 10:48 am
Да уж! Летом-то Отепяэ гораздо отепястее, чем зимой! Надо же, как мы почти к юбилею подъехали! Здорово. Вот эта картина мне нравится: http://img-fotki.yandex.ru/get/5904/wallls.7c/0_89634_9dc69e9f. Суровая горная страна Эстония! :)) И дивные совершенно сказки, особенно о прогулке задним ходом по языческой могилке. Вообще, коннечно, твои подборки – это клад, ещё получше, чем в недрах Линнамяги: такого ни в каких путеводителях не найдёшь. *Пошла медитировать на фрагмент о подмызке и лофштелях.*
11-май-2011 10:49 am
Хорошее слово "коннечно". %)
11-май-2011 04:21 pm
Какая красота! Но холм-то, холм... как будто нарочно кто насыпал.
11-май-2011 04:24 pm
В форме медвежьей головы, причем. ;-)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded ноя 20 2017, 1:40 pm GMT.